автор: Мащенко Вера Валентиновна
учитель класса “Особый ребенок” МБОУ “Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ”, город Березники
“Коррекционно-развивающая среда класса обучающихся с ТМНР в условиях ФГОС”
Предметно-развивающая среда в классе обучающихся с ТМНР
(2 вариант АООП)
учитель 1 квалификационной категории Мащенко В.В.
Пребывание ребенка в школе организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности.
В школе ребенок находится значительное время, вступая во взаимоотношения, как со взрослыми, так и со сверстниками.
И очень важно, чтобы этот период пребывания в школе был комфортным и безопасным.
Чтобы учащиеся чувствовали себя комфортабельно и проявляли себя всесторонне, необходимо окружить их комплексом эстетических, психолого-педагогических условий. Предметно-развивающая среда способствует максимальной реализации образовательного потенциала.
Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет ребенку проявить и развить свои личностные качества: самостоятельность, инициативность, любознательность, старательность и др.Дети смогут найти себе партнера для совместной деятельности или игры. Правильно созданная развивающая среда способствует хорошему настроению и формированию учебной мотивации.
Пространство классной комнаты разбито на небольшие полузамкнутые пространства. Принципы развивающей среды класса: многофункциональность и рациональность использования пространства.
Учебная деятельность реализуется в сочетании с игровой деятельностью. В следствии значительное внимание уделяю учебной и игровой зоне. В учебной зоне размещены 2-х местные столы, которые регулируются по высоте (и один 1-местный стол), стулья по количеству учащихся и соответствующие их росту. На каждом столе установлены органайзеры с необходимыми принадлежностями. В учебной зоне размещен методический материал, дидактический материал, учебные пособия для всех типов уроков, игры, рабочие тетради, раздаточный материал. К учебной зоне относится настенный календарь природы, графическое расписание уроков на каждый день.
Информационная зона многофункциональна. Содержит 1 стенд, где размещаются: информация для родителей, выставки детских работ, поздравления, фотовыставки, опыт семейного воспитания.
Зона ТСО Здесь размещен компьютер, принтер, экран, проектор.
Игровая зона расположена в 3 встроенных шкафах, на полках. Содержит настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, тетрализованные игры, ширма, кукольный, пальчиковый и настольный театр, маски сказочных персонажей. Здесь же размещены различные виды конструкторов: деревянные, металлические, пластиковые, модульные, ЛЕГО, кубики, фигурки диких и домашних животных, насекомых земноводных. Для сюжетно-ролевых игр “Больница”, “Магазин”, “Семья используются игрушки, отражающие реальную жизнь, предметы-заменители для развития воображения, расширения творческих возможностей игры.
Материал соответствует требованиям Сан ПиНа. Учащиеся проявляют огромный интерес к этим предметам.
Коррекционная зона занимает 3 полки в шкафу. Материал периодически заменяется и обновляется. Здесь размещены игры на развитие сенсомоторных процессов: тактильный кубик, коробка для ощупывания, шумовые предметы, крупная и мелкая мозаика, волшебный мешочек, предметы для упражнений с водой, песком, тестом, сборно-разборные игрушки, парные картинки, шарики, предметы для нанизывания, шарики разного размера, пазлы разных размеров, пирамидки разных цветов и размеров, ленточки, вкладыши, шнуровки, хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. К этой зоне относятся 2сенсорных доски, которые размещены на стене. Данные игры используются с учащимися в индивидуальной и групповой работе.
Предметы постоянно обновляются и пополняются.
Для снятия напряжения, раздражения и усталости в классе оборудована
зона отдыха. К ней относятся: “Сухой дождь”, диванчик, пуф-кресло, туристические коврики, Су- Джок который быстро и эффективно помогает при эмоциональных и неврологических проблемах . Имеются музыкальные видеозаписи для релаксации. К зоне свободный доступ.
“Творческая ” зона находится на 2-х полках в закрытом шкафу. В ней находятся: цветная и ксероксная бумага, альбомы для рисования, оборудование для работы с бумагой (ножницы. фигурные дыроколы),карандаши, краски, фломастеры, мелки, баночки для воды, шаблоны для обводки, различные виды клея, образцы для раскрашивания, природный материал, пластилин, образцы народного художественного промысла. Дети имеют возможность заниматься как самостоятельной деятельностью, так и под контролем педагога. Так же здесь имеются папки с творческими работами учащихся, с которыми часто знакомятся родители, рассматривают дети. Рассматривание работ помогает ребенку почувствовать свою значимость, повышает самооценку.
Развивающая среда не статична. Ежегодно она развивается, меняется и пополняется . Хочется найти новые инновационные подходы, привлечь родителей к созданию подобных условий в семье.
Таким образом, предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую, коммуникативную функции, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности учеников.