автор: Молибога Елена Владимировна
Воспитатель МКДОУ “Центр развития ребенка детский сад №9”
Конспект занятия по театрализованной и изобразительной деятельности для детей средней группы по сказке «Теремок»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 9
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Воспитатель высшей категории Молибога Елена Владимировна
Конспект занятия по театрализованной и изобразительной деятельности для детей средней группы по сказке «Теремок»
Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя мимику, жест, движение.
Задачи:
Коммуникация – побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; активизировать речь детей; совершенствовать диалогическую речь, закреплять звукоподражание знакомым животным.
Познание – обучать детей элементам театрализованной деятельности; развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.
Художественная литература – продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Художественное творчество – закрепить умение работать с ножницами: правильно держать, резать по заданному ориентиру (сгибу). Закрепить умение складывать прямоугольник пополам. Учить располагать квадраты, чередуя цвета.
Программное содержание: повышение общей эмоциональности детей; раскрытие творческих способностей застенчивых малоактивных детей, повышение их самооценки;
развивать творческие способности детей посредством перевоплощения в образы сказочных персонажей;
продолжать знакомить с различными способами передачи образов сказочных персонажей;
воспитывать интерес к литературным произведениям посредством их обыгрывания и театрализации.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с театром: правилами поведения в театре; с театральными профессиями; с разными типами театра (театр актёров, кукольный, настольный, пальчиковый, плоскостной на магнитной доске, театр игрушки); театральными костюмами, гримом.
2.Разучивание с детьми чистоговорок, стихов, песенок, направленное на развитие звуковой культуры речи и совершенствование артикуляционного аппарата. Отгадывание загадок о животных.
3.Развитие образного мышления и чувственной ориентации (пластические этюды, пантомима; игры развивающие мимику, пластику).
4.Чтение русской народной сказки «Теремок».
Рассматривание иллюстраций с изображением героев. Беседа о содержании сказки, о характерах персонажей.
- Показ сказки «Теремок» (настольный театр).
6.Изготовление главной декорации – теремок
Оборудование и материалы:
- Костюмы героев сказки: мышки, зайца, лисички, волка, кабана, медведя.
- Большой силуэт теремка-декорации, сделанной из картона и разноцветных кусков ткани (делаем вместе с детьми в течении нескольких вечеров).
- Заготовки: прямоугольные листы бумаги, ножницы, клей-карандаш, пластиковые доски для аппликации. Большой силуэт теремка А-2.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга. Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться. Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем передавать мяч и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Ну, начинаем?
Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.
-Встали детки, встали в круг, ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!
Ну, что согласны? Вот и замечательно! Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).
Беседа по вопросам «Театр».
Вы любите сказки?
Что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?
Где можно увидеть спектакль? (в театре).
Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)
Кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)
Вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)
Воспитатель: Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика и при этом выражать эмоции.
Игра «Угадай эмоцию»
(На столе лежат пиктограммы различных эмоций)
-Посмотрите, к нам сегодня пришёл петрушка. Представляете, у петрушки, так же, как и у нас, бывают разные настроения.
-Давайте посмотрим на картинку, как вы думаете, какое здесь настроение у петрушки? (грустное)
-А как вы догадались?
-А у вас бывает такое настроение? Когда?
-Покажите, как вы грустите.
Также показать радость, доброту, обиду, злость.
-Молодцы, вы очень хорошо выражаете свои эмоции.
Этюд «Зайчата».
Воспитатель: А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь?
Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а – зайчата! Зайчата выбрались из норки на красивую полянку, принюхались к запаху цветов, и вот пошёл дождь! Зайчатам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но дождь прекратился, зайчата выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА «ТЕРЕМОК»
– Дети! Посмотрите, что у меня в руках? У меня в руках волшебный сундучок- Вам интересно, что в нем? (пытаюсь открыть, но она не открывается) Мы открыть его не сможем, пока загадки не разгадаем. Готовы потрудиться?
Дети отгадывают загадку, а воспитатель достаёт из коробки игрушки (би-ба-бо)
- Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки.
(Мышка)
- Зелёные мы, как трава,
Наша песенка «ква-ква».
(Лягушки)
- По полю скачет – ушки прячет.
Встанет столбом – ушки торчком.
(Зайка)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
(Волк)
- Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
(Лиса).
- Зимой спит, – летом ульи ворошит.
(Медведь)
– Молодцы, детки! Все загадки отгадали, ох, сколько зверей спрятал волшебный сундучок!
-Ребята, вы догадались из какой сказки эти животные?
-Правильно, «Теремок»!
-Давайте мы с вами попробуем превратиться в лесных жителей. (Дети встают в круг, имитируют движения лесных зверушек)
Игра- имитация
Знает лисонька – лиса
В шубе вся её краса.
Шубки нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
По завалам, по оврагам
Ходит мишка косолапо.
Любит он пчелиный мёд,
Да малину с веток рвёт.
Прокатился шум лесной,
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Две лягушки – хохотушки
Прыгали, скакали.
Лапкой – хлоп!
Другой – хлоп!
Щёки раздували.
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква!»
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Ушки серые – торчком.
Мышка серая бежит
По лесной дорожке.
И от страха вся дрожит –
Испугалась кошки.
– Молодцы ребята. Вы были очень похожи на лесных зверушек. А теперь давайте нашим гостям покажем сказку «Теремок»
– Для этого мы превратимся в сказочных героев – лесных зверушек. (Дети выбирают маски жителей теремка)
-Ещё в нашей сказке будет сказочный лес, в котором живут говорящие звери.
(Сказочный лес состоит из деревьев и солнышка – дети надевают рукавички с ёлочкой, выбирается солнышко)
Остальные дети вместе с воспитателем образуют «теремок» (становятся в круг, держась за руки).
Проигрывание сказки вместе с детьми.
Воспитатель в роли чтеца.
-Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок. Вот поднялся сильный ветер, лес закачался, зашумел, выглянуло солнышко радостное, весёлое (дети изображают слова чтеца, и выбежала из леса мышка, увидела теремок, спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
-Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
– Снова ветер подул, солнышко из-за леса показалось и выскочила из леса Лягушка-квакушка. Увидела теремок и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я лягушка-квакушка.
– Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– А ты кто?
– А я зайчик-побегайчик.
– Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– А ты кто?
– А я лисичка-сестричка.
– Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– А ты кто?
– А я волчок-серый бочок.
– Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и заревел во всю мочь:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка – норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик – побегайчик.
– Я, лисичка – сестричка.
– Я, волчок – серый бочок.
– А ты кто?
– А я медведь косолапый.
– Рады мы тебя впустить, только теремок наш мал.
Вошел и мишка в теремок и раздавил его.
Остались все звери на улице.
Предлагаю для зверей сделать новый Теремок
Вот вам подарок новый белый, домик (даю зверям силуэт дома формат А-2). Нравится? Нет? Грустный и некрасивый домик. хочешь цветной, яркий? Знаю, как вам помочь. Давай ребят позовём на помощь и они помогут украсить домик красивыми узорами.
- Часть занятия. Коллективная аппликация. Дети садятся за столы.
Объясняю задание. Приготовленные прямоугольной формы листы бумаги сложить пополам, разрезать по линии сгиба. Получаются квадраты. Сделать несколько заготовок (по 4-6 квадратов). Намазать клеем квадрат с белой стороны, подойти и приклеить на большей Теремок, ровно, так чтобы получились разноцветные полоски. Весь теремок получается, ярким, разноцветным.
Любуемся теремком. Подвожу итог. Вот как хорошо и дружно мы все вместе сегодня потрудились: рассказали сказку, поработали ножницами и сотворили красивый Теремок, а теперь пора убрать свои рабочие места и отдохнуть.