автор: Медведев Валерий Геннадьевич
учитель информатики
МБОУ «СШ № 65», город Иваново
Уроки информатики в 6 классе по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно»
Уроки информатики в 6 классе по теме
«Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно»
- Пояснительная записка
В данной работе представлена технологическая карта двух уроков информатики в 6 классе по теме «Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно». Тема «Системы счисления» является одной из важных тем в школьном курсе информатики. Необходимость ее изучения связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления. Соблюдение основных принципов (целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность, принцип дидактической спирали, принцип развивающего обучения), положенных в основу пропедевтического курса информатики для 5-6 классов (автор – Л.Л. Босова), позволяет достичь цели представленных уроков – создание условий для освоения учащимися способов перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно.
Реализация в образовательном процессе системнодеятельностного и личностноориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому в структуре предложенной технологической карты уроков предусмотрено:
- тщательное планирование каждого этапа деятельности;
- максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты уроков (автор – Н.Я. Мороз):
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- организационнодеятельностный блок (структуризация на действия и операции).
- Технологическая карта уроков
Учебный предмет: информатика.
Класс: 6.
Автор УМК: Л.Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Количество уроков: 2 урока по 45 минут.
Тема уроков: «Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно».
Цель уроков: создание условий для освоения учащимися способов перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно.
Задачи уроков:
1) Образовательные:
- актуализировать знания и умения учащихся по теме «Системы счисления»;
- узнать и освоить способы перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно;
- расширить представление о возможностях приложения Калькулятор.
2) Развивающие:
- развивать познавательный интерес, память, речь и внимание учащихся;
- развивать коммуникационную компетентность у учащихся;
- развивать навыки парной работы;
- развивать навыки индивидуальной практической деятельности;
- развивать логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня;
- работать над формированием умений делать выводы, анализировать;
- развивать рефлексивные умения.
3) Воспитательные:
- повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач;
- формировать умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- восприятие компьютера как инструмента обработки информации;
- воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Тип уроков: комбинированные.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации, наблюдение);
- практические (устные и письменные упражнения, практическая компьютерная работа);
- проблемное обучение.
Средства обучения:
- технические средства: персональный компьютер (компьютерный класс) с установленной операционной системой Windows, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- программные средства: компьютерная презентация, подготовленная в PowerPoint, приложение Калькулятор;
- раздаточный материал: карточки с заданиями.
номер слайда | задачи этапа | содержание | деятельность
учителя |
деятельность
учеников |
прогнозируемый
результат |
1 этап «Организационный момент», 1-2 мин. | |||||
1 | обеспечить рабочую обстановку на уроке | Учитель приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Формирует и дает установку на плодотворную совместную работу. | приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой на работу | слушают; самостоятельно проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу | |
2 этап «Активизация мышления и актуализация ранее изученного», 5 мин. | |||||
1 | 1) активизировать мышление;
2) актуализировать знания и умения по теме «Системы счисления» |
1) Что такое система счисления?
2) Назовите две группы систем счисления? 3) Какая система счисления называется непозиционной? 4) Приведите примеры непозиционных систем счисления. 5) Какая система счисления называется позиционной? 6) Что имеет каждая позиционная система счисления? 7) Как можно охарактеризовать привычную для нас систему счисления? 8) В какой системе счисления представлены числа в памяти компьютера? 9) Что значит представить десятичное число в развернутой форме? 10) Назовите десятичные разрядные слагаемые. 11) Представьте в виде суммы разрядных слагаемых десятичные числа 25 и 105 (задание выполняется в тетради). |
просит учащихся записать в тетради число и классная работа; осуществляет фронтальный опрос по ранее изученному материалу и проверку выполненного задания с помощью презентации и интерактивной доски | выполняют соответствующие записи в тетради; устно отвечают на вопросы учителя; письменно в тетради выполняют задание по представлению десятичного числа в развернутой форме и проверяют выполненное задание | |
3 этап «Постановка цели урока, формулирование темы первого урока», 3 мин. | |||||
1-2 | 1) поставить цель урока;
2) сформулировать тему |
Нам людям привычна десятичная система счисления, а в памяти компьютера числа представлены в двоичной системе счисления.
1) Какой вопрос возникает? 2) Что для этого нужно уметь? 3) Что для этого нужно знать? 4) Как вы сформулируете цель, которую мы будем реализовывать на уроке? 5) Как вы сформулируете тему урока? |
задает вопросы учащимся, используя презентацию; слушает ответы учащихся; обобщает; просит записать тему урока в тетрадь | отвечают на вопросы учителя; принимают участие в постановке целей и задач урока, формулировании темы урока; записывают тему урока в тетрадь | |
4 этап «Организация поисковой деятельности учащихся», 15 мин. | |||||
3-4 | 1) активизировать познавательную деятельность учащихся;
2) создать условия для вывода содержательного способа перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную; 3) сформулировать содержательный способ перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную; 4) познакомить с числами, исполняющими роль, аналогичную разрядным слагаемым в десятичной системе счисления
|
1) Известны различные способы перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вы хотите, чтобы я рассказал вам о них, или мы попытаемся отыскать эти способы вместе?
2) Предлагаю вам задачу, решение которой нужно оформить с помощью закрашивания соответствующих клеточек в имеющейся таблице. 3) Давайте проверим найденные решения, ответив на следующие вопросы: – С помощью каких из указанных гирь можно набрать вес 25 г, 48 г, 72 г? – Прав ли Джо Макдональд, утверждая, что с помощью такого набора гирь он может взвесить определенную порцию золотого песка? – Порцию какого максимального веса можно взвесить на весах, имея данный набор гирь? 4) Запишите представление данных чисел в виде суммы членов числового ряда от 1 до 64. 5) Так же как в случае представления десятичного числа в развернутой форме, цифры 1 и 0, на которые умножаются члены числового ряда от 1 до 64, составляют исходное число, но в другой – двоичной системе счисления. Запишем полученные двоичные числа. 6) Как вы думаете, какую роль выполняют числа 1, 2, 4, 8, 16, 64, …? 7) Заполните имеющуюся таблицу, записав соответствующие разрядные слагаемые. 8) Данный способ перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную называется содержательным и состоит в представлении десятичного числа в виде суммы соответствующих разрядных слагаемых. Однако выполнить это в уме довольно сложно. 9) Какой возникает вопрос? Нет ли способа проще? |
организует поисковую деятельность по созданию алгоритма через проблемную (поисковую) ситуацию | слушают задачу; в парах выполняют задание; отвечают на поставленные вопросы и делают соответствующие выводы, анализируют; записывают в тетради представление указанных чисел | |
5 этап «Знакомство с алгоритмом перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную», 5 мин. | |||||
5 | познакомить с формальным способом перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную | Рассмотрим второй способ – формальный. Он заключается в последовательном делении десятичного числа на основание двоичной системы счисления, т.е. на 2 (формулирует алгоритм на примере перевода десятичного числа 2510 в двоичную систему счисления).
. |
знакомит учащихся с алгоритмом перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную; демонстрирует на доске образец оформления | внимательно слушают, вместе с учителем записывают перевод числа | |
6 этап «Первичное осмысление и закрепление изученного», 10 мин. | |||||
5 | освоить алгоритм перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления | Перевод десятичных чисел 4810 и 7210 в двоичную систему счисления. | оказывает помощь учащемуся у доски; помогает учащимся, у которых данное задание вызвало затруднение; предлагает выполнить взаимопроверку | первое число переводит учащийся у доски, второе – самостоятельно с последующей взаимопроверкой | |
7 этап «Подведение итогов первого урока, рефлексия, постановка цели и формулирование темы второго урока», 5 мин. | |||||
6-7 | 1) подвести итоги первого урока;
2) обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе первого урока; 3) создать условия для формирования навыка самоанализа; 4) поставить цель и сформулировать тему второго урока |
1) Какую цель перед собой мы ставили в начале урока?
2) Как вы считаете, смогли мы ее реализовать? 3) Чему мы научились на уроке? 4) Сколько способов перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления вы узнали? 5) Какой способ, на ваш взгляд, лучше? Почему? 6) В чем заключается формальный способ перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления? 7) Какая наша следующая задача? 8) Сформулируйте, пожалуйста, тему второго урока. |
задает вопросы учащимся; слушает ответы учащихся; обобщает; просит записать тему второго урока в тетрадь | отвечают на вопросы учителя; обобщают и систематизируют полученные знания; принимают участие в постановке целей и задач второго урока, формулировании темы урока; записывают тему второго урока в тетрадь | |
8 этап «Объяснение нового материала
(представление алгоритма перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную)», 10 мин. |
|||||
7 | представить алгоритм перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную | 1) Я вам продемонстрирую способ перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Ваша задача – внимательно слушать, понять и выделить основные шаги алгоритма.
2) Преобразовать число, представленное в двоичной системе счисления, в десятичную выполнить довольно легко. Для этого необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение (рассматривает пример перевода числа 110012 из двоичной системы счисления в десятичную). |
знакомит учащихся с алгоритмом перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную; демонстрирует с помощью интерактивной доски образец оформления | внимательно слушают, вместе с учителем записывают перевод числа; формулируют алгоритм перевода | |
9 этап «Первичное осмысление и закрепление изученного материала», 15 мин. | |||||
7-8 | освоить алгоритм перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную | 1) Перевод чисел 1100002 и 10010002 из двоичной системы счисления в десятичную.
2) Самостоятельная работа учащихся на преобразование целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. 3) По итогам выполнения и проверки самостоятельной работы учитель сообщает: – Мы получили не просто результат. В математике такие квадраты называются магическими. Почему? (Найдите суммы чисел в каждом столбце, каждой строке и в диагоналях и сделайте соответствующий вывод). – Дома вы можете потренироваться в составлении подобных квадратов. |
оказывает помощь учащемуся у доски; помогает учащимся, у которых данное задание вызвало затруднение; предлагает учащимся выполнить взаимопроверку, самостоятельную работу; обобщает | первое число переводит учащийся у доски, второе – самостоятельно с последующей взаимопроверкой;
все учащиеся выполняют самостоятельную работу; проверяют полученные результаты, анализируют и делают вывод |
|
10 этап «Практическая работа на компьютере», 15 мин. | |||||
9-11 | расширить представление о возможностях приложения Калькулятор и научиться применять его для перевода чисел | 1) Переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную можно с помощью приложения Калькулятор. Демонстрирует с помощью интерактивной доски дополнительные возможности данного приложения Калькулятор.
2) Перевод с помощью приложения Калькулятор из десятичной системы счисления в двоичную и обратно следующих чисел: 3) Предлагаю вашему вниманию необычное стихотворение. Внимательно его послушайте и постарайтесь понять, почему оно необычное? С помощью приложения Калькулятор осуществите перевод всех используемых чисел в данном стихотворении из двоичной системы счисления в десятичную, результаты запишите на соответствующих строках карточки и прочитайте полученное стихотворение. |
демонстрирует учащимся с помощью интерактивной доски дополнительные возможности приложения Калькулятор; осуществляет перевод первого числа; оказывает помощь учащимся у доски; зачитывает стихотворение; слушает выводы учащихся; проверяет полученные результаты | слушают учителя; трое учащихся (поочередно) с помощью приложения Калькулятор на интерактивной доске осуществляют перевод чисел, остальные учащиеся внимательно смотрят и записывают полученные результаты в тетради; анализируют прослушанное стихотворение, делают выводы; выполняют индивидуальную самостоятельную работу за компьютером; проверяют полученные результаты, зачитывают стихотворение | |
11 этап «Подведение итогов, рефлексия», 3 мин. | |||||
12 | 1) подвести итоги уроков;
2) обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе двух уроков; 3) создать условия для формирования навыка самоанализа |
1) Какую цель перед собой мы ставили в начале урока?
2) Как вы считаете, мы смогли ее реализовать? 3) Чему мы научились? 4) Какие трудности возникали при выполнении заданий? 5) Какое задание, на ваш взгляд, было самым интересным? Выводы учителя. |
задает вопросы учащимся; слушает ответы учащихся; обобщает, делает выводы, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся | отвечают на вопросы учителя; обобщают и систематизируют полученные знания; анализируют и делают выводы | |
12 этап «Постановка домашнего задания», 2 мин. | |||||
13-14 | сформулировать домашнее задание, дать инструкцию по его выполнению | Учитель сообщает, что домашнее задание полностью вытекает из той работы, которая была проведена на двух уроках. Предлагает карточки с домашним заданием и инструктирует по его выполнению. | предлагает карточки с домашним заданием, инструктирует по его выполнению | слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник |