автор: Мижева Мерьем Джанмухаметовна
МБОУ СОШ №1 с.Летняя Ставка
Занятие по финансовой грамотности для учащихся 7 класса
Тема : « Деньги .Функции денег»
Основные понятия темы: деньги, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мера стоимости, мировые деньги
Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Прочие материалы: раздаточные материалы
Тип занятия : изучения нового материала.
Цель : посредством артпедагогических технологий познакомить учащихся с основными функциями денежных средств.
Задачи :
Образовательная – на основе анализа видеофрагментов подвести учащихся к осмыслению функций денежных средств; обеспечить понимание различий между разными функциями денег.
Развивающая – развить навыки мышления посредством анализа и сравнения конкретных
кинофрагментов, музыкальных произведений и литературных описаний применительно к теме урока. Познакомить учащихся с синквейном и правилами его написания.
Воспитательная – способствовать формированию экономической культуры учащихся и культуры общения, повышению интереса к произведениям отечественной литературы и кинематографу.
Межпредметные связи: литература, обществознание.
Ход урока:
1 Оргмомент.
Добрый день. Мы с вами продолжаем осваивать финансовую грамотность и сегодня в копилке наших знаний появится еще одно понятие. У вас на столах заготовки ЛСМ- шаблон, в ходе урока мы должны ее заполнить и составить общую картину изучаемой темы. А вот о чем мы с вами будем говорить и заполнять ЛСМ ( логико- смысловая модель)вы должны определить сами.
Перед вами Ребус попробуем его разгадать
Итак, наше ключевое слово Деньги – которое мы напишем в ЛСМ, Мы попробуем с вами выяснить их происхождение, составим определение и разберем их функции.
– Ваши ассоциации со словом Деньги.
Ответы учащихся
– Ну что ж с деньгами мы с вами встречаемся ежедневно, но наша задача узнать как они появились. Для этого вам предстоит побыть в роли артистов озвучивающих фильмы. Внимание на экран, после просмотра сюжета вам нужно в течении 2-3 минут составить рассказ.
Видео история денег
Ответы учащихся 2-мин.
Итак, главная задача денег- это… ОБМЕН
Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Ярмарка»
Делимся на 2 команды
1.вариант- Бинго
2 вариант- Бонго
у вас на столах карточки с названиями товаров, вам необходимо за минуту обменять друг у друга как можно больше товаров
– Итак, обмен закончили, у кого он произошел?
-Какой товар вы обменяли
-Что приобрели
-Обмениваться было трудно или легко?
Термин – Обмен товара на товар- Бартер или натуральный обмен
Есть ли у обмена Недостатки?
Вывод- не всегда участники обмена заинтересованы в товаре друг друга.
И тогда люди придумали Деньги.
Так что, по вашему, Деньги- попробуем дать определение
Слайд. Деньги- универсальный посредник при обмене.
А как вы понимаете слово Функция?
ответы учащихся…
Итак, наша с вами К1- будет носить название Функции денег
А может кто- нибудь знает какие функции выполняют деньги?
ответы учащихся
– Деньги необходимы нам для оплаты товаров и услуг и эта функция называется «Средство обращения» отмечаем ее на координате в нашей ЛСМ
А что это значит?
Слайд Т-Д, Д-Т и т.д.
Это значит, что мы имея деньги можем превратить его в товар Д-Т или мы можем продать товар и получить деньги Т-Д. а еще мы можем купить товар, а потом продать его за большую цену Д-Т-Д, и наоборот продать один товар и купить другой Т-Д-Т
А теперь действие денег при выполнении этой функции нам продемонстрирует герой след.видеосюжета
Видео -Отец Федор и старьевщик и Отец Федор и инженер
Учащимся демонстрируется два видеосюжета: 1 – отец Фёдор продаёт свою одежду старьёвщику; 2 – отец Фёдор пришёл за стульями к инженеру Брунсу.
Учитель: Какой схеме соответствуют данные видеосюжеты?
Ответы учащихся: Первый эпизод демонстрирует схему «Товар – деньги», а второй – «деньги – товар».
Учитель: А сейчас мы с вами отметим на нашей ЛСМ еще одну координату –К2- свойства денег и сделаем на ней свои пометки.
Я сейчас раздам несколько денежных купюр, на обороте спрятаны свойства денег, вы переворачиваете купюру и вслух называете ее свойство и даете ему характеристику, а все остальные отмечают их на К2 ЛСМ
Физминутка. Мани мани- песня.- копилка с монетами
Учитель Продолжаем изучать функции денег. У вас на партах отрывки из литературных произведений, Прочтите их и отметьте на К1 следующую функцию денег
ответы учащихся Средство платежа
Учитель: Как вы думаете , чем отличается средство платежа от средства обращения?
Средство обращения- платим за товар, а средство платежа- отдаешь деньги, а товар можешь не получить
Видео можно вкл. если не поймут и не дадут ответ.
Учитель: Пока не появились деньги, ценность каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров. Причем человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в топорах, овцах, стульях и т.д. при денежном обмене такая необходимость исчезает и появляется следующая функция ,ее вы сейчас и определите.
Видео сюжет Киса в ресторане. Аукцион
Учитель: Итак, какую функцию выполняют деньги в данных сюжетах?
ответы учащихся – определяют стоимость.
Функция Мера стоимости- отмечаем на К1
Учитель: Что вы видите у меня на столе? В названии и этой вещицы спрятана еще одна функция денег Какая?
Функция Накопления и сбережения
Отмечаем на К1 эту функцию
Учитель: Кроме перечисленных функций, денежные единицы нескольких стран выполняют функцию всеобщего платежного средства – это функция Мировые деньги. Отмечаем на К1 и ее.
Закрепление .
Обратимся к нашей ЛСМ, что получилось у нас?
Какое ключевое слово появилось в нашей копилке- каковы их функции? Какими свойствами они обладают
Домашнее задание
для того чтобы наша ЛСМ была полной вам необходимо дома заполнить К3 – Виды денег, К4- денежные единицы Евразии.
РЕФЛЕКСИЯ
Ну что ж ,пришло время подвести итог нашего занятия- на сколько оно было интересным и продуктивным.
У вас на столах лежат денежные купюры различного достоинства, используя их выразите свое отношение к теме сегодняшнего занятия. Поднимите купюры соответствующего номинала, отвечая на вопросы.
– Важна ли данная тема для вас?
– Узнали ли вы что – то новое о деньгах, чего раньше не знали?
– Деньги зло или добро?
– Для людей умных составляют средство, для глупцов – цель. Уходя, опустите деньги в БАНК ЗНАНИЙ 7а,
– если вы уходите с хорошим багажом то купюру с большим достоинством,
если остались какие либо вопросы, меньшим,
а если вообще ничего не уносите с собой, то самую маленькую денежную банкноту.
Песня Деньги – денежки