автор: Мерш Юлия Сергеевна
учитель начальных классов МКОУ Березовская СОШ
Воспитание младших школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством
УДК
Ю.С. Мерш
(студ. 1 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Начальное образование Психология и педагогика начального образования», институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
Воспитание младших школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством
В данной статье говориться о воспитании личности через декоративно- прикладное искусство. На что должно быть направлено воспитание младших школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Какие задачи должны быть поставлены перед учителями.
Ключевые слова: воспитание, искусство, декоративно-прикладное искусство.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
В.А. Сухомлинский.
Частью народной культуры является средство развития детей декоративно-прикладное искусство. Как говорил М.Н. Скаткин: «Несмотря на данную от природы способностей к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечивать высокий уровень развития заложенных творческих способностей». Сформировывать данные способности надо начинать на ранней стадии формирования личности.
Воспитание – это процесс, осуществляемый под руководством – учителей, педагогов, воспитателей, который включает в себя учебные и внеучебные занятия и воспитательной работы.
В новом ФГОС процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому, большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Давайте, разберемся, что же такое искусство. Искусство – это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредствам чувственно-выразительных средств.
Внеурочная деятельность способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника. Декоративно-прикладное творчество является одним из таких видов.
Декоративно-прикладное искусство – это раздел искусства, который рассматривает различные отрасли деятельности, направленный на создание художественных изделий.
Знакомство учащихся с декоративно-прикладным искусством должно опираться на принцип введения личности в самобытные культурные миры.
Воспитание младших школьников с декоративно-прикладным искусством должно опираться на занятиях внеурочной деятельности в школе и направлено на:
- развитие мировосприятие школьника на восприятию истории культуры своего народа;
- осознать себя как носителя национальных ценностей;
- формирование элементов планетарного мышления и развитие духовного потенциала;
- обучение этически приемлемым и оправданным с позиции морали и права формам самовыражения в обществе;
- обучение этике взаимодействия с другими людьми при оценке произведений декоративно-прикладному искусству;
- формирование потребности в творческой самореализации;
- осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом
В результате воспитания младших школьников стоит перед учителями такие задачи:
– осуществить отбор как содержания деятельности, так и рабочего материала;
– помочь ребенку в выборе «объекта» деятельности, привлекающего его внимание;
– поддержать желание ребенка и его деятельность, которая будет способствовать развитию качеств его «Я – концепция» (хочу, могу, делаю сам, думаю, ищу);
– определить и использовать приемы активизации внимания: погружения в содержание, эмоционального включения в деятельность, предложение необходимых и достаточных инструкций, поддерживающих вопросов, сопроводительного музыкального фона;
– использовать предварительные тренировочные упражнения по развитию воображения, способствующие созданию творческих комбинаций, устранению эмоциональных преград, раскрепощению творческого полета мысли.
Декоративно-прикладное искусство это однин из факторов развития личности. С народным искусством происходит обогащение души детей, развития любви к родному краю. Искусство помогает детям раскрыть мир прекрасного.