автор: Мукужанова Татьяна Петровна

учитель-логопед МАДОУ Семёновский детский сад комбинированного вида “Журавлик”, Ступинский район, Московская область

Конспект занятия по обучению грамоте

Звук и буква А

Цели:

  1. Учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений.
  2. Развивать общую и артикуляционную моторику.
  3. Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса.
  4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  5. Познакомить с буквой А.
  6. Учить детей различать понятия «звук», «буква».

Оборудование: предметные картинки (автобус, арбуз, аист, аквариум, апельсин, ананас), разрезные азбуки.

Ход занятия:

Развитие общей и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

  • Общее расслабление.
Утром мы во двор идём, Шаги на месте.
Листья сыплются дождём, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведёнными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.
  • Развитие общей моторики.
Дует, дует ветер,

Дует, задувает.

Энергичные взмахи руками.
Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Имитация срывания листьев.
Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Наклон вперёд, руки касаются ног.

Знакомство с темой.

  • Отобрать картинки.
  • Отгадывание загадок.
Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …. (арбуз).

Что за чудо – этот дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином! (Автобус)

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный,

Он стеклянный,

Нету номера на нём….

И жильцы в нём не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы. (Аквариум.)

Характеристика и артикуляция звука.

Звук А – гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначаем кругом красного цвета.

Артикуляция звука – рот широко открыт.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

  • Развитие диафрагмального дыхания.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

  • Голосовые упражнения:

Усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – произнесение шёпотом – тихо – громко: А – А – А;

Ослабление голоса: громко – тихо – произнесение шёпотом – беззвучная артикуляция: А – А – А.

Развитие фонематического слуха.

«Поймай звук»

  1. На материале звуков.
  2. На материале слогов.
  3. На материале слов: автобус, Африка, обруч, дом, аист, дым, стол, альбом, апельсин, ананас.

Образование относительных прилагательных.

Автобус, который перевозит  пассажиров – пассажирский автобус.

Африка это страна там, где всегда жарко – жаркая страна.

У аиста длинные ноги – длинноногий аист.

Альбом сделан из бумаги – бумажный альбом.

Сок из апельсина – апельсиновый сок.

Пирог из ананаса – ананасовый пирог.

Согласование числительных с существительными.

«Посчитай» от 1 – 5 и 5 – 1

Слова: автобус, ананас, альбом, аист.

Составление предложений по опорным словам.

Анна – ананасовый пирог

Антон – апельсин

Алла – альбом – краски

Алина – аист

Андрей – автомобиль

Знакомство с буквой.

– На что похожа буква А?

– Из скольких элементов она состоит?

– Из каких элементов она состоит?

Выучить стихотворение:

Буква А, буква А-

Алфавиту голова

Знает Вова,

Знает Света,

А похожа на ракету.

Логопед предлагает детям найти букву в разрезной азбуке.

Выложить из счётных палочек букву А.

Различение понятий «звук», «буква».

Работа по карточкам.

Чтение .

А – громко, а – тихо.

А – А – а – А – А – а – а

Итог.

– С каким звуком сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Придумайте слова с этим звуком.

бесплатная публикация педагогического материала в СМИ

Конспект занятия по обучению грамоте Тема “Звук и буква А”