автор: Мещерякова Татьяна Афанасьевна
Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
МАУ ДО ДШИ г. Лабытнанги ЯНАО

Мотивирование обучающихся хорового отделения детских школ искусств на успешное обучение игре на фортепиано. Роль концертмейстера.

              Мотивирование обучающихся хорового отделения детских школ искусств на успешное освоение игры на фортепиано.  Роль концертмейстера.

             Для успешного обучения ребёнка игре на фортепиано на хоровом отделении нужен постоянный контакт преподавателей УП «Постановка голоса»,  «Фортепиано» и концертмейстера. Для скорейшего усвоения   материала необходимо разучивание вокального репертуара на уроках фортепиано. Задача преподавателя по  вокалу и концертмейстера, поэтапно, начиная с первых уроков постановки голоса, объяснять ребёнку необходимость умения владеть навыками игры на фортепиано,   играть разучиваемую мелодию, подбирать к мелодии  простейший аккомпанемент, пробудить интерес ученика к  обучению игре на фортепиано.

          Лучшего результата для обучающихся можно добиться, когда преподаватель фортепиано является ещё и концертмейстером на уроках по  предмету «Постановка голоса».

          Имея  опыт преподавания УП «Фортепиано» и одновременно являясь для некоторых обучающихся концертмейстером УП «Постановка голоса», можно убедиться, что одновременная работа преподавателя и концертмейстера способствует  более  быстрому и продуктивному продвижению детей: в развитии коммуникативной культуры поведения и общения, формированию эстетического воспитания, формированию чувства ответственности, активизации творческих способностей.

          Несомненно большую роль в успешном развитии обучающихся играет преподаватель УП «Постановка голоса», который на каждом уроке, каждому ученику, на собственном примере  объясняет, как необходимы навыки игры на инструменте, как важно умение самому исполнить вокальную партию изучаемого произведения, мотивируя обучающихся к серьёзному, ответственному отношению к обучению игры на инструменте.

          С первых уроков фортепиано мы разучиваем все распевки и мелодии, проходимые на уроках постановки голоса, изучаем основы теории, учимся играть в разных тональностях мажора и минора.   Концертмейстер, на уроках постановки голоса,  предлагает обучающимся играть попевки и песенки самостоятельно, исполняя более сложный аккомпанемент. И хотя это занимает буквально 2-3 минуты урока, даёт потрясающий результат. На следующий урок все песенки обычно бывают  выучены на «отлично». Родители обучающихся сообщают, что детей  «не оторвать от инструмента».

            Следующий этап – подбор простейшего  аккомпанемента  к изучаемым попевкам, песенкам. С удовольствием дети учатся украшать мелодию. Начинаем с тоники, потом украшаем квинтами, затем подбираем аккомпанемент T-S-D, стараясь передать характер произведения в поиске нужного звучания, развивая слуховой контроль, интеллект, способность к аналитическому мышлению.

             На уроках  УП «Постановка голоса» обязательно предоставляем  обучающимся возможность самостоятельно исполнить  аккомпанемент к попевкам. Особенно детям нравится аккомпанемент квинтами по полутонам и то, что в мажоре и миноре квинты  звучат одинаково.

            Постепенно, от урока к уроку, с приобретением новых знаний, навыков игры на инструменте, у обучающихся возрастает интерес к занятиям.  

             С  3 класса, на уроках фортепиано, кроме утверждённой программы, для развития творческих способностей мы изучаем более сложную гармоническую  последовательность в тональности ля минор: I – IV – VII – III – VI – IV – V – I и импровизацию в ритме вальса на эту последовательность, меняя проведение мелодической партии из нижнего голоса в верхний, исполняя форшлаги от звука на пол тона ниже к основному, на тон выше к основному (печальный вальс), используем репетиции, трели, арпеджио, меняем фактуру сопровождения, играем популярные мелодии на эту последовательность. 

           На уроках фортепиано  уделяем  особое внимание  трудным местам вокальной партии, изучаемых произведений, подбираем удобную аппликатуру, а на уроках постановки голоса обязательно повторяем, проигрывая на фортепиано сложные моменты.

           Изучение вокальных партий на уроках УП «Фортепиано», совместная работа преподавателя постановки голоса, преподавателя фортепиано и концертмейстера благотворно действуют на  процесс образования. Обучающиеся выделяются своей более тщательной подготовкой к занятиям,  глубокими знаниями, заинтересованностью, успешным освоением изучаемого материала. 

Только при  четко организованной, совместной работе в младших классах,  систематизации материала  с первых лет обучения  до выпускного класса, можно получить хороший результат и отличное развитие  разносторонних  творческих  способностей  обучающихся.

 

Мотивирование обучающихся хорового отделения детских школ искусств на успешное обучение игре на фортепиано. Роль концертмейстера.