Методичка для учителя. Ассоциации в начале урока
Одним из моих любимых методических приёмов на уроке является приём «Ассоциации». Использую его довольно-таки часто и на разных этапах урока. Главное помнить, что каждый приём — это не панацея и использовать его нужно в меру. Ну да ладно… Переходим к «Ассоциациям».
Как говорит нам словарь:
Ассоциация — это закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.
Где же можно в полной мере использовать этот приём, конечно же в начале урока. Сейчас на всех методических советах и курсах повышения квалификации говорят о том, что ученик «сам должен назвать тему», я с этим не совсем согласен, но для галочки всё равно на своих уроках (особенно открытых) стараюсь, чтобы ученики сами определяли тему занятия. И что может быть проще, чем самому придумать ассоциативный ряд, который и подведёт к теме.
Вот, например, на рисунке изображены: индеец, пирамида и вигвам… Какие ассоциации у вас возникают. В большинстве случаев дети называют:
1 — Америка
2 — до открытия европейцами.
Потом в дискуссии выясняем, что Америку открыл Колумб, поэтому Америку до открытия европейцами называют «Доколумбовой» — вот вам и тема урока.
Второй пример использования приёма «Ассоциаций» при определении темы, я подглядел на уроке географии в 11 классе. На экране была следующая картинка:
Учительница задала всего два вопроса: «Что вы видите?» и «С какой страной мы сегодня познакомимся?»... Легкое замешательство в глазах детей, но как только они начинали перебирать ассоциации к этой картинке — Облака — Закат — Небо, они сразу вспомнили про Поднебесную и назвали темой урока «Китай«
В общем как вы видите приём «Ассоциации» очень легко впишется в начало урока. Кроме того, стоит учитывать возможность разного количества изображений (предметов или явлений) — от 1 до почти бесконечности. Однако следует сказать, что ассоциативные способности учеников могут увезти их в другую плоскость, поэтому нужно быть готовым аккуратно направлять детский поток мысли.
