автор: Михалюк Владислав Борисович

учитель МБОУ СОШ №24 г. Озерска, Челябинская область

Осознание психических процессов и проявление эмоциональных и волевых качеств – основа успешности двигательных действий

 

Осознание психических процессов и проявление эмоциональных и волевых качеств – основа успешности двигательных действий

 

Успех в обучении двигательным действиям зависит не только от применяемых преподавателем методики и способов, но в равной степени от 

самих обучающихся, уровня двигательных способностей, а также от психологической подготовки. Психологическая подготовка связана с психическим процессом и его регулированием.

Внимание – это направление и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Среди психических процессов внимание занимает особое место, так как связано с мыслительным и волевым процессом.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних раздражителей, оно не требует волевых усилий и характеризуется внезапностью и кратковременностью.

Произвольное внимание – играет основную роль в жизни и деятельности человека. Оно является результатом сознательных и волевых усилий человека.  Его  характеризуют  целенаправленность  (цели,  поставленные  вовремя обучения), организованность (вы заранее готовы быть внимательными, сознательно организуете и направляете своё внимание на тот или другой объект) и устойчивость (длительность сохранения внимания на предмете деятельности или обучения).

Обучение двигательным действиям, его эффективность зависят от ниже

следующих особенностей внимания: его объём, концентрация, устойчивость,

подвижность, распределение и др.

Объём внимания – это ваша способность воспринять одновременно

определенное число объектов и элементов. Обычно в среднем человек воспринимает 5–6 объектов одновременно. Когда двигательная деятельность

происходит в знакомой вам обстановке, то вы можете держать в центре внимания наибольшее число объектов. Объем внимания зависит от индивидуального опыта и специальных знаний. Например, объем внимания у подростка, который несколько лет занимается баскетболом, будет значительно больше, чем у ровесников, которые только приступили к занятиям. 

Концентрация внимания – характеризуется затратой психологической энергии во время выполнения упражнений. Например, во время игры в футбол ваше внимание очень концентрировано (при выполнении штрафного удара).

Но  в  процессе  игры,  когда  вы  выполняете  знакомые  вам  действия,  концентрация внимания значительно ослабевает. Предельная концентрация внимания может сохраниться в течение незначительных промежутков времени. 

Некоторые психологи считают концентрацию внимания на каком-либо

объекте средством повышения психологической подготовки. При этом, всё

внимание сосредотачивается на объекте. Как только отвлекается внимание,

делается перерыв, потом попытка концентрации на объекте снова повторяется.  Таким  образом,  процесс  концентрации  сознательно  удлиняется, управляется и, тем самым, обеспечивается ее устойчивость.

Устойчивость внимания – это умение сохранения требуемой концентрации внимания в течение необходимого времени. Например, при командной и групповой деятельности на какой-либо ответственный момент игры от вас требуется большой объем внимания, высокая его устойчивость и продолжительность.

 Подвижность внимания – выражается в переходе внимания от одного

объекта к другому или переключение внимания на какой-то миг на другой

важный объект во время двигательного действия.

Распределение внимания – это умение направлять внимание одновременно на несколько объектов или на выполнение двух или более действий.

Например, во время спортивной игры вы следите за партнерами, защитниками, их перемещением, мячом и т.д.

Ощущение и восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств. При двигательных действиях, как правило, участвуют все анализаторы, в основном, зрительные, мышечно-двигательные, слуховые, вестибулярные и тактильные.

С помощью этих ощущений вы получаете информацию о положении тела в пространстве, о движении, о перемещении конечностей. Восприятие, как и ощущение, делится на зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и др. Но в обучении двигательным действиям наибольшее значение имеет восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства («чувство пространства») – происходит с

помощью зрительного, тактильного и кинестического анализаторов.

Восприятие времени («чувство времени») – это отражение в нашем сознании скорости, последовательности, продолжительности двигательных 

действий. Темп и ритм движения считаются сложной формой чувства времени.

Это восприятие, как и в пространственном, имеет определенное значение при обучении определенных упражнений. Необходимость чувства времени ощущается во время освоения техники метаний, в том числе прыжков.  Многие спортивные движения выполняются на протяжении очень короткого времени, примерно за 1 сек. 

Установлено, что человек может точно воспринимать промежуток времени больше 0,75 сек. Однако, с помощью специальных упражнений можно научиться различать отрезки времени 0,01–0,02 сек.

В  процессе  освоения  двигательной  деятельности  большое  значение

имеет правильное восприятие собственных движений. В процессе этого восприятия вы лучше познаёте различные особенности движения: например,

скорость (быстрые или медленные движения, быстрый или медленный темп

бега); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедленное и т.д.); исполнительный характер (сгибание, разгибание, потягивание, отталкивание); формы исполнения (прямолинейная, криволинейная, круговая, дугообразная);  амплитуда  движения  (широкая,  узкая,  полная  и  т.д.);  направление движения (направо, налево, вверх, вниз); продолжительность движения (короткая, длительная).

Память – психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и в последующем исполнении освоенных ранее движений. При обучении двигательным действиям необходимы все виды памяти: двигательные, образные, эмоциональные и вербальные. Содержание двигательной памяти состоит из мышечно-двигательных образов освоенных движений. Таким образом, двигательная память служит основой для формирования различных двигательных навыков и умений.

Мышление – это осознание сущности объектов и событий и закономерность их воспроизведения. Это высшая форма творческой активности человека. С помощью мышления мы воспринимаем движение и его структуру. Оно опирается на ощущение, восприятие и представление. В формировании, исполнении, совершенствовании способов двигательного представления особая роль принадлежит второй сигнальной системе, слову. 

Любая мысль возникает и развивается в связи с речью. Процесс мышления представляет собой сложную умственную деятельность, которая включает в себя следующие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификацию и систематизацию.

Обучение двигательным действиям основывается на таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение. Используя анализ, мы делим сложные двигательные действия на отдельные части и осваиваем их в отдельности. С помощью синтеза мы соединяем эти отдельно обученные, освоенные части в единое целое. Сравнение позволяет нам определить сходство и различия в освоенных двигательных действиях, выяснить преимущество и недостатки в способах выполнения упражнений. Чувства и эмоции – играют большую роль в жизни каждого человека.

Проявление чувств, эмоций при выполнении сложных двигательных действий оказывает определенное влияние на исполнение этих движений. 

Положительные  эмоции  и  чувства  способствуют  успешному  выполнению упражнений, а также мобилизации человека для данного двигательного действия. В связи с этим, особую значимость имеет формирование положительных эмоций и чувств.

Воля и волевые качества – это умение человека преодолеть определенные препятствия и трудности в жизни за счет внутренней и моральной энергии. 

Благодаря силе воли, человек добивается успеха в спорте и всех достижений в жизни. Человека, не имеющего силы воли, можно сравнивать с кораблём, который не имеет компаса. Направление его действий неизвестно. 

Для каждого человека в жизни существуют определенные препятствия. Однако, самое большое препятствие находится в самом человеке, в его внутреннем мире.

Все большие достижения человека начинаются с его победы над самим собой. 

Можешь ли ты себя заставить проснуться рано утром? Выполняешь ли ты домашние задания? Соблюдаешь ли внутренний порядок школы? Борешься ли ты всеми своими силами за свою команду? Выполняешь ли необходимые упражнения для формирования своей осанки, для того чтобы стать сильным? Вся перечисленная выше деятельность требует от вас определенной воли.

На самом деле для их выполнения необходимо не такое большое волевое усилие, однако каждый раз, когда вы выполняете вышеперечисленное, вы приобретаете  определенные  чувства  воли.  Постепенно  эти  чувства  воли направляют вас на целеустремленные действия, дисциплину. Всё это позволит вам стать смелым и решительным. 

Выполнение сложных, требующих определенного  риска,  упражнений  позволит  вам  преодолеть  внутренний страх, проявить самостоятельность и инициативность, поможет вам более успешно действовать во время спортивных игр.

 Проявление вами выдержки и самообладания при сложных ситуациях показывает о приобретении вами определенных волевых качеств.

Таким образом, успешность двигательных действий зависит от осознания психических процессов и проявления эмоциональных и волевых качеств. А эти волевые особенности развиваются и совершенствуются при выполнении упражнений различного назначения с различной направленностью.

Осознание психических процессов и проявление эмоциональных и волевых качеств – основа успешности двигательных действий