автор: Мичурина Анна Сергеевна учитель
МБОУ СШ №7 г. Павлово
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»
В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Мичурина А.С.,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Павлово
Аннотация. В аспекте требований ФГОС понятие «профориентация» оказывается центральным в современном образовании, направленном на личностное развитие учащихся, на формирование у них метапредметных компетенций, познавательных и созидательных способностей, а также на их профессиональное самоопределение, что является неотъемлемой составляющей их успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Статья посвящена реализации программы дополнительного образования (ПДО) для учащихся 9 классов «Химия в моей будущей профессии», которая помогает в решении проблемы профессионального самоопределения подростков.
Ключевые слова: профориентация, выпускник школы, выбор профессии, профориентационный курс
В соответствии с требованиями ФГОС, образовательный процесс должен способствовать гармоничному развитию личности подростков, формированию у них компетентности во многих сферах, в т.ч. в вопросах выбора профессии, что является необходимым компонентом их дальнейшего жизненного пути.
Многие выпускники абсолютно не готовы к выбору профиля последующего обучения, так как слабовато разбираются в мире профессий и прислушиваются к мнению родителей, одноклассников или выпускников прошлых лет. Исследования выбора профессии учениками МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» [4], проводившиеся в течение 3 лет, свидетельствуют, что только 15% выпускников действительно осознанно выбирают профессию, остальные затрудняются.
Преодолеть возникающую проблему неудачного профессионального выбора выпускников, может помочь своевременная и компетентная работа учителя с девятиклассниками [1], которая даст им возможность не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий их интересам, возможностям, способностям и ценностным установкам.
Трудно достигнуть высоких результатов в профориентации выпускников, не зная их интересов и предрасположенностей к тому или иному учебному предмету, той или иной профессии. Необходимым условием является своевременная диагностика девятиклассников, определяющая их профессиональный выбор. С этой целью в 2015-17гг. в МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода использован опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной [2, 6], в 2017-18гг. в СШ №7 г. Павлово – опросник Е.А. Климова [3], направленный на определение склонностей и предрасположенностей учащихся к различным видам деятельности. Одним из преимуществ методик является формулировка заданий, помогающая выявить скрытую мотивацию и интерес к той или иной сфере деятельности оптанта. В обследовании в 2015-16гг принимали участие 66 человек, в 2016-17гг – 42, в 2017-18гг – 52 [1]. Результаты диагностических исследований представлены в табл. 1. Данные свидетельствуют, что достаточно большое количество обучающихся 9 классов (26% в 2015-16гг, 40% в 2016-17гг и 32% в 2017-18гг) затрудняется с окончательным выбором. Их профессиональные интересы затрагивают несколько различных сфер деятельности, поэтому важно определить форму и методы для осуществления профориентации обучающихся. Практика свидетельствует, что профориентационные мероприятия школ, проводимые при поддержке университетов и техникумов, более эффективны, причем в приоритете не разовые мероприятия (классные часы, экскурсии, мастер-классы), а целые профориентационные циклы, реализуемые во время учебного года по намеченному плану[5].
Исходя из исследований, представленных в табл. 1, в 2015-16гг., разработана программа профориентационного курса для девятиклассников [1] которая была апробирована с обучающимися МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода на
Таблица 1 – Диагностика профессиональных интересов девятиклассников
и их профессионального выбора в 2015-17гг.
Характеристики исследования | 2015-16гг | 2016-17гг | 2017-18гг |
Общее число девятиклассников | 66 (100%) | 42 (100%) | 52 (100%) |
Сделавшие профессиональный выбор | 49 (74%) | 25 (60%) | 35 (68%) |
Наметившие круг из 2-3 профессий | 17 (26%) | 17 (40%) | 18 (37%) |
Умение работать с людьми | 29 (44%) | 19 (45%) | 25 (48%) |
Интерес к исследовательской (интеллектуальной) работе | 7 (11%) | 8 (19%) | 10 (19%) |
Желание практической деятельности | 13 (20%) | 8 (19%) | 19 (37%) |
Любовь к эстетическим видам деятельности | 12 (18%) | 9 (21 %) | 13 (25%) |
Предрасположенность к экстремальным видам деятельности | 17 (26 %) | 10 (24%) | 15 (29%) |
Склонность к планово-экономическим видам деятельности | 11 (17%) | 8 (19%) | 10 (19%) |
базе кафедры биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) Мининского университета в 2016-17гг. и в МБОУ СШ № 7 г. Павлово в 2017-18гг. Содержание ПДО см. в табл. 2.
Актуальность ПДО «Химия в моей будущей профессии» заключается в приобретении теоретических и практических знаний, умений и компетенций в области профессионального самоопределения выпускниками 9-х классов. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профориентационного кружка позволяет учителю уйти от стереотипов обучения, что делает учебный процесс более увлекательным, мобильным и повышает его образовательный потенциал.
На занятиях данного курса изучаются понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку, разбираются составляющие достойного выбора, выделяется роль профессии в жизни человека.
Обучающиеся узнают важную информацию о психологических особенностях человека, типах темперамента, прогнозируют влияние темперамента на определение направления профессионального самоопределения. Изучая различные факторы, влияющие на профессиональный выбор, школьники учатся ориентироваться в их многообразии, классифицировать их по объекту, целям,
Таблица 2 – Содержание дополнительной образовательной программы
«Химия в моей будущей профессии»
№
п/п |
Тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Человек и профессия | 1 | 1 | |
Раздел I. Что я знаю о своих возможностях | 8 | 4 | 4 | |
2. | Индивидуально-психологические особенности личности обучающихся. Темперамент. | 2 | 1 | 1 |
3. | 1. Я и мой выбор профессии. Классификация профессий Климова. | 2 | 1 | 1 |
4. | 1. Профессиональные интересы обучающихся | 1 | 1 | 1 |
5. | ТОП – профессии класса | 1 | 1 | |
6. | Мотивы выбора профессии обучающихся | 2 | 1 | |
Раздел II. Что я знаю о профессиях | 24 | 9 | 16 | |
7. | 2. Мир профессий химико-биологической направленности | 2 | 1 | 1 |
8. | Химия в профессиях | 2 | 1 | 1 |
9. | Биология в профессиях | 2 | 1 | 1 |
10. | Профессии химико-биологической направленности в нашем городе | 3 | 3 | |
11. | Игра-мафия «Мир профессий» | 1 | 1 | |
12. | Один день из школьной жизни | 2 | 2 | |
13. | Навязанный выбор профессии | 1 | 1 | |
14. | Наука – тоже работа | 1 | 1 | 1 |
15. | Разговор по-взрослому «Профессии наших родителей» | 1 | 1 | |
16. | Профессии будущего | 2 | 1 | 1 |
17. | Здоровье и выбор профессий | 1 | 1 | |
18. | Залог успеха при выборе профессии. | 1 | 1 | |
19. | Готовность к выбору профиля, профессии | 2 | 1 | 1 |
20. | Соревнование – «Профэрудит». | 1 | 1 | |
21. | Итоговое занятие. Защита проектов | 2 | 2 | |
ИТОГО | 33 | 14 | 20 |
средствам и уровням труда. Они узнают, как личностные интересы людей влияют на их дальнейший жизненный выбор. Так, знакомство с рядом профессий химико-биологической направленности способствует в девятом классе профессиональному самоопределению, особенно подростков, посещавших в течение года кружки при университете и в школе [4].
Результаты исследования свидетельствуют, что подготовленная ПДО «Химия в моей будущей профессии» помогает девятиклассникам не просто выбрать направления продолжения обучения, но и повысить свою компетентность, сформировать нравственные и профессиональные качества, спланировать пути своего интеллектуального и творческого роста. Так, в 2016-17гг. девятиклассники МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода, а в 2017-18гг. ученики МБОУ СШ № 7 г. Павлово, посещавшие предложенные занятия, осознанно выбрали профиль дальнейшего обучения в 10 классе.
Список литературы:
- Воронина И.А., Новик И.Р., Мичурина А.С. О профориентационной программе «Химия в моей будущей профессии» для девятиклассников// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. науч. трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 59. – Ч. 3 – С. 191-194.
- Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.- 129с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 110-125.
- Новик И.Р. Воронина И.А., Сидорова А.В., Леонова И.В. Роль профориентационных мероприятий для школьников в развитии индивидуальных качеств учащихся // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Научный журнал: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 55. – Ч. 6. – С. 134-142
- Новик И.Р., Жадаев А.Ю., Волкова Е.А. Роль профориентации в условиях непрерывности и преемственности образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 4. С. 104-110.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2007. – 128с.