автор: Митусова Нина Владимировна

Педагог-психолог Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. Н. Косникова»

«Коррекция и развитие у младших школьников с задержкой психического развития мотивационного компонента учебной деятельности»

 

«Коррекция и развитие у младших школьников с задержкой психического развития мотивационного компонента учебной деятельности»

Мотивация обучения – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению дисциплин [Позднякова Т. Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших подростков // Концепт. – 2015. – Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – ART 95045. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95045.htm. – ISSN 2304-120X].

         К учебным мотивам относятся мотивы, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с ее прямым продуктом, либо социальные мотивы, которые лежат вне содержания учебной деятельности. У младших школьников особенно сильна социальная мотивация. У более половины младших школьников в качестве ведущего мотива обучения выступает отметка, у другой части преобладает престижный мотив, а познавательный интерес вызывается очень редко.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получения образования является непременным требованиям к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в обучении.

Как показывают исследования А.Н Леонтьева, Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С. Славина, М.В.Матюхина, А.А.Маркова и ряд других специалистов, учебная мотивация  у детей с задержкой психического (далее ЗПР) развития формируется труднее, поэтому в специальной психологии, проблеме изучения мотивации к обучению школьников с задержкой психического развития,  посвящено недостаточное количество работ. Это и обуславливает актуальность проблемы исследования.

Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Она связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Успешность учения зависит от дидактического мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учитель может создать ситуацию, в которой каждый ребенок с ЗПР сможет получить радость от обучения. Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии,  у учащегося внутренних побуждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов.

При формировании учебной мотивации следует применять индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия учащегося, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении [Позднякова Т. Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших подростков// Концепт. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2015/95045.htm (дата обращения: 1.03.2016)].

Создание условий для развития и формирования мотивов в период обучения в начальной школе, придающих дальнейшей учебной деятельности ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым. Отсутствие школьной мотивации является показателем непричастности ребенка к учебному процессу. Для организации конструктивной работы по коррекции и развитии школьной мотивации у младшего школьника с ЗПР педагогу важно знать: индивидуальные особенности учащегося; мотивационную готовность к школьному обучению; мотивацию, складывающуюся у ученика к концу начальной школы и готовящую учащегося к решению задач следующей ступени обучения.

Целью данного исследования является определение  педагогических условий, способствующих эффективному развитию мотивационного компонента  учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) раскрыть сущности понятий: «мотивация», «педагогические условия»;

2) выявить мотивы, лежащие в основе учебной деятельности младших школьников в норме и с ЗПР;

3) рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР;

4) раскрыть психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития;

5) разработать методику выявления уровня учебной мотивации младших школьников с ЗПР;

6) провести экспериментальное исследование на примере учащихся с ЗПР Средней общеобразовательной школы №16 города Биробиджан;

7) провести анализ полученных данных;

8) разработать методические рекомендации для педагогов по коррекции и развитию мотивационного компонента к учебной деятельности у младших школьников с ЗПР.

9) обобщить полученные результаты.

 

Исследование проводилось в период с 2014-2015г.г. на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения,  «Средней общеобразовательной школы №16» г. Биробиджана (Еврейской Автономной области).

Экспериментальным исследованием было охвачено 12 учащихся 4  класса, в возрасте 9-10 лет с задержкой психического развития. Для получения наиболее достоверных данных к исследованию были привлечены 6 педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось изучение специфических индивидуальных особенностей мотивации школьников с ЗПР.

На данном этапе эксперимента использовался разработанный нами комплекс диагностических методик.

С целью изучения отношения учащихся к предмету, нами было проведено анкетирование педагогов (Приложение 1).

 Методика позволила определить уровень заинтересованности в изучении предмета учащихся. Педагогам предлагалось ответить на 8 вопросов, которые были подобраны и расположены так, чтобы обеспечить наибольшую объективность результатов.

Педагоги заполняли специальный бланк (Приложение 1), который давал им возможность оценить как то или иное суждение относится к каждому ученику (2 балла – это безусловно; 1 – не всегда; 0 – это не так). Анкетирование проводилось в индивидуальной форме.

Таким образом, при изучении уровня осознания педагогами важности проблемы развития мотивации учащихся с ЗПР мы увидели, что в «Средней общеобразовательной школе №16» города Биробиджана при организации учебно-воспитательного процесса не всегда учитывается мотивационный фактор, который является важным в развитии личности школьников. При этом процесс обучения и воспитания должен предполагать знание и учет основных закономерностей и индивидуальных особенностей развития младших школьников. Соответственно, в работе с педагогами необходимо проведение консультационной и методической помощи по изучению особенностей развития мотивационной сферы своих воспитанников и учета данного фактора в процессе обучения и воспитания.

С целью изучения уровня учебной мотивации учащихся, нами было проведено анкетирование (анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой представлена в Приложении 2). По итогам анкетирования можно говорить о виде мотивации к обучению (внешней или внутренней), о предпочтительных мотивах учения.

В ходе проведения анкетирования ученики заполняли специальный бланк, который давал им возможность выбрать ответ.  Анкетирование проводилось в индивидуальной форме, с последующей оценкой результатов по уровням.

При анализе результатов выполнения анкеты  «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой (Приложение 2) было выявлено, что в «Средней общеобразовательной школе №16» города Биробиджана большинство учащихся с ЗПР имеют низкий уровень школьной мотивации и  не проявляют позитивное отношение к окружающей действительности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьников с ЗПР снижена мотивационная сфера. Они не всегда  испытывают положительное отношение к изучению школьных дисциплин и явлений окружающей действительности. Многие школьники не всегда обращают внимание и адекватно реагируют на различные жизненные ситуации, правильно дифференцируют и могут контролировать поведение на уроках.

Таким образом, уровень активности учащихся с ЗПР снижен.  Даже в самых благоприятных ситуациях школьники не всегда испытывают интерес к учебе.

Также для изучения основных мотивов к обучению, нами была проведена методика, разработанная Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц. Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации) [Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004, С.149-150].

В ходе проведения данной методики (Приложение 3) испытуемым давали карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагалось выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Результаты данной методики показали, что в «Средней общеобразовательной школе №16» города Биробиджана  у испытуемых в результате проведенной методики Н.Ц. Бадмаевой преобладают мотивы избегания неудачи (16,65) и коммуникативные(16,65). Далее следуют мотивы: долга и ответственности (10%), самоопределения и самосовершенствования (10%), престижа (10%) и творческой самореализации (10%). Меньшему количеству совпадений отдали предпочтение следующим мотивам: благополучия (6,6%), аффилиации (6,6%) и учебно-познавательные (содержание учения) (6,6%). Наименьшее предпочтение нашли мотивы учебно-познавательные (процесс учения) (3%) и мотивы достижения успеха (3%).

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными для большинства испытуемых являются такие учебные мотивы, как избегания неудач и коммуникативные. Данные мотивы характеризуются ожиданиями неуспеха в учебной деятельности и желанием больше общаться  с окружающими людьми. В ситуации неуспеха испытуемые зачастую отказывались работать, проявляли агрессию, отрицательные эмоции. Особенно, это было заметно, когда ученики получали замечание. Во время внеклассных мероприятий, праздников и развлечений все испытуемые проявляли большую познавательную активность, чем на уроках.

В ходе проведения исследования уровня учебной мотивации нами был проведен опрос учащихся по методике В. Кириленко (Приложение 4). Испытуемым выдавался распечатанный бланк с 17 утверждениями-вопросами. Из двух ответов “да” и “нет” им необходимо было выбрать один и рядом с позицией вопроса поставить “+” в соответствующую ячейку.

При изучении уровня осознания педагогами важности проблемы мотивации учащихся с ЗПР было установлено, что при организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать все факторы, которые являются важным в развитии личности школьников. При этом процесс обучения и воспитания должен предполагать знание и учет основных закономерностей и индивидуальных особенностей развития школьников с ЗПР.

Результаты анализа отношения школьников к познавательной деятельности обнаружили средний и низкий уровень активности. Они не всегда испытывают положительное отношение к различным предметам и явлениям окружающей действительности. Многие школьники не всегда обращают внимание и адекватно реагируют на различные жизненные ситуации.

Анализ проявления адекватного отношения к учебной деятельности позволил установить, что школьники с ЗПР, не всегда могут дифференцировать свои эмоциональные состояния, связанные с учебой, не всегда уроки вызывают у них положительные переживания.

Также анализ результатов исследования показал, что учащиеся с ЗПР в зависимости от уровня развития мотивационной сферы нуждаются в комплексной, целенаправленной, систематичной и индивидуальной коррекционно-развивающей работе.

В соответствии с этим целью данной программы является создание адекватных условий обучения и развития младших школьников 9-10 лет cредней общеобразовательной школы №16 через адаптацию учебного материала для развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– организовать коррекционно-диагностические мероприятия, направленные на повышение уровня общего развития обучающихся, коррекцию отклонений в развитии познавательной и речевой деятельности;

– направить обучение детей с ЗПР на преодоление трудностей, возникающих у младших школьников при обучении;

– организовать проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение охраны здоровья обучающихся на основе организации охранительного режима и использовании дозированных учебных нагрузок, а также изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости обучающихся.

В результате проведения исследования была разработана программа сопровождения школьников с ЗПР при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях группового обучения, направленная на развитие мотивационной сферы учащихся.

Специфика данной программы заключается в определении трех основных блоков работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

I блок – Диагностический

1. Первичная диагностика (сбор, изучение и анализ данных диагностики) с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка.

2. Изучение социальной среды и стиля семейного воспитания ребенка.

3. Мониторинг достижений планируемых результатов обучающегося.

4. Промежуточная и выход-диагностика с целью динамического наблюдения за развитием ребенка.

Диагностические мероприятия проводятся в два этапа: в начале и конце учебного года и составлены из диагностического комплекса возрастных и психоэмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста.

 

II блок – Подготовительный

1. Создание условий, способствующих   личностному развитию каждого обучающегося.

2. Планирование педагогами и узкими специалистами групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, имеющих трудности в обучении.

3. Разработка мероприятий, способствующих адаптации и интеграции в социокультурную среду обучающихся с ЗПР.

4. Разработка мероприятий  по вопросам обучения и воспитания обучающегося рекомендательного характера.

5. Разработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса.

 

III блок – Основной

  1. Проведение уроков «Окружающий мир» с учащимися с ЗПР, согласно календарно-тематическому планированию с использованием специально подобранных игровых и учебных заданий и упражнений, направленных на развитие мотивации обучающихся.
  2. Проведение коррекционной и развивающей  работы с учащимися во внеурочное время: на кружках, на переменах, спортивных мероприятиях.
  3. Проведение лекториев, семинаров и консультирование педагогов работающих с данной категорией школьников (совместно с педагогом-психологом).   

4. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии и стиля  воспитания, приёмов коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ЗПР.

5. Консультирование специалистами по запросу педагогов с целью выбора и применения индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ЗПР.

 

IV блок – Заключительный

  1. Подведение итогов работы, отслеживание динамики развития мотивационной сферы школьников с ЗПР в условиях группового обучения.
  2. Разработка рекомендаций для педагогов по оптимизации работы, направленной на коррекцию и развитие мотивации у школьников с ЗПР.

 

Коррекция и развитие у младших школьников с задержкой психического развития мотивационного компонента учебной деятельности