Метанавыки — навыки будущего

В современном мире знания — это уже не сила. Если раньше человек-энциклопедия добивался успеха в жизни только лишь благодаря знаниям, то сегодня эрудированность не так востребована, ведь есть интернет, где за секунды можно проверить ту или иную информацию. На первый план выходят метанавыки — то, что помогает добиваться целей, налаживать связи, управлять временем, креативно мыслить, быть гибким, учиться и развиваться.

Сотрудничество и общение

Авторы книги «Знать или уметь» утверждают, что детей необходимо учить сотрудничеству, общению, критическому и творческому мышлению, а также уверенности в себе.

Рассмотрим сотрудничество и общение. Кажется, что они нарабатываются сами по себе. Но это не так. Например, в школе учителя зациклены на индивидуальной работе, чтобы всех оценивать объективно (поэтому на работе «отличники» не знают, что делать с коллегами, которые садятся на шею). Конечно, это идет в ущерб сотрудничеству и общению.

Между тем, сотрудничество — новая норма в бизнесе, науке и практически в любой профессии: оно охватывает набор мягких навыков, которые нужно освоить, если мы хотим добиться успеха. На National Public Radio дал интервью Джефф Винтер, набирающий технических специалистов для Apple и IBM. Отличных программистов тьма. Но, сказал Винтер, им мешают социальные навыки. По его словам, «те, кто не очень приятен в общении, не получают места у Цука», имея в виду Марка Цукерберга, основателя Facebook. Другими словами, у человека не будет шанса оставить свой след в мире, если его социальные навыки не на высоте. Если он не умеете ладить с людьми, не может сопереживать и не говорит вслух того, что думает.

Википедия

Учебный процесс, основанный на проектах, — настоящий рай сотрудничества. Ребята вместе долгое время серьезно работают над конкретной темой, задавая вопросы, которые стимулируют их совместное исследование.

Википедия содержит в себе данные из тысяч книг и труд тысяч людей
Википедия содержит в себе данные из тысяч книг и труд тысяч людей. Источник

Один из лучших примеров сотрудничества — программы с открытым исходным кодом и «Википедия», которой мы пользуемся почти каждый день. Последняя представляет собой пример совместного строительства: «На июнь 2012 года „Википедия“ включала более 22 миллионов бесплатных статей на 284 языках, написанных более чем 34 миллио- нами зарегистрированных пользователей и бесчисленными анонимными участниками по всему миру». Когда столько людей совместно трудятся над каким-то продуктом, неудивительно, что мы так часто консультируемся с этим сайтом почти по любому вопросу. Совместная работа над «Википедией» вдохновляет людей покинуть зону комфорта и предложить всему миру решить проблему.

Как научить ребенка сотрудничеству

Делиться трудно. Детям часто мешает недостаток самоконтроля. В конце концов, трудно заставить себя слезть с качелей, если на них так хорошо качаться. Как помочь понять, что играть с другими еще веселее? Как воспитать умение делиться и ждать? Можно начать по очереди катать с ними мяч взад и вперед, ходить по одному в какой-нибудь настольной игре или просто ловить мяч. Никому не нравится играть в мяч одному! И если бы мы показали, как это сделать, они увидели бы, насколько лучше делиться с друзьями и действовать поочередно.

Первый шаг к совершенствованию сотрудничества — поиск возможностей для того, чтобы делиться и действовать по очереди.

Затем, подсказывая ребенку, как себя вести («Было бы здорово, чтобы следующий ход сделал папа»), и размышляя вместе над его поступками, мы вознаграждаем позитивное социальное поведение: «Ты здорово играл. Молодец, что позволил папе участвовать в сборке пазла». Есть бесконечное множество моментов, когда можно чему-то научить и побудить работать с другими, а не действовать в одиночку.

Имея представление о дуге развития, вы можете спроектировать обстановку, стимулирующую сотрудничество. Пример — детский музей, где с большого крана свисало ведро. Чтобы зачерпнуть что-нибудь, один человек должен был положить это в ведро, а второй — двигать кран. Несмотря на то что дети не знали друг друга, они всегда создавали команду, чтобы перемещать с помощью ведра легкие камни с места на место. В этом занятии заложена необходимость совместной работы.

Так же, как мы ищем моменты для воспитания индивидуализма, следует находить время для развития социальных навыков. Мы часто считаем, что нужно сосредоточиться на содержании, изучении фактов, а социальные навыки сами как-нибудь появятся. Однако их тоже нужно тренировать, и есть много способов научить детей быть не только самостоятельными, но и уметь находить возможность делать что-то в составе команды.

Почему ребенок предпочитает сидеть в планшете, а не общаться

Общение открывает путь к тому будущему, какого мы хотим для своих детей. Те, кто умеет общаться, владеют основами сотрудничества. Именно через общение мы осваиваем контент в чтении, математике, науке и искусстве. Язык, слова и повествование — кирпичики, из которых строится общение и которые позволяют делиться мыслями и общаться с разумами сверстников. Глобальный успех в основном зависит от способности общаться.

Дети во многом копируют поведение родителей.
Дети во многом копируют поведение родителей. Источник

Дети учатся у нас.

И в случае с общением это верно как никогда. Если хотите знать, почему ребенок уткнулся в планшет и не интересуется окружающим миром, посмотрите, как ведут себя взрослые.

Слышим ли мы своих детей так, чтобы они могли перестать кричать и привлекать внимание разными способами? Даем ли возможность рассказать о вещах, которые важны для них? Только когда мы ценим их и предоставляем шанс выговориться и поделиться чем-то, они научатся лучше общаться сами. Опять же, чтобы знать, будет ли разговор продолжаться, важны вопросы. Большое значение имеют открытые вопросы. Когда мы задаем вопросы, име- ющие лишь один правильный ответ (например, «сколько будет 1 + 4?»), общение заканчивается всего в один ход. Но спрашивая, например: «Ты мог бы рассказать мне, кто твой лучший друг в школе?» — мы даем детям свободу для высказывания. Это способствует развитию речи и самоконтроля.

Постановка целей

Ставить и добиваться целей, как правило, учат уже во взрослых книгах. Но именно в подростковом возрасте особенно важно уметь правильно планировать жизнь, понять, чего ты хочешь на самом деле. Беверли Бэтчел в книге «Чего ты по-настоящему хочешь»предлагает завести Дневник целей и организовать в нем два раздела. Первый назвать «Список целей» (куда можно записывать свои планы). Второй — «Мысли и заметки». Это будет такой журнал учета мыслей, куда ребенок сможет записывать все, что приходит в голову, пока он идет к своей мечте.

Люди берутся за ручку и бумагу, чтобы привести в порядок мысли, записать важные события или понять, что происходит в их жизни.

Дневник помогает нам узнать себя лучше.

Мы не знаем, что будет через пять-десять лет. Нужны ли будут навыки владения компьютером, или появится что-то более современное? Компенсируют ли программы незнание языков? Будут ли актуальны основы геометрии или биологии? Все это вопросы без ответов. Между тем метанавыкам не уделяется почти никакого внимания, хотя это именно то, что актуально будет всегда.

Метанавыки — навыки будущего