автор: Михалча Светлана Геннадьевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №68 комбинированного вида г.Владикавказ

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Путешествие в горы»

Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Путешествие в горы».

                                           Воспитатель: Михалча Светлана Геннадьевна

Цель: формировать познавательное отношения к окружающему миру, расширять кругозор детей.

Задачи:

1.Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2.Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

3.Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

Методические приёмы:  чтение стихотворений, загадки, беседа, объяснение, игры, педагогическая оценка.

 

Активизировать словарь детей за счет слов: геологи, пологие, крутые, снежные.

Материал к занятию: глобус; фотоиллюстрации «Горы  Осетии», «Животные и птицы живущие в горах ; загадки о горах и о глобусе; музыкальная запись.

Предварительная работа:

– рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

– собирание коллекции камней;

– чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы».

Ход организационной образовательной деятельности.

1.Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь

Начну с загадки.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры –

Знаешь ты, что это … (горы)

Воспитатель: Да, это горы. Сегодня  вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы .

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами?  (Коричневый – это горы, синий – моря, реки, зеленый – это леса, поля, желтый – это пустыни).

– Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

– Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени – несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

Воспитатель: Ребята, скажите, горы могут нам что -нибудь  рассказать о себе? (Ответы детей) 

2 .Воспитатель: А  давайте отправимся в поход . Поход в горы..

Только сначала нужно с собой взять всё необходимое, без чего нам в горах  не обойтись.

Дидактическая  игра «Собери рюкзак».

(ребята из предложенных  предметов выбирают  те, которые понадобятся в походе).

3.Динамическая пауза (собрав рюкзак ,дети имитируют ходьбу по извилистой дорожке, идут по камешкам вдоль речки ,перешагивают через препятствия).

4.Ну вот мы  и пришли!

Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи.

Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения.

… Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой 

– Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Ответы детей) 

Наш  маленький город Владикавказ находится в окружении гор. Давайте вспомним названия гор.(Казбек ,Эльбрус, Столовая, Джимара, Фетхуз…)

Горы если сравнить горы между собой ,они все разные. Бывают  горы  островершинными ,а бывают с плоской вершиной.

5.Перед детьми картинка-схема строения  гор.

А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей)

Горы представляют собой большие участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами. Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Есть молодые горы и старые.

Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

Давайте попробуем мысленно подняться в верх в гору. Начнём с подножья горы- нижняя часть обычно бывает ровная. Если подниматься выше ,на пути  встретится лес .Это  лесистая часть гор. Если подниматься  ещё  выше ,то доберёмся  до  скал. Эта  часть гор называется  скалистая. Самая  макушка  горы  -вершина с вечными снегами и  ледниками, которые  никогда  не тают.

В горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)

Воспитатель: Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.

Ниткография – с помощью цветных ниточек предложить детям  изобразить части гор:- подножие гор(коричневая нитка);

-лес (зелёная);

-скалы(чёрная);

-снежные вершины(белая);

Физкультминутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале.

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

6 .Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (горы).

В горах происходит такое явление ,как вулкан.

Экспериментальная часть: детям демонстрируется опыт на макете «Вулкан в домашних условиях».

Дыхательная гимнастика: дети задувают кратер вулкана.

Пальчиковая гимнастика:

У сосны ,у пихты ,ёлки

Очень колкие иголки,

Но ещё сильней ,чем ельник

Вас уколет можжевельник.

  1. Ребята, все эти деревья растут в лесистой местности гор. Несмотря на то, что в горах каменистая почва, там растёт  огромное количество растений. Мох, кустарники, деревья.

 

Как вы  думаете, откуда  они  берутся? (плоды и семена  попадают в  землю…)

А  ещё попадаются  полянки .на  которых  очень  хорошо  себя  чувствуют  лекарственные  травы. Почему  они так  называются?

(Рассмотреть  фото с  изображением  лекарственных  трав  и  ягод).

(Аптечная  ромашка, шалфей ,подорожник,  крапива,  одуванчик,  мята,  душица,  черника,  земляника,  брусника).

8.Загадка:

В неё льётся,

Из  неё  льётся,

Сама  по  земле  плетётся.(река).

Ребята, а  вы  можете  вспомнить  названия  рек ,которые  несутся  по горным  склонам.(Терек,  Гизельдон,  Фиагдон,  Кармадон,  Ардон..).

Вода в них прозрачная, чистейшая, вкусная.  Встречаются  целебные  источники и  озёра. 

А что  такое  водопад? 

Артикуляционная  гимнастика: «Речка-водопад» (дифференция  звуков «с», 

«ш».

Продолжаем  путешествие

9.Пришли к Заповеднику. Что  такое  Заповедник? Какие животные и птицы обитают в горных  районах ?( горный  тур, зубр, рысь, белка, медведь, лиса, волк, снежный  барс, орлы, ястребы….)фото.

 

Итог  путешествия:

Воспитатель: А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

(После прослушивания дети рассказывают о чём эта музыка) 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да) 

– О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

– Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить) .

– Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.

Горы, что вы сделали со мной?

Чем заворожили? Властным зовом

К подвигам горячим и суровым

Или мудрой снежной сединой?

Ваша твердость мне передается,

Я держусь на ваших скользких тропах.

Чем пытливей вглядываюсь в пропасть,

Тем ровней, спокойней сердце бьется.

И встречая блеск вершин бесстрашных,

В самом риске чую твердь опоры.

Горы любят сильных и отважных.

Горы любят тех, кто любит горы.

Х. Байрамукова, перевод Н. Матвеевой

 

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Путешествие в горы»