автор: Мезина Ольга Федоровна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад 9” г.Канаш
Пальчиковая гимнастика.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неcкоoрдинированные).
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития внимания, мышления, памяти, восприятия и речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Хорошо развитая кисть руки потянет за собой и развитие интеллекта.
Этот факт должен учитываться в системе учебно-воспитательной работы с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. В доречевой период, начиная с полугода, нужно делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги ежедневно в течение 2-3 минут. Пальчиковые и “ладонные” игры необходимы детям с самого раннего возраста. С 10-месячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Такие упражнения становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Следующий этап – самостоятельные движения. Ближе к году дети могут уже хорошо «рассказывать» ручками стихотворение «Мы капусту рубим-рубим», с удовольствием начинают играть в «Сороку» – отличное пальчиковое упражнение под известную говорилку.
Очень важно для развития речи то, что в пальчиковых играх подражательные действия сопровождаются стихами: заниматься веселее, развивается умение слушать, ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, как заклинание, утешают и успокаивают. В фольклоре существует масса потешек, народных игр, в которых сочетаются речь и движения рук.
Насколько малышу понравится игра, зависит и от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко.
Но не обязательно пальчиковая гимнастика должна сопровождаться рифмами. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Можно попробовать изобразить животных, насекомых или цветы, деревья. Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушками», как «жучок бежит», «собачка лает», и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения. “Пальчики здороваются”- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. “Человечек” – указательный и средний пальцы правой руки “бегают” по столу. “Корни деревьев” – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Детям постарше можно, например, рассказать сказку о маленьком гномике, который отправился в лес. Топ – топ (указательный и средний палец топают по столу, изображая ножки). А навстречу ему два ежика (руки шлепают по столу ладошками вниз). Шлеп – шлеп. Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек (сжимаем кулачок правой руки). Потом колючки расправил, перестал бояться (пальчики ложатся на стол ладонью вниз). Другой ежик испугался, сжался в комочек (Другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук). Этот ежик боится, а тот – колючки расправляет, храбрым становится.
Продолжение сказки целиком зависит от вашей фантазии. Гномик может убежать из леса, а может приползти змея (плавные движения ладони и кисти руки).
Малышам можно давать катать пальчиками деревянные, пластилиновые шарики различного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В дальнейшем детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук: кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Главное – всё должно происходить в игре. Упражнения должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, настроения, желания и возможностей ребят.