автор: Михайленко Максим Александрович

Педагог дополнительного образования

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Повышение уровня общей экологической образованности школьников в процессе получения образования

Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

В XXI веке экологические проблемы приобрели статус глобальных. Противоречия в системе “человек-общество-природа” достигли своей кульминации. Выход из кризиса во многом зависит от того, насколько высоким будет уровень экологического сознания людей Экологическая ситуация планеты Земля  заставляет пересмотреть ценности, цели, социокультурные установки,  степень нашего разумного отношения к природе. Успешность процесса выхода из сложившейся ситуации во многом зависит от признания необходимости целенаправленной, научно организованной работы в данном направлении со всеми слоями и социальными группами общества, но в первую очередь, с миром Детства, от уровня культуры которого, в будущем зависит судьба не только отдельной личности, но и всего человечества. Не случайно, по мнению ряда авторов (Ж. Дорст, Д. Медоуз, В. П. Казначеев, Л. Матье, Ф. Майор, Г.В. Платонов и др.), устойчивое развитие цивилизации невозможно без эффективной стратегии в области экологического образования. Это означает, что в решении одной из сложнейших задач современности особая роль принадлежит педагогической науке и практике. Не случайно именно экологическое образование стало одним из приоритетных направлений современного образования.  «Экологическое образование представляет собой процесс осознания чело-веком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необ-ходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением»1 .  ( Мамедов Н.М. Экологическая концепция культуры // Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий: Материалы международной конференции. – М.: МГГУ имени М.А.Шолохова, 2012. – С. 57–61. )

Однако экологическое образование школьников всецело зависит от уровня экологической культуры современных учителей. При этом речь необходимо вести не только и не столько о подготовке узких специалистов, сколько об экологизации педагогического образования в целом. Поэтому в число профессиональных задач, которые предстоит решать современным педагогам (воспитателям дошкольных образовательных организаций, учителям начальных классов) в ходе своей профессиональной деятельности, входит формирование личности, обладающей базовыми основами экологической культуры. Это очень серьезная и ответственная миссия, т.к. в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают формироваться «экологизированные» нравственные ценности, закладываются основы экологического сознания, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, осознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий.

Школа должена стать образовательным пространством, обеспечивающим экологическое воспитание будущих подростков. Это предполагает целенаправленное создание в учебном процессе условий для формирования у школьников ценностного отношения к окружающей среде, видения себя неповторимой частичкой живого, целостного и разумного мира. Одна из ведущих целей экологического воспитания – повышение уровня экологической культуры и образованности.

В свете указанной проблемы целью экологического образования в школе стало формирование экологически образованной личности ш на основе овладения им системы знаний в области взаимодействия человека и природы, умений и навыков природоохранной деятельности. В структуре экологической образованности как личностного качества мы выделяем единство и взаимосвязь следующих компонентов:

Когнитивный (система экологических знаний, норм, правил; осознание необходимости действовать в соответствии с экологическими требова-ниями);

Мотивационный (экологически ценностные ориентации — ценности, потребности, установки; убеждение в необходимости охраны природы и соблюдении экологических норм);

Поведенческий (способность сознательно ориентировать свое пове-дение в природе; природоохранные умения).

Рассмотрим каждое из компонентов более подробно.

  1. Система экологических знаний, правил формируется при изучении не только специальных дисциплин непосредственно связанных с экологической проблематикой: Экология, Природопользование, Природа и экология родного края, география, естествознание но и огромные возможности для экологизации имеют гуманитарные и социальные дисциплины.  При изучении литературы школьник  возможно не только интеллектуальное, но и образное осмысление проблемы человека и природы. Художественный текст, являясь знаком эпохи, ярко воссоздает характер взаимоотношений личности и окружающего ее мира. Истории, отражая важнейшие вехи развития человечества, содержит сведения об особенностях взаимоотношений природы и цивилизации, о различных способах производства, освоения природы, о характере землепользования, государственных нормативных актах, регулирующих отношение к природе. Экологизировать можно любой предмет, даже иностранный язык, если переводить тексты, связанные с экологическим опытом других стран. Особое внимание, уделенное экологическим аспектам в содержании специальных дисциплин, позволит использовать данный подход в организации экологического воспитания своих учеников.
  2. Так, естественные науки обучают рациональному, разумному использованию природы с учетом прав и потребностей не только существующих, но и будущих поколений, гуманитарные – эмоционально-чувственному и деятельностному отношению к природе.

В рамках дисциплин педагогического блока целесообразно рассматривать различные формы работы, направленные на экологическое воспитание: лекции, семинары, практикумы, экскурсии, наблюдения, беседы, постановку и проведение экспериментов, творческие, художественные виды деятельности, работу в малых группах, обучение через сотрудничество, “мозговой штурм”, ролевые игры, дискуссии, инсценировки, решение проблемных экологических задач, междисциплинарные творческие и учебно-исследовательские проекты и пр. Все вышеперечисленные способы организации учебного процесса ориентированы на создание условий для сочетания рационального и образного мышления, познавательного и деятельностного поведения.

.1. Общекультурная экологическая подготовка предполагает обращение к таким вопросам, как: универсальная ценность природы для человека и человечества; культурно-исторический анализ взаимоотношений человека и природы на разных этапах развития цивилизации; эволюция экологических проблем как результат антропогенного воздействия; социоэкосистемы различного уровня; здоровье нации и отдельного человека; идеи ноосферы и коэволюции. Эти темы могут рассматриваться в рамках интегрированного экологического курса, например “Социальная экология”. В качестве примеров таких курсов назовем следующие: “Математические методы решения экологических проблем”, “Народные традиции охраны природы”, “Экологические проблемы в мировой литературе”, “Проблемы экологического воспитания школьников”. Важно использовать потенциал всех направлений многоуровневого образования. Так, естественные науки обучают рациональному, разумному использованию природы с учетом прав и потребностей не только существующих, но и будущих поколений, гуманитарные – эмоционально-чувственному и деятельностному отношению к природе.

Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем. Экологическое образование — часть целостного процесса воспитания, обучения и развития личности, происходящего на основе получения системы знаний в области взаимодействия человека и природы, влияния производственной деятельности на природную среду, умений и навыков природоохранной деятельности

Особое значение для экологического образования имеет экологическая исследовательская и практическая деятельность. Одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной программы модернизации образования, является компетентностный подход.
Понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой. Таким образом, понятие компетентности включает не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только, а под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.

Ученые, специалисты, представители общественности все более приходят к убеждению, что сохранение жизни и прогрессивного развития на нашей планете невозможно без создания новой экологической культуры, в основе формирования которой должно лежать экологическое образование и воспитание. Особую роль, в этой связи, специалисты отводят учреждениям дополнительного образования, так как они обладают более гибкой системой и быстрее реагируют на потребности детей и общества

Занятия практической экологией — достаточно широкая область посильной для учащихся деятельности, где применение своим интересам, склонностям и способностям может найти каждый из школьников. Поэтому практическую экологию мы вправе определить как универсальную форму ролевой практики для обучающихся, имеющую в качестве непременного условия общественно значимый результат деятельно-сти. Среди ролей, которые проигрывают и «проживают» школьники, целый спектр специальностей: ландшафтоведы, топографы, историки, гидрологи, почвоведы, ботаники-популяционисты и флористы, зоологи-популяционисты и фаунисты, гидрохимики и др. От обычной учебной деятельности этот вид практических занятий отличается продуктивностью, которая проявляется как в самоактуализации личности, так и в общественной значимости результатов труда. А это — главные условия социализации личности. Поэтому практическая экология — популярный среди школьников вид деятельности. Она заполняет тот идейный, деятельный, коммуникативный вакуум, который возник с прекращением пионерской и комсомольской организаций. Практическая экология как область деятельности — это такая организация личностной и социальной активности учащихся, которая обеспечивает поисковый, творческий, преобразовательный характер деятельности, в результате которой социально накопленный опыт осваивается личностью как «субъективно новый продукт» учебного познания. Этот опыт позволяет человеку расти и совершенствоваться.

Человек как личность находит в этом виде деятельности приложение своим интересам и способностям, тренирует позитивные черты своего темперамента, формирует характер.

Человек как индивидуальность развивает свои задатки, формирует опыт, оценивает уровень продуктивности своей деятельности Будучи субъектом коллективной деятельности, практическая экология развивает адекватные эмоции, волю, мышление; самоанализ, синтез и прогноз формируют адекватную самооценку, это способствует самореализации личности.

Практическая экология базируется на сочетании разнообразных видов деятельности, поэтому в ней каждый может найти дело по душе на достигнутом для себя уровне — репродуктивном, поисково-познавательном, поисково-творческом.

Подводя итоги характеристики практической экологии, следует отметить важные ее черты для будущего поколения, которому предстоит действовать в соответствии с принципами устойчивого развития общества:

  • возвращение человека в природу как ее субъекта, со временем утратившего «территориальный» инстинкт поддержания безопасной среды обитания и вынужденного заместить его целесообразным поведением и образованием на фоне экоцентрического типа экологического сознания и экологического мировоззрения;
  • духовное воспитание личности, ибо духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывает на природное и преломляется через него;
  • дополнение индивидуального, субъективного в человеке объективным содержанием экологического образования, к которому от-носятся 1) научное содержание; 2) естественнонаучные традиции мирового и российского естествознания; 3) общечеловеческие нормы и традиции, сконцентрированные в нравственном кодексе по отношению к природе.

Что мы имеем в итоге занятий практической экологией:

  • практическая экология вызвала к жизни мощное экологическое движение школьников. Об этом свидетельствуют многочисленные формы организации детей и молодежи на занятия экологией;
  • стремление тех, кто занимается практической экологией, перейти от уровня репродуктивного обучения к продуктивно-творческому. Это отражается в увеличении числа исследовательских работ школьников по экологии, поступающих на областные и российские конкурсы;
  • возможность объединить в полезном общественном и творческом труде людей разного возраста и жизненного опыта — детей, молодежь, учителей, научных руководителей, где общение поколений дает небывалый всплеск творческой активности. Все это, вместе взятое, легло в основу организации областной школы практической экологии как формы совместного обучения детей и взрослых на основе педагогики сопереживания, сочувствия, со-участия, со-действия, сотрудничества и со-творчества.

Экологическое образование все в большей степени становится неотъемлемой частью системы образования Российской Федерации, вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, направленности образовательных услуг, форм собственности и т.п.

Повышение уровня общей экологической образованности школьников в процессе получения образования