автор: Мельникова Ольга Юрьевна
музыкальный руководитель МБОУ детского сада №33 “Жемчужинка”
Проект “Классическая музыка в детском саду”
Проект «Классическая музыка в детском саду»
ФИО Мельникова О.Ю.
Должность
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Место работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Жемчужинка» комбинированного вида
Россия, город Старая Купавна, Ногинский р-н, Московская обл.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Паспорт проекта | 4 |
Актуальность | 5 |
Цель и задачи проекта | 6 |
Основные этапы реализации проекта | 7 |
Взаимодействие с социокультурным пространством города Москвы | 10 |
Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта. Содержание деятельности. | 11 |
Модель реализации педагогической деятельности с родителями
в условиях реализации проекта |
14 |
Мониторинг эффективности | 15 |
Ожидаемые результаты проекта | 16 |
Заключение | 17 |
Список литературы и Интернет-ресурсов | 18 |
Введение
«Не надо думать, что старая музыка устарела.
Подобно прекрасному правдивому слову
не сможет устареть прекрасная правдивая музыка»
Р.Шуман
В этом высказывании звучит мнение музыканта XIX века. Возникает вопрос: а как сейчас воспринимается классическая музыка. Достаточно ли она понятна в современном мире? В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив, вызвать сильное душевное волнение; способна побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить глубокие чувства, которые порой невозможно описать словами.
Самая сложная область музыкального искусства – классическая музыка. Слово
«классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:
И. С. Бах и В.А. Моцарт, А. Вивальди и Й. Гайдн, М. Глинка и П.Чайковский, Н. Римский- Корсаков, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов, В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты нашего детского сада считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.
Проект «Классическая музыка в детском саду» предполагает организацию встреч детей с профессиональными музыкантами-исполнителями, а также посещение детских музыкальных театров, абонементов и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольниками. Проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной, итоговый. В ходе его реализации проводятся беседы-концерты познавательного цикла с использованием мультимедийных презентаций, консультации для родителей и воспитателей. В результате реализации проекта расширится представление детей о музыкальной классике, композиторах, музыкальных инструментах, сформируется интерес к музыке и умение её слушать, повысится качество методического сопровождения в практике работы детского сада по данной теме.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Педагогический проект «Классическая музыка в детском саду» |
Организация заявитель
Адрес |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Жемчужинка» комбинированного вида Россия, город Старая Купавна, Ногинский р-н, Московская обл. |
Разработчики проекта | Музыкальный руководитель Мельникова О.Ю. |
Цель проекта | Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.
Способствование музыкальному и общекультурному развитию дошкольников. |
Задачи проекта | 1. Расширять знания детей о классической музыке. 2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении. 3. Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств. 4. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости. 5. Привлечь родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям. 6. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей. |
Срок реализации | долгосрочный |
Ожидаемые результаты | Организация и проведение встреч детей с исполнителями классической музыки значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном развитии, а также в социальной и творческой сферах. |
Трансляция проекта | Информация на сайт ДОУ |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору».
П. И. Чайковский
Актуальность проекта. Роль и значение музыкального искусства в обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.
Задачи:
- Расширять знания детей о классической музыке.
2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении. - Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
- Привлечь родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
- Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.
Предмет проектирования: организация образовательной среды, обеспечивающей расширение представлений детей о классической музыке в живом исполнении.
Замысел проекта. Мы считаем, что систематическая работа по ознакомлению детей с лучшими образцами классической музыки, будет прививать интерес к музыкальному искусству, способствовать воспитанию художественного вкуса.
Факторы, обеспечивающие реализацию проекта:
– систематическая и планомерная работа по слушанию музыки на музыкальных занятиях в детском саду;
– ознакомление детей с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей, высокохудожественными и доступными дошкольникам;
– использование адекватных возрасту детей методов работы с музыкальным репертуаром;
– специальная подготовка детей к встрече с профессиональными исполнителями классической музыки может проходить в форме бесед или литературно – музыкальных композиций, предваряющих восприятие концерта в детском саду;
– беседы с детьми о прослушанном концерте в последующие дни;
– создание условий для отражения услышанного и увиденного на концерте в различных видах детского творчества (игре на ДМИ, активном слушании, детских рисунках).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
Цель: самосовершенствование по данной теме. |
||
|
Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. | октябрь – декабрь |
Цель: реализация проекта в образовательную практику. |
||
|
Проявится и разовьётся устойчивый познавательный интерес к музыке, расширятся музыкально-эстетические потребности. Сформируется представление о музыкальных жанрах, музыкальной форме, средствах музыкальной выразительности. | январь – май |
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. |
||
|
Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. | Май |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- Дети 5 – 7 лет
- Музыкальные руководители
- Воспитатели и специалисты ДОУ
- Родители
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально – техническое:
- Аудио, фотоаппаратура, средства ЭОР
- Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое:
- Методическая и нотная литература
- Музыкально-дидактические игры.
- Конспекты бесед о композиторах-классиках и музыкальных инструментах.
- Мультимедийные презентации о музыкальных инструментах и композиторах-классиках.
В основу работы легли следующие ПРИНЦИПЫ:
-
- Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
- Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями,
- Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
- Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра на ДМИ, постановка музыкальных сказок).
Мониторинг эффективности.
Мониторинг музыкального воспитания осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальной НОД, концертов-бесед, развлечений.
При диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника мы руководствовались положениями С.И.Мерзляковой, О.П. Радыновой.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку;
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более содержательными;
– стали подбирать теплые и холодные цвета красок к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
– создавать ритмо-пластические этюды и импровизационные танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать фрагменты классической музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Положительным результатом своего опыта считаем достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДМШ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.
Таким образом, эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников успешнее формируется при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.
1 | Интервьюирование детей | «Что ты знаешь о классической музыке?» |
2 | Индивидуальные беседы с детьми | «Мои любимые классические музыкальные произведения» |
3 | Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей | |
4 | Анализ продуктивной деятельности (рисунки) | «В гостях у сказки»
«Моя ласковая мама» «Времена года. Весна» |
5 | Анкетирование родителей | «Классическая музыка в вашей семье»
(октябрь-май)
|
Итогом реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» станет музыкальный праздник «Приглашаем вас на бал!» с использованием средств ЭОР.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п |
Направления работы |
Содержание деятельности |
Дата |
1 | Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической музыке с использованием мультимедийных презентаций. |
1. 4. «Времена года в творчестве композиторов». Осень
2. «В гостях у сказки». П. Чайковский «Щелкунчик» 2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова»
Ш. Гуно» 4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна. П.И. Чайковский, А. Вивальди |
октябрь
январь февраль март апрель |
2 | Цикл бесед- концертов об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке» |
1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1. 2. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 2. З. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 3. 4. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 4. |
ноябрь февраль март апрель |
3 | Посещение музеев и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольного возраста в г. Москве | «В мире музыки»
«Музыкальные инструменты народов мира» |
В течение года |
4 | Взаимодействие с ДМШ | Экскурсия «Хочу быть музыкантом!»
Посещение отчётного концерта учащихся и преподавателей ДМШ |
апрель
май |
5 | Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков. | Экскурсия в библиотеку №117
«Музыкальные страницы» |
октябрь – май |
7 | Собрание файлотеки «Музыкальная классика – это интересно».
Подбор и создание мультимедийных |
Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др.
1. Презентация «Симфонический оркестр» 2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» 3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков» 4. Презентации «Времена года» |
октябрь – май |
8 | Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов- исполнителей. | «Нежной скрипки звук прелестный»
«Его величество фортепиано» «Волшебная флейта» |
март
апрель |
9 | Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку» | «Музыкальная акварель» | октябрь – май |
10 | Музыкальная гостиная | «Приглашаем вас на бал!» | май |
11 | Организация книжной выставки о музыке и музыкантах для дошкольников | «Навстречу музыке» | март – май |
12 | Организация выставки рисунков детей совместно с родителями | «Мы рисуем музыку» | апрель |
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Содержание работы | Срок исполнения |
1 | Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. | октябрь |
2 | Консультации
«Дошкольник и классическая музыка» «Абонементы и концерты классической музыки» для родителей с детьми дошкольного возраста в г. Москве |
октябрь – май |
3 | Проведение родительского собрания «Классическая музыка в семье» | октябрь |
4 | Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников. | март |
5 | Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной «Мы приглашаем вас на бал». | октябрь – май |
6 | Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку» | апрель |
7 | Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки» в детском саду | апрель – май |
8 | Оформление информационного уголка:
«Юные музыканты» в группах |
октябрь – май |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
- Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
- Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
На уровне педагога:
- Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
- Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.
На уровне родителей дошкольников:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально – технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Заключение.
Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру. Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а так же поможет использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании дошкольников.
Список литературы и Интернет -ресурсы:
Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.:ил. – (Озорной наш детский сад).
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: – 2-е изд. – М.: Просвещение,1989. -192 с.: ил.
Ибука Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.webmalina.com/getbook.php?bid==2
Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.
Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.
Куберский И. Ю., Минина Е.В. Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с., ил.
Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.-96 с.
Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана
Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. С экрана.