автор: Медведева Наталья Николаевна

учитель МКОУ Каргатская средняя школа №2 им.Горького

ФГОС для детей с ОВЗ – инструмент развития образовательной системы

Медведева Наталья Николаевна

учитель

МКОУ КСШ№2 им. Горького

Новосибирская область, город Каргат

Аннотация. В этой статье говорится о том, что своевременно начатое и верно организованное обучение ребенка с ОВЗ должно быть решающим условием успешной социализации.  

Дети с ограниченными особенностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых мешает изучению образовательных программ за пределами особых условий способствующих обучению и воспитанию

Группа школьников с ОВЗ очень неоднородна. Это определяется тем, что в нее вступают школьники с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, речи, зрения, памяти опорно-двигательного аппарата,  с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Неблагополучие детей, которое могло являться серьезной предпосылкой для дальнейшего  нарушения их взаимодействия с находящимся вокруг миром, объясняет происхождение отклонений в их психическом развитии. Своевременно начатое и верно организованное обучение ребенка может позволить предупредить либо сгладить нарушения: к которым относится  немота, являющаяся следствием глухоты только при отсутствии особого обучения, а повреждение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире, однако необязательным следствием слепоты. Соответственно, степень психического развития школьника с ОВЗ зависит не от времени происхождения, характера  и даже этапа выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предыдущего обучения и воспитания.

Способности ребенка с ОВЗ открываются в обучении. Наиболее ключевые требования к уроку с детьми с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  •  попытка воздействия на все органы чувств;
  •  различные виды деятельности;
  • обращение к опыту школьника;
  •  удобные условия на уроке;
  •  ребенок обязан чувствовать успех в преодолении трудностей;
  •  дружба с учителя;
  • задания в небольшом количестве;
  •  игры;
  •  чувство самодостаточности, уважение к личности

В конце учебного года предусматривается вероятность перевода школьника на иной вариант ФГОС в соответствии с:

  • Запросом родителей
  • Заключением школьного консилиума

Особенные образовательные потребности отличаются у детей с ОВЗ различных категорий, так как задаются спецификой нарушения развития и определяют конкретную часть построения учебного процесса, обретают своё отображение в содержании образования. Наравне с этим разрешено отметить особенные потребности, относящиеся к детям с ОВЗ:

  • начать специализированное обучение ребенка сразу же после первых проявлений  нарушения развития ;
  • ввести в содержание обучения обучающегося особые разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся ровесников;
  • использовать особые способы, приемы и средства обучения(в том числе специально разработанные компьютерные технологии), позволяющие обеспечить реализацию «обходных путей» изучения;
  • индивидуализировать обучение школьника в большей степени, чем требуется для обычного развивающегося ребенка;
  • обеспечить уникальную пространственную и временную программу образовательной среды;
  • максимально расширить образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Поэтому, ещё одним важным этапом для разработки специального образовательного показателя является необходимость предугадать в структуре образования удовлетворения как общих со здоровыми ровесниками, так и специально предусмотренных образовательных потребностей, индивидуальных для всех группы и специфичных для всякой категории детей с ОВЗ.

Лишь удовлетворяя особенные образовательные потребности такого школьника, разрешено раскрыть ему путь к общему образованию.

В Концепции развития и усовершенствования Российского образования на период до 2020 года закреплено положение о том, что «Общеобразовательная школа обязана сформировывать целостную систематику  знаний, умений, навыков для всех категорий детей, а также проведение опыта самостоятельной деятельности и собственной ответственности обучающихся, то есть главные компетенции, определяющие инновационные свойства образования». Соответственно, образование предугадывает путь обновления в содержании всеобщего образования для введения компетентностного подхода.

Для решения проблемы при реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности, нужно:

  1. Поменять  взгляды на способности каждого школьника, так как все учащиеся имеют все шансы стать успешными, сделав свой собственный выбор в широчайшем диапазоне занятий; поэтому учителю необходимо уметь рассматривать любого  ученика для достижения успеха в какой-либо специальной области;
  2. Переформулировать цели обучения; высокий приоритет имеет цель развития личности с поддержкой индивидуализации обучения;
  3. Своевременно отказаться  от обычных процедур оценивания учащихся и образовательных программ;
  1. Поменять способы обучения, способы обязаны способствовать выявлению и формированию компетентностей детей в зависимости от их собственных склонностей и интересов.

А самая основная задача состоит не в том, как внедрить новые идеи, а в том, как освободиться от старых.

Использованная литература

  1. Стандартизация системы образования: ФГОС НОО, ФГОС ООО и СФГОС – идеи, вызовы, перспективы. Сост. Н.А.Кузь к.п.н., доцент, зав. каф. теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» 2015.
  2. Проектирование индивидуально-ориентированных коррекционных программ для детей с ОВЗ. Сост. Н.А.Кузь к.п.н., доцент, зав. каф. теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» 2015г.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” [Электронный ресурс]. URL:http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.

4.Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Б.П. Пузанов. М.: Академия, 1999.

ФГОС для детей с ОВЗ – инструмент развития образовательной системы