автор: Мичурина Анна Сергеевна учитель

МБОУ СШ №7 г. Павлово

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  

Мичурина А.С.,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя школа №7 г. Павлово

 

Аннотация. В аспекте требований ФГОС понятие «профориентация» оказывается центральным в современном образовании, направленном на личностное развитие учащихся, на формирование у них метапредметных компетенций, познавательных и созидательных способностей, а также на их профессиональное самоопределение, что является неотъемлемой составляющей их успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Статья посвящена реализации программы дополнительного образования (ПДО) для учащихся 9 классов «Химия в моей будущей профессии», которая помогает в решении проблемы профессионального самоопределения подростков.

Ключевые слова: профориентация, выпускник школы, выбор профессии, профориентационный курс

 

 В соответствии с требованиями ФГОС, образовательный процесс должен способствовать гармоничному развитию личности подростков, формированию у них компетентности во многих сферах, в т.ч. в вопросах выбора профессии, что является необходимым компонентом их дальнейшего жизненного пути.

Многие выпускники абсолютно не готовы к выбору профиля последующего обучения, так как слабовато разбираются в мире профессий и прислушиваются к мнению родителей, одноклассников или выпускников прошлых лет.  Исследования выбора профессии учениками МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» [4], проводившиеся в течение 3 лет, свидетельствуют, что только 15% выпускников действительно осознанно выбирают профессию, остальные затрудняются.

Преодолеть возникающую проблему неудачного профессионального выбора выпускников, может помочь своевременная и компетентная работа учителя с девятиклассниками [1], которая даст им возможность не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий их интересам, возможностям, способностям и ценностным установкам. 

Трудно достигнуть высоких результатов в профориентации выпускников, не зная их интересов и предрасположенностей к тому или иному учебному предмету, той или иной профессии. Необходимым условием является своевременная диагностика девятиклассников, определяющая их профессиональный выбор. С этой целью в 2015-17гг. в МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода использован опросник профессиональных склонностей Л.А.  Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной [2, 6],  в 2017-18гг. в СШ №7 г. Павлово – опросник Е.А. Климова [3], направленный на определение склонностей и предрасположенностей учащихся к различным видам деятельности. Одним из преимуществ методик является формулировка заданий, помогающая выявить скрытую мотивацию и интерес к той или иной сфере деятельности оптанта. В обследовании в 2015-16гг принимали участие 66 человек, в 2016-17гг – 42, в 2017-18гг – 52 [1].  Результаты диагностических исследований представлены в табл. 1. Данные свидетельствуют, что достаточно большое количество обучающихся 9 классов (26% в 2015-16гг, 40% в 2016-17гг и 32% в 2017-18гг) затрудняется с окончательным выбором. Их профессиональные интересы затрагивают несколько различных сфер деятельности, поэтому важно определить форму и методы для осуществления профориентации обучающихся. Практика свидетельствует, что профориентационные мероприятия школ, проводимые при поддержке университетов и техникумов, более эффективны, причем в приоритете не разовые  мероприятия (классные часы, экскурсии, мастер-классы), а целые профориентационные циклы, реализуемые во время учебного года по намеченному плану[5].

Исходя из исследований, представленных в табл. 1, в 2015-16гг., разработана программа профориентационного курса для девятиклассников [1] которая была апробирована с обучающимися МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода на

Таблица 1 – Диагностика профессиональных интересов девятиклассников

и их профессионального выбора в 2015-17гг.

Характеристики исследования 2015-16гг 2016-17гг 2017-18гг
Общее число девятиклассников 66 (100%) 42 (100%) 52 (100%)
Сделавшие профессиональный выбор 49 (74%) 25 (60%) 35 (68%)
Наметившие круг из 2-3 профессий 17 (26%) 17 (40%) 18 (37%)
Умение работать с людьми 29 (44%) 19 (45%) 25 (48%)
Интерес к исследовательской (интеллектуальной) работе 7 (11%) 8 (19%) 10 (19%)
Желание практической деятельности 13 (20%) 8 (19%) 19 (37%)
Любовь к эстетическим видам деятельности 12 (18%) 9 (21 %) 13 (25%)
Предрасположенность к экстремальным видам деятельности 17 (26 %) 10 (24%) 15 (29%)
Склонность к планово-экономическим видам деятельности 11 (17%) 8 (19%) 10 (19%)

базе кафедры биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) Мининского университета в 2016-17гг. и в МБОУ СШ № 7 г. Павлово в 2017-18гг. Содержание ПДО см. в табл. 2.

Актуальность ПДО «Химия в моей будущей профессии» заключается в приобретении теоретических и практических знаний, умений и компетенций в области профессионального самоопределения выпускниками 9-х классов. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профориентационного кружка позволяет учителю уйти от стереотипов обучения, что делает учебный процесс более увлекательным, мобильным и повышает его образовательный потенциал.

На занятиях данного курса изучаются понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку, разбираются составляющие достойного выбора, выделяется роль профессии в жизни человека.

Обучающиеся узнают важную информацию о психологических особенностях человека, типах темперамента, прогнозируют влияние темперамента на определение направления профессионального самоопределения. Изучая различные факторы, влияющие на профессиональный выбор, школьники учатся ориентироваться в их многообразии, классифицировать их по объекту, целям,

Таблица 2 – Содержание дополнительной образовательной программы

«Химия в моей будущей профессии»

п/п

Тема Всего часов В том числе
теория практика
1. Вводное занятие. Человек и профессия 1 1
Раздел I. Что я знаю о своих возможностях 8 4 4
2. Индивидуально-психологические особенности личности обучающихся. Темперамент. 2 1 1
3. 1.​ Я и мой выбор профессии. Классификация профессий Климова. 2 1 1
4. 1.​ Профессиональные интересы обучающихся 1 1 1
5. ТОП – профессии класса 1 1
6. Мотивы выбора профессии обучающихся 2 1
Раздел II. Что я знаю о профессиях 24 9 16
7. 2.​ Мир профессий химико-биологической направленности 2 1 1
8. Химия в профессиях 2 1 1
9. Биология в профессиях 2 1 1
10. Профессии химико-биологической направленности в нашем городе 3 3
11. Игра-мафия «Мир профессий» 1 1
12. Один день из школьной жизни 2 2
13. Навязанный выбор профессии 1 1
14. Наука – тоже работа 1 1 1
15. Разговор по-взрослому «Профессии наших родителей» 1 1
16. Профессии будущего 2 1 1
17. Здоровье и выбор профессий 1 1
18. Залог успеха при выборе профессии. 1 1
19. Готовность к выбору профиля, профессии 2 1 1
20. Соревнование – «Профэрудит». 1 1
21. Итоговое занятие. Защита проектов 2 2
ИТОГО 33 14 20

средствам и уровням труда. Они узнают, как личностные интересы людей  влияют на их дальнейший жизненный выбор. Так, знакомство с рядом профессий химико-биологической направленности способствует в девятом классе профессиональному самоопределению, особенно подростков, посещавших в течение года   кружки при университете и в школе [4].

Результаты исследования свидетельствуют, что подготовленная ПДО «Химия в моей будущей профессии» помогает девятиклассникам не просто выбрать направления продолжения обучения, но и повысить свою компетентность, сформировать нравственные и профессиональные качества, спланировать пути своего интеллектуального и творческого роста. Так, в 2016-17гг. девятиклассники МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода, а в 2017-18гг. ученики МБОУ СШ № 7 г. Павлово, посещавшие предложенные занятия, осознанно выбрали профиль дальнейшего обучения в 10 классе.

Список литературы:

  1. Воронина И.А., Новик И.Р., Мичурина А.С. О профориентационной программе «Химия в моей будущей профессии» для девятиклассников// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. науч. трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 59. – Ч. 3 – С. 191-194.
  2. Йовайша  Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.- 129с.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 110-125.
  4. Новик И.Р. Воронина И.А., Сидорова А.В., Леонова И.В. Роль профориентационных мероприятий для школьников в развитии индивидуальных качеств учащихся // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Научный журнал: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 55. – Ч. 6. – С. 134-142
  5. Новик И.Р., Жадаев А.Ю., Волкова Е.А. Роль профориентации в условиях непрерывности и преемственности образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология.  Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 4. С. 104-110.
  6. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2007. – 128с.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХИМИЯ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ