автор:  Мижева Мерьем Джанмухаметовна

МБОУ СОШ №1 с.Летняя Ставка

Занятие по      финансовой грамотности для  учащихся 7 класса

Тема : « Деньги .Функции денег»

Основные понятия темы: деньги, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мера стоимости, мировые деньги

Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Прочие материалы: раздаточные материалы

Тип занятия :   изучения нового материала. 

Цель  : посредством артпедагогических технологий познакомить учащихся с основными функциями денежных средств.
Задачи  : 
Образовательная – на основе анализа видеофрагментов подвести учащихся к осмыслению функций денежных средств; обеспечить понимание различий между разными функциями денег. 
Развивающая – развить навыки мышления посредством анализа и сравнения конкретных 
кинофрагментов, музыкальных произведений и литературных описаний применительно к теме урока. Познакомить учащихся с синквейном и правилами его написания.
Воспитательная – способствовать формированию экономической культуры учащихся и культуры общения, повышению интереса к произведениям отечественной литературы и кинематографу.
Межпредметные связи: литература, обществознание.


                                                        Ход урока:
1 Оргмомент.

Добрый день. Мы с вами продолжаем осваивать финансовую грамотность и сегодня в копилке  наших знаний появится  еще одно понятие. У вас на столах заготовки  ЛСМ- шаблон, в ходе урока мы должны ее  заполнить и составить общую картину изучаемой темы. А вот о чем мы с вами будем  говорить и заполнять  ЛСМ  ( логико- смысловая модель)вы должны определить сами.

Перед вами Ребус попробуем его разгадать  

Итак, наше ключевое слово  Деньги – которое мы напишем в ЛСМ, Мы попробуем с вами выяснить их происхождение, составим определение и разберем их функции.

– Ваши  ассоциации  со словом Деньги.

Ответы учащихся

– Ну что ж с деньгами мы с вами  встречаемся ежедневно, но наша задача узнать  как они появились. Для этого вам предстоит побыть  в роли артистов озвучивающих фильмы. Внимание на экран, после просмотра сюжета вам нужно в течении 2-3 минут составить рассказ.

   Видео история денег

Ответы учащихся 2-мин.

Итак, главная задача денег- это… ОБМЕН

Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Ярмарка»

Делимся на 2 команды  

1.вариант- Бинго

2 вариант- Бонго

у вас на столах карточки с названиями товаров, вам необходимо за минуту обменять друг у друга как можно больше товаров

– Итак, обмен  закончили, у кого он произошел?

-Какой товар вы обменяли

-Что приобрели

-Обмениваться было трудно или легко?

Термин – Обмен товара на товар- Бартер или натуральный обмен

Есть ли у обмена Недостатки?

Вывод- не всегда  участники обмена заинтересованы в  товаре друг друга.

И тогда люди придумали Деньги.

Так что, по вашему, Деньги- попробуем дать определение

  Слайд. Деньги- универсальный посредник при обмене.

А как вы понимаете слово Функция?

ответы учащихся…

Итак, наша с вами  К1- будет носить название Функции денег

А может кто- нибудь   знает какие функции выполняют деньги?

ответы учащихся

Деньги необходимы  нам для оплаты товаров и услуг и эта функция называется «Средство обращения» отмечаем ее на координате в нашей ЛСМ

А что это значит?

Слайд  Т-Д, Д-Т и т.д.

Это значит, что мы имея деньги можем превратить его в товар  Д-Т или мы можем продать товар и получить деньги Т-Д. а еще мы можем купить товар, а потом продать его за большую цену Д-Т-Д, и наоборот продать один товар и купить другой Т-Д-Т

А теперь действие денег при выполнении этой функции нам продемонстрирует  герой  след.видеосюжета

  Видео -Отец  Федор и старьевщик и  Отец  Федор и инженер

Учащимся демонстрируется два видеосюжета: 1 – отец Фёдор продаёт свою одежду старьёвщику; 2 – отец Фёдор пришёл за стульями к инженеру Брунсу. 

Учитель: Какой схеме соответствуют данные видеосюжеты? 
Ответы учащихся: Первый эпизод демонстрирует схему «Товар – деньги», а второй – «деньги – товар».

Учитель: А сейчас мы  с вами отметим на нашей ЛСМ еще одну координату –К2- свойства денег и сделаем на ней свои пометки.

Я сейчас раздам несколько денежных купюр, на обороте спрятаны свойства денег, вы переворачиваете купюру и вслух называете ее свойство и даете ему характеристику, а все остальные отмечают их на  К2 ЛСМ

 Физминутка.   Мани мани- песня.- копилка с монетами

Учитель Продолжаем изучать функции денег. У вас на партах отрывки из литературных произведений, Прочтите их и отметьте  на К1  следующую функцию денег

ответы учащихся Средство платежа

Учитель: Как вы думаете , чем отличается средство платежа от средства обращения?

Средство обращения- платим за товар, а средство платежа- отдаешь деньги, а товар можешь не получить

   Видео можно вкл. если не поймут и не дадут ответ.

Учитель:   Пока не появились деньги, ценность каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров.  Причем человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в топорах, овцах, стульях и т.д. при денежном обмене такая необходимость исчезает и появляется следующая функция ,ее вы сейчас и определите.

    Видео сюжет Киса в ресторане. Аукцион

Учитель: Итак, какую функцию выполняют деньги в данных сюжетах?

ответы учащихся – определяют стоимость.

Функция Мера стоимости- отмечаем на  К1

Учитель: Что вы видите у меня на столе? В названии и этой вещицы спрятана еще одна функция денег Какая?

Функция Накопления и сбережения

Отмечаем на К1  эту функцию

Учитель: Кроме перечисленных функций, денежные единицы нескольких стран выполняют функцию всеобщего  платежного средства – это функция  Мировые деньги. Отмечаем на К1 и ее.

Закрепление .

Обратимся к нашей ЛСМ, что получилось у нас?

Какое ключевое слово появилось в нашей копилке- каковы их функции? Какими свойствами они обладают

  Домашнее задание

 для того чтобы  наша ЛСМ была полной  вам необходимо дома  заполнить                 К3 – Виды денег, К4- денежные единицы Евразии.

РЕФЛЕКСИЯ

Ну что ж ,пришло время  подвести итог нашего занятия-  на сколько оно было интересным и продуктивным.

У вас на  столах лежат денежные купюры различного достоинства, используя их выразите свое отношение  к  теме сегодняшнего занятия. Поднимите  купюры соответствующего номинала,  отвечая на вопросы.

– Важна ли  данная тема для  вас?

– Узнали ли вы что – то новое  о деньгах, чего раньше не знали?

– Деньги зло или добро?

Для людей умных составляют средство, для глупцов – цель.                Уходя, опустите деньги в БАНК ЗНАНИЙ ,

– если вы уходите с хорошим багажом то купюру с большим достоинством,

если остались какие либо вопросы, меньшим,

а если вообще ничего не уносите с собой, то самую маленькую денежную банкноту.

Песня Деньги – денежки

Занятие по      финансовой грамотности для  учащихся 7 класса