Методичка для учителя. Ассоциации в начале урока

Одним из моих любимых методических приёмов на уроке является приём “Ассоциации”. Использую его довольно-таки часто и на разных этапах урока. Главное помнить, что каждый приём – это не панацея и использовать его нужно в меру. Ну да ладно… Переходим к “Ассоциациям”.

Как говорит нам словарь:

Ассоциация – это закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

Где же можно в полной мере использовать этот приём, конечно же в начале урока. Сейчас на всех методических советах и курсах повышения квалификации говорят о том, что ученик “сам должен назвать тему”, я с этим не совсем согласен, но для галочки всё равно на своих уроках (особенно открытых) стараюсь, чтобы ученики сами определяли тему занятия. И что может быть проще, чем самому придумать ассоциативный ряд, который и подведёт к теме.

Вот, например, на рисунке изображены: индеец, пирамида и вигвам… Какие ассоциации у вас возникают. В большинстве случаев дети называют:

1 – Америка

2 – до открытия европейцами.

Потом в дискуссии выясняем, что Америку открыл Колумб, поэтому Америку до открытия европейцами называют “Доколумбовой” – вот вам и тема урока.

Второй пример использования приёма “Ассоциаций” при определении темы, я подглядел на уроке географии в 11 классе. На экране была следующая картинка:

Учительница задала всего два вопроса: “Что вы видите?” и “С какой страной мы сегодня познакомимся?”... Легкое замешательство в глазах детей, но как только они начинали перебирать ассоциации к этой картинке – Облака – Закат – Небо, они сразу вспомнили про Поднебесную и назвали темой урока “Китай

В общем как вы видите приём “Ассоциации” очень легко впишется в начало урока. Кроме того, стоит учитывать возможность разного количества изображений (предметов или явлений) – от 1 до почти бесконечности. Однако следует сказать, что ассоциативные способности учеников могут увезти их в другую плоскость, поэтому нужно быть готовым аккуратно направлять детский поток мысли.

Методичка для учителя. Ассоциации в начале урока