автор: Машитлова Марина Сергеевна
воспитатель
МКОУ «Прогимназия №70»
г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика

Духовно-нравственное воспитание

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Духовно-нравственная воспитанность всегда ценилась очень высоко. Но, к сожалению, в

настоящее время смяты нравственные ориентиры, и подрастающее поколение сменило

духовные ценности на безверие, агрессивность и бездуховность. Поэтому актуальность

проблемы воспитания духовных ценностей у младших дошкольников была и будет важна для изучения в наше время.

Воспитанность – это качество личности. Эти качества проявляются в человеке через его

поведение: его отношение к другим людям, честность, общительность, желание помочь другим. Нравственное знание для ребенка очень важно, не только для того, чтобы информировать о нормах поведения, но и для того, что бы дать представления о последствиях нарушения этих норм.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России – это педагогически

организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно -территориальные сообщества, а так же традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировое сообщество).

Определение было взято из «Концепции духовно-нравственного воспитания личности

гражданина России». Так как вопрос духовно-нравственного воспитания детей остается одним из ключевых, то поиск решения этой проблемы стоит перед родителями, обществом и государством в целом.

В частности, к неотъемлемым факторам формирования нравственной сферы ребенка

относят организацию совместной деятельности детей, которая способствует развитию их

взаимоотношений между собой. Именно с помощью такого общения ребенок усваивает

социально-исторический опыт, узнает как других людей, так и самого себя, собственных

возможности и способности.

Итогом сформировaнности нравственных качеств личности является внутренний

контроль, который является важным показателем. Он формируется непосредственно в активной деятельности ребенка, в его интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах.

Дошкольное образовательное учреждение должно подготовить ответственного гражданина, который будет самостоятельно оценивать то, что происходит вокруг него, а также будет выстраивать свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. И для того, что бы добиться этого, дошкольное учреждение должно формировать устойчивые духовно-нравственные свойства личности дошкольника. Для решения этой проблемы, воспитатель должен знать не только образовательную программу и методику ее преподавания, но и уметь направлять свою деятельность на нравственное воспитание. В детях нужно воспитывать благородное отношение к своему Отечеству, своей Родине, языку, народу, уважительное отношение ко всем народам России. 

Хочу отметить, что не только дошкольное учреждение влияет на формирование духовно-нравственных качеств, но и домашняя обстановка. Отношения в семье играют важную роль. Так как семья является традиционно главным институтом воспитания и именно от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если рaстет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, вспомним афоризм, который гласит, что, «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». И основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – это активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семью, придать ей целенаправленный и общественно значимый характер.

В рамках ФОП, духовно-нравственное воспитание предполагает педагогическую

поддержку становления высоконравственного ответственного молодого гражданина,

наделенного инициативой. Одно из важных ролей в становлении детских нравственных

ориентиров играет изучение родного языка. ФОП берет во внимание принцип этнокультурного развития, т.е. образовательная программа реализуется на родном языке. Основная задача духовно-нравственного воспитания по ФОП является воспитание гражданина и от того как будет поставлено это воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества.

В старшем дошкольном возрасте популярна «Диагностика нравственной воспитанности» по методике М.И. Шиловой. Диагностика содержит пять аспектов: отношение к обществу, патриотизм; отношение к учебной деятельности; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина).

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Управление

процессом воспитания предполагает обсуждение и анaлиз итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учaщимися, коллективно с группой, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Формирование нравственности происходит в дошкольном учреждении на всех занятиях. Но более подробно, я хочу остановиться на чтении художественной литературы. Как писал Ушинский К.Д.: «Чтение – упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтение – это нравственное воспитание, становления личности ребёнка, обогащения души через чтение, размышление, через чувства. В традиционные программе «Перспектива» используются в работе учебники Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой.

В этих учебниках представлен самый богатый выбор произведений духовно-

нравственной тематики: фольклора, прежде всего, пословиц, летописей, поговорок, сказок, а так же произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев),

наполненных «светлыми» мироощущениями. Прежде всего, духовно-нравственное воспитание имеет цель: сформировать православное мировоззрение у учащихся. Сейчас воспитателю нужно уметь не только объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но и уметь научить ребёнка жить по-христиански, т.е. помочь ему в духовном становлении.

НОД «литературное чтение» позволяет почти на каждом занятии уделять внимание

вопросам духовно-нравственного становления. Так, например, десятки детских рассказов,

написaнных Л.Н. Толстым, содержат в себе огромный мир размышлений и моральных

представлений автора. В своих работах, он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится и делает добро другим людям, кто чётко исполняет свой долг. В произведении «Акула» дети знакомиться с поступком сильного духом человека, мужественного артиллериста. Дети переживают вместе с отцом за мальчиков и осуждают их легкомысленное поведение, следят за опасностью, подстерегающей детей, и делают выводы этого рассказа. Старшие дошкольники сравнивают это произведение с другим «Прыжок». Рассказы очень похожи и настроением, и переживанием. Что в первом, что во втором произведениях, отец спасает сына, проявляет храбрость в трагические моменты. Именно такие сильные и решительные люди, их поступки формируют у детей смелость, умение действовать и не теряться. В рассказе Н. Носова «Огурцы», автор пытается донести до своего читателя, как важно иметь свое мнение не поддаваться настроению толпы. Герой рассказа, переборов свой внутренний страх, поступают по правилам доброты и нравственности. Нельзя оставить без внимания сказку «Морозко» А.Афанасьева, где жадность, зависть и злоба губят старуху и её дочь. Но торжествует здесь доброта, честность и бескорыстие второй героини – Настеньки.  

Задачи литературного чтения состоит в том, чтобы всё, о чём говорится на

занятиях, проходило через душу и сердце ученика, чтобы эти уроки стали уроками духовно- нравственного созревания. Приобщая дошкольников к духовным поискам человека в произведениях русских писателей, мы воспитываем людей, способных сопереживать, сострадать, и прощать чужие ошибки, а также любить и верить в великую и могучую страну –Россию.

В заключение хотелось бы отметить, что не смотря на то, что понятия о морали и

моральном поведении человека за последние тысячи лет уже сформированы учеными, тема сформированности нравственного поведения человека остается открытой. В основе воспитания и развития духовно-нравственной личности в старшем дошкольном возрасте лежит формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, с опорой на чувства других и эмоциональная отзывчивость. Роль воспитателя в нравственном становлении личности детей состоит в помощи продвигаться от базовых навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решений. Здесь очень важную роль играет компетентность педагога в данном вопросе, его умение применять разнообразные методы для более успешной работы с детьми. Для педагога важно поставить правильную цель. В нравственном воспитании таковой является формирование целостной, совершенной личности.

Примечания:

  1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника : разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 2. – С. 12-22.
  2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 3. – С. 18-26.
  3. Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. – 2015. – № 2. – С. 32-39. 7
  4. Науменко, Ю. Программа духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ: проектирование содержания / Ю. Науменко, // Коррекционно-развивающее образование. – 2015. – № 2. – С. 19-32. 8
Духовно-нравственное воспитание