автор: Мукужанова Татьяна Петровна
учитель-логопед МАДОУ Семёновский детский сад комбинированного вида “Журавлик”, Ступинский район, Московская область
Конспект занятия по обучению грамоте
Звук и буква А
Цели:
- Учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений.
- Развивать общую и артикуляционную моторику.
- Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Познакомить с буквой А.
- Учить детей различать понятия «звук», «буква».
Оборудование: предметные картинки (автобус, арбуз, аист, аквариум, апельсин, ананас), разрезные азбуки.
Ход занятия:
Развитие общей и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Общее расслабление.
Утром мы во двор идём, | Шаги на месте. |
Листья сыплются дождём, | Взмахи руками перед собой. |
И летят, летят, летят… | Взмахи руками, разведёнными в стороны. |
Все уж спать они хотят. | Имитация сна. |
- Развитие общей моторики.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает. |
Энергичные взмахи руками. |
Жёлтые листочки
С дерева срывает. |
Имитация срывания листьев. |
Падают листочки
Прямо нам под ножки. |
Наклон вперёд, руки касаются ног. |
Знакомство с темой.
- Отобрать картинки.
- Отгадывание загадок.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его …. (арбуз). Что за чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! (Автобус) |
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом. Он прозрачный, Он стеклянный, Нету номера на нём…. И жильцы в нём не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы Знаменитые пловцы. (Аквариум.) |
Характеристика и артикуляция звука.
Звук А – гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначаем кругом красного цвета.
Артикуляция звука – рот широко открыт.
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- Развитие диафрагмального дыхания.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
- Голосовые упражнения:
Усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – произнесение шёпотом – тихо – громко: А – А – А;
Ослабление голоса: громко – тихо – произнесение шёпотом – беззвучная артикуляция: А – А – А.
Развитие фонематического слуха.
«Поймай звук»
- На материале звуков.
- На материале слогов.
- На материале слов: автобус, Африка, обруч, дом, аист, дым, стол, альбом, апельсин, ананас.
Образование относительных прилагательных.
Автобус, который перевозит пассажиров – пассажирский автобус.
Африка это страна там, где всегда жарко – жаркая страна.
У аиста длинные ноги – длинноногий аист.
Альбом сделан из бумаги – бумажный альбом.
Сок из апельсина – апельсиновый сок.
Пирог из ананаса – ананасовый пирог.
Согласование числительных с существительными.
«Посчитай» от 1 – 5 и 5 – 1
Слова: автобус, ананас, альбом, аист.
Составление предложений по опорным словам.
Анна – ананасовый пирог
Антон – апельсин
Алла – альбом – краски
Алина – аист
Андрей – автомобиль
Знакомство с буквой.
– На что похожа буква А?
– Из скольких элементов она состоит?
– Из каких элементов она состоит?
Выучить стихотворение:
Буква А, буква А-
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету.
Логопед предлагает детям найти букву в разрезной азбуке.
Выложить из счётных палочек букву А.
Различение понятий «звук», «буква».
Работа по карточкам.
Чтение .
А – громко, а – тихо.
А – А – а – А – А – а – а
Итог.
– С каким звуком сегодня познакомились?
– Какой это звук?
– Придумайте слова с этим звуком.
бесплатная публикация педагогического материала в СМИ