автор: Москвина Ольга Николаевна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО “Перспектива” г. Бердска
“Движ по-броуновски”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ПЕРСПЕКТИВА»
«Движ по-броуновски»
Номинация: инновационные методики и технологии в обучении
Автор:
педагог дополнительного образования
Москвина Ольга Николаевна
г. Бердск, 2021
Аннотация методической разработки
«Движ по-броуновски» – методическая разработка, в которой на примере хореографического тренажа на базе броуновского движения рассматривается один из эффективных способов интеграции танцевального искусства с занятиями любой другой направленности.
- Пояснительная записка
В хореографию и актёрское мастерство понятие «броуновское движение» пришло из естественных наук. Этим термином в физике обозначается хаотичное движение видимых частиц в жидкой или газообразной субстанции. Применительно к танцевальному искусству, броуновское движение подразумевает беспорядочное перемещение танцоров в заданном пространстве и широко используется в качестве разогрева, тренажа, постановочного приёма в современной хореографии.
- Цель и задачи
Цель работы – на примере тренажа, основанного на броуновском движении, показать наличие возможности использования приёмов и методов хореографического искусства, их эффективность в решении текущих задач на уроках дополнительного образования любой направленности.
Задачи:
- Раскрыть актуальность интеграции методов и приёмов, используемых в хореографии, в процесс обучения независимо от рода деятельности и возраста обучающихся;
- Поделиться одним из вариантов применения хореографического тренажа на уроках дополнительного образования;
- Рассмотреть планируемые результаты.
1.2 Актуальность работы
В данной работе я рассматриваю броуновское движение, как способ смены деятельности, отдыха, физкультминутку на уроках дополнительного образования различной направленности. В базовом варианте этот приём очень прост и подойдёт для работы с любыми возрастными категориями. Единственным необходимым условием для проведения тренажа является наличие свободного пространства для перемещения участников. С броуновским движением можно работать как в помещении, так и на открытом воздухе. К плюсам этого упражнения относится также его видоизменяемость – по мере освоения основного варианта движения, можно бесконечно наслаивать на него задания, направленные на решение определённых, актуальных на сегодняшний момент задач. Таким образом это упражнение всегда интересно ученикам. Кроме того, броуновское движение в хореографии тесно связано с импровизацией. Импровизация – эффективнейший способ развития креативности, одной из важных компетенций, входящей в список так называемых Soft skills – гибких универсальных навыков, позволяющих быть человеку успешным в любой деятельности.
- Этапы проведения тренажа
2.1 Количество участников: не ограничено
2.2 Условия проведения: наличие свободного пространства, позволяющего перемещаться в разных направлениях на разных уровнях (площадь зависит от количества участников); удобная, не стесняющая движений форма одежды.
2.3 Ход тренажа (базовый уровень):
1 этап
Участники занимают любую точку на площадке. По команде ведущего начинается хаотичное движение по заданному пространству. Задачи на начальном этапе – не сталкиваться в процессе перемещения, как можно чаще менять направление движения (назад, в сторону, в повороте).
2 этап
Ведущий задаёт скорость перемещения, например, от 1 до 5, где 1 – минимальная скорость движения, 5 – лёгкий бег. В продвинутом варианте участники сами задают скорость в группе – учатся слышать, чувствовать, понимать друг друга без слов и касаний.
3 этап
Ведущий задаёт уровень перемещения:
Низ – максимально близко к полу, середина – колени, верх – стоя. В более сложном варианте уровней может быть значительно больше.
4 этап
Ведущий начинает наслаивать на движение дополнительные задачи.
На работу в команде:
- Всем остановиться и досчитать до 10 вслух. Причём в одно время цифру может произнести только 1 человек. Если цифру назвали двое – всё начинается сначала. Можно считать в обратном порядке, заменить цифры алфавитом, стихотворением, танцевальным движением, простым бытовым жестом;
- По команде ведущего необходимо быстро и без слов создать заданную фигуру из всех участников тренажа (круг, колонна, буква, цифра и т. д.). Сюда же можно отнести упражнение «молекулы» – объединиться по столько человек, сколько хлопков сделал ведущий;
- В процессе движения встречаемся глазами со всеми, проходящими мимо участниками; следующим заданием может быть здороваться за руку со всеми, кто встретился по пути.
На развитие креативного мышления:
- Ведущий задаёт образ, участники перемещаются в соответствии с ним;
- В процессе перемещения ведущий использует стоп-кадры – когда звучит слово «стоп», участники застывают, после чего их задача словесно оправдать позицию, в которой они оказались;
- Работа с предметами – перемещаясь, участники передают друг другу предмет(ы), затем движение останавливается и каждый должен придумать как или в качестве чего можно нестандартно использовать полученный предмет, либо придумать небольшую историю про него.
На внимательность:
- Во время перемещения участникам необходимо запомнить как можно больше деталей окружающего пространства. Далее по команде ведущего все закрывают глаза, после чего ведущий задаёт вопросы, позволяющие выяснить, насколько хорошо участники справились с заданием;
- Задаётся определённая последовательность перемещения. Например, сначала ведёт локоть, затем правая нога, затем голова и левое ухо. Участникам необходимо строго соблюдать эту схему;
- Пространство зонируется – например, делится на 4 зоны (грусть, радость, гнев, испуг). Перемещаться в пространстве участники должны соответственно заданному в зоне настроению.
- Заключение
Подобных задач можно придумать неисчерпаемое множество. Интеграция такого тренажа в уроки любой направленности способствует, во-первых, уменьшению дефицита двигательной активности детей, что очень актуально на сегодняшний момент; во-вторых, подогревает интерес к основному роду деятельности за счёт переключения на новую практику в процессе урока; в-третьих, способствует творческому развитию. Кроме того, связь между физической активностью и работой мозга – научно доказанный факт. Включение подвижных пятиминуток в занятия помогает улучшить мозговую активность, способствуя тем самым более качественному восприятию и усвоению учебного материала.
Планируемые результаты:
- Учащиеся, не связанные с хореографическим искусством, познакомятся со способами, позволяющими лучше осознать и координировать своё тело:
- Познакомятся с импровизацией, как приёмом развития креативного мышления;
- Приобретут опыт работы в команде;
- Поработают над улучшением метапредметных и личностных компетенций.
- Список литературы
- С. В. Гиппиус Актёрский тренинг. Гимнастика чувств – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008 – 377 с.
- М. Кипнис Актёрский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для актёра, режиссёра, тренера – М.: АСТ; СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009 – 287 с.
- Собственный практический опыт.