Методические рекомендации по составлению информационно-педагогического модуля (по обобщению опыта работы)

1. Тема опыта, Ф.И.О., территория, школа, уровень квалификации.
2. Условия возникновения, становления опыта.
3. Актуальность и перспективность опыта
4. Ведущая педагогическая идея.
5. Теоретическая база опыта
6. Новизна опыта.
7. Технология опыта.
8. Результативность.
9. Адресная направленность.
10. Приложения.

Рассмотрим наиболее подробно элементы структуры описания.
1. Четкая формулировка наименования опыта, указание его адреса и автора (группы авторов). Уже в самом наименовании материала должен быть четко отражен характер решаемой им управленческой, методической или учебно-методической проблемы («Развитие младшего школьника на основе личностно-деятельного подхода» СОШ № 10 г. Дмитров Московской области, Кирина Т.В.).
2. Условия возникновения, становления опыта (например, необходимые сведения о школе, микрорайоне, классе, предмете, программе, учебниках, УМК, социальной среде, производстве, если речь идет об организации производительного труда), длительность функционирования опыта.
3. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Такое обоснование должно вытекать из двух основных позиций:
• в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой (социальный заказ).
• какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте (например, противоречия между коллективным обучением и индивидуальным развитием личности школьника, между программными требованиями и реальным уровнем обучения).

4. Ведущая педагогическая идея: центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм ее применения. Это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора.
«Идеи – очень емкая гибкая форма выражения мысли, отражающая ее движение и становление, вбирающая прошлое и предвосхищающая его будущее». (В.И.Загвязинский)
Идеи опыта у разных учителей могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, т.е. вспомогательных идеях, своего рода принципах, основных положениях, которыми руководствуется учитель для достижения поставленных целей.
5. Теоретическая база опыта (какие теории, законы, принципы, закономерности творчески реализуются автором).
6. Новизна опыта (по своему объективному смыслу и значению результаты педагогического творчества подразделяются на открытия, изобретения и усовершенствования, и, соответственно, можно вести речь о трех уровнях педагогического творчества).
Наиболее масштабные и новаторские педагогические решения – это открытия, ибо они позволяют увидеть новые возможности, совершенствования, как самой деятельности, так и включаемого в нее человека. Открытия связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы.
Второй уровень педагогического творчества связан с преобразованием, конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями.
Наконец, третий уровень творчества педагога – это усовершенствования, т.е. чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания. Ом не содержит принципиально новых открытий и изобретений, в нем чаще встречаются усовершенствования. Главная цель его в том, что он дает образцы педагогической гибкости, прозорливости, умения применять общие правила в конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Мастерство учителя, при этом, заключается в том, что он оригинально компонует, по-своему использует элементы, придает своеобразную окраску педагогическому общению.
Этот рационализаторский уровень творчества – результат и проявление педагогического мастерства учителя.
1) Технология опыта (система конкретных педагогических действий; организация, содержание, формы, приемы, методы воспитания, обучения):
2) Постановка целей и задач данной педагогической деятельности (проведение уроков, системы учебной работы, воспитательная работа в целом и т.д). Для правильного определения эффективности учебной, воспитательной работы педагога важно выяснить, какие он ставит задачи, избирая те или иные формы, методы, приемы.
3) Содержание учебной и воспитательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению учащимися тех или иных мировоззренческих научных идей). Соответствие содержания поставленным целям и задачам, т.к. передовой педагогический опыт может состоять не только в нахождении новых форм, методов учебно-воспитательного процесса, но и в его содержании: подборка фактов и аргументов, которые позволяют наиболее убедительно донести до учащихся нужную идею, положение. Определить, на какой уровень развития знаний, умений учащихся направлено содержание;
4) Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения, способы деятельности учителей и учащихся. Педагогический опыт в учебно-воспитательном процессе состоит также в удачном выборе известных форм и методов, их усовершенствования или выработке новых, позволяющих наиболее оптимальным путем достичь цели.
5) Организация учебно-воспитательного процесса, способы включений учеников в учебную, общественно-полезную, трудовую деятельность.
6) Соответствие организации поставленным целям и задачам. Глубокий анализ учебно-воспитательного процесса невозможен без тщательного проникновения в организацию деятельности школьников, которая в значительной мере определяет эффективность применяемых форм, методов работы. Какую позицию школьники занимают в разных видах деятельности? Кто они: просто исполнители воли взрослых, или инициаторы, организаторы, хозяева своих дел? Это важно показать, раскрывая опыт учебной и воспитательной работы;
7) Связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагогов и учащихся. Необходимо доказать, что результаты учебно – воспитательного процесса в данной школе, у данного учителя и группы учителей непосредственно зависит от того опыта, который пропагандируется. Приводятся определенные сравнительные показатели (качественные и количественные, воспитанности, качества знаний учащихся и т.п.).
8) Результативность: критерии достижения цели, описание (анализ) количественных и качественных изменений в педагогическом процессе. В итоге обобщения любого опыта должен быть сделан вывод о том, что он отличается от результатов других в тех же условиях. При этом надо дать оценку опыту на основе критерия оптимальности
9) Адресная направленность. Где, при каких условиях может быть использован данный опыт или его фрагменты.
10) Приложения, в которых приводятся практические разработки и конкретные материалы. При разработке развернутого, целостного описания опыта следует помнить, что он не самоцель, а база для дальнейшей работы с ним: пропаганды, распространения и внедрения.
Необходимым требованием к описанию опыта является также популярность, доступность, даже привлекательность изложения, чтобы сама подача материала вызвала заинтересованность читателя, его желание воспользоваться рекомендуемым опытом. Это достигается приведением ярких примеров, показом конкретной методики, убедительностью полученных результатов.

Методические рекомендации по составлению информационно-педагогического модуля (по обобщению опыта работы)