автор: Муравьева Евгения Дмитриевна
преподаватель физической культуры
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-экономический колледж»

Развитие критического мышления в учреждениях дополнительного образования у спортсменов-легкоатлетов

                                   Муравьева Евгения Дмитриевна,

                                          Преподаватель физической культуры

                               Государственного автономного

                                          профессионального образовательного

                                               учреждения  «Сыктывкарский торгово – 

                         экономический  колледж» 

                                           Республики Коми города Сыктывкар

Развитие критического мышления 

в учреждениях дополнительного образования

 у спортсменов-легкоатлетов

Аннотация:

 В статье представлена характеристика критического мышления. Рассмотрено влияние навыка критического мышления на учебно-тренировочный процесс. Обобщен опыт применения технологии критического мышления на учебно-тренировочных занятиях со спортсменами-легкоатлетами. Рассмотрены стадии технологии

«критического мышления». Автор приходит к выводу, что в дополнительном образовании созданы условия для развития критического мышления у занимающихся студентов  легкой атлетикой.

Ключевые слова: критическое мышление, спортсмены- легкоатлеты, учебно-тренировочное занятие, мотивация спортсмена, дополнительное образование.

        В современном обществе ценится личность, которая обладает критическим мышлением. Под критическим мышлением понимают умение подвергнуть сомнению суждения без существенных доказательств, отличить предположения от факта, а также найти сущность проблемы и пути ее решения. Использование данной технологии на занятии позволяет студентам  активно участвовать в процессе обучения, осознанно размышлять, опровергать или подтверждать знания.

      При помощи критического мышления осуществляется поиск правильного решения, используя свою точку зрения, а также мнения других людей, при этом идет отказ от собственных убеждений.

Как считает В.М. Блейхер, И.В. Крук, критичность проявляется в обдуманных действиях, а также в умении проверять и исправлять свои действия в изменяющихся условиях жизни . Критическое мышление спортсмена обусловлено особенностью верно и точно оценивать объективные условия, и также собственную деятельность, и если есть необходимость отказаться от избранной тренировочной модели и найти способ действия, который больше отвечает условиям деятельности .

На занятии я обращаю внимание на развитие критического мышления.

Развитие критического мышления у легкоатлетов способствует повышению качества тренировочного процесса и, следовательно, повышению спортивного результата. После выступления на соревновании при помощи навыка критического мышления спортсмен  задает себе вопросы, анализирует свои действия, что было сделано

правильно, а что нет. Если участие в соревнованиях неудачное, то он объективно оценивает свое выступление, ищет пути решения проблемы.

Какие действия способствую развитию критичного мышления?

  • умение определять сути проблемы;
  • навык задавать вопросы;
  • изучение доказательств и фактов;
  • умение отличать факты от предположения;
  • анализ предположений и идей;
  • умение контролировать эмоции;
  • нестандартный подход к мышлению;
  • умение упростить, но при этом оставить суть проблемы.

        Применение на занятии технологии критического мышления позволяет вовлечь и заинтересовать как сильных, так и слабых обучающихся, формируя устойчивую мотивацию к учебно- тренировочному процессу. Это умение позволяет обучающимся  лучше усваивать получаемую информацию на занятии.

Критическое мышление развивает:

  • умение выражать свои мысли;
  • вырабатывать свою точку зрения;
  • логично мыслить;
  • оценивать и запоминать факты;
  • умение отстаивать свою точку зрения.

Основа «технологии критического мышления» состоит из трех стадий :

  • На этапе «вызов» обобщаются уже имеющиеся знания . На данной стадии цель педагога состоит в создании устойчивого интереса к данной теме, а также мотивация к активной работе на занятии.
  • На стадии «осмысления» спортсмен  получает новую информацию. Этот этап позволяет им  осмыслить полученную информацию, сопоставлять ее с уже имеющейся информацией. Происходит формирование у каждого обучающегося  собственного отношения к теме.
  • На этапе «рефлексии» происходит анализ, переработка полученной информации.

           На занятии я использую «Имитационную игру». Участники  делятся на 2 группы. Первой группе дается вопрос: «От чего зависит скорость бега?». Первая группа подготавливает мини-выступление по предложенной теме. Задача второй группы – задавать вопросы. Участники второй группы отвечают на вопросы. Далее группы меняются ролями.

В следующем задании студенты делятся на пары. Первый участник выполняет ускорение 60 метров. А второй участник называет характерные ошибки в беге, по его мнению, которые представлены в карточке, а также аргументирует свой ответ:

  • руки разогнуты в локтях;
  • работа рук в «стороны»;
  • неверная постановка стоп;
  • малый вынос бедра вперед вверх;
  • постановка ноги на пятку значительно  впереди проекции основной силы тяжести;
  • излишняя мышечная напряженность;
  • ошибки при технике низкого старта и т.д.

        Далее участники  меняются ролями. Если у кого то возникают затруднения, то ребята из группы помогают найти верное решение. После уже идет обсуждение ошибок в технике бега совместно с педагогом.

 На этапе «Рефлексия» обучающиеся  выражают свое мнение по занятию. Я предлагаю ответить на вопросы:

  • Что нового вы узнали?
  • Что вызвало затруднения?
  • Как вы считаете, что у вас хорошо получилось? Подводятся итоги занятия.

        Таким образом, применение технологии критического мышления, делает процесс обучения более продуктивным, обучающиеся  учатся вырабатывать свое мнение на основе осмысления различного опыта, а также ясно выражать свои мысли. У них возрастает мотивация и интерес к занятиям. В дополнительном образовании созданы условия для развития критического мышления у занимающихся  легкой атлетикой.

 

Список литературы

 

  • Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение/Том Чатфилд; пер. с англ – М,: Альпина Паблишер, 2019. – 328 с.
  • Патопсихологическая диагностика/Блейхер В.М., Крук И.В. – Здоровье, 1998 – 280 с.
  • Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 2011. – 223 с.
Развитие критического мышления в учреждениях дополнительного образования у спортсменов-легкоатлетов

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram