автор: Мурузин Дмитрий Анатольевич

учитель права и обществознании МБОУ “Тогурская СОШ им. С. В. Маслова”

Элективный курс “Основы Гражданского Права” 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ 

КОЛПАШЕВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРГЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА МАСЛОВА»

 

Рабочая программа 

элективного курса

по основам гражданского права

для 10-11 классов

 

с.Тогур2023

 

Аннотация по рабочей программе 

Данный элективный курс предназначена для учителей, работающих в профильных классах. Курс «Основы гражданского права» не является альтернативой существующим федеральным программам по «Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения правовых вопросов. Программа предназначена для подготовки учащихся в вузы по направлениям «экономика» и «юриспруденция».

В связи с тем, что в настоящий момент перед школой ставится задача организации профильного образования, возникла необходимость в создании программы с учетом специализации классов (экономическое и правовое направление). Изучение «Основ государства и права» должно восстановить прерванную преемственность среднего и высшего образования. В настоящий момент фактически во все вузы при поступлении на юридические и экономические факультеты сдается вступительный экзамен по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний, значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает получить экономическое и юридическое образование.

Певцова Е.А.  «Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.». М.: ООО «Русское слово – учебник» – 2019 г.

Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово   учебник», 2019 

Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. 

Цель изучения предмета/курса «основы гражданского права»:

  – содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях. Курс предполагает сочетание урочных занятий и практико-ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время.

Данная цель решает следующие образовательные задачи:

формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 

формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 

формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Учебный предмет «основы гражданского права» является обязательным для изучения в 10-11 классах и на его изучение отводится 68 часов (по 1 часу в каждом классе 34 учебных недели). Материал курса «Право» по классам располагается следующим образом:

В 10 классе:

Введение.

Роль права в жизни человека и общества.

Теоретические основы права как системы.

Правоотношения и правовая система

Государство и право.

Источники право

Правоотношения

Правоотношения и юридическая ответственность

 

В 11 классе:

Гражданское   право.

Семейное право.

Жилищное право.

Трудовое право.

Административное право и административный кодекс.

Уголовное право и уголовный процесс.

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

Международное право

 

Рабочая программа содержит следующие разделы:

1.Пояснительная записка

2.Содержание учебного предмета

  1. Планируемые результаты
  2. Тематическое планирование
  3. Поурочное планирование

Предусмотрены следующие виды контроля: входной и промежуточный.

 

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначена для учителей, работающих в профильных классах. Курс «Основы государства и права» не является альтернативой существующим федеральным программам по «Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения правовых вопросов. Программа предназначена для подготовки учащихся в вузы по направлениям «экономика» и «юриспруденция».

В связи с тем, что в настоящий момент перед школой ставится задача организации профильного образования, возникла необходимость в создании программы с учетом специализации классов (экономическое и правовое направление). Изучение «Основ государства и права» должно восстановить прерванную преемственность среднего и высшего образования. В настоящий момент фактически во все вузы при поступлении на юридические и экономические факультеты сдается вступительный экзамен по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний, значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает получить экономическое и юридическое образование.

Цель курса – содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях. Курс предполагает сочетание урочных занятий и практико-ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время.

Данная цель решает следующие образовательные задачи:

формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 

формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 

формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Основные критерии отбора материала:

1) востребованность в повседневных ситуациях;

2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);

3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;

4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;

5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;

6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. 

 

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

  • формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

К самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и     самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами —  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Предметные результаты

  • сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
  • владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
  • сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
  • владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
  • сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  • сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
  • сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
  • понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
  • сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

 

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Введение 

Понятия «общество» и «государство». Общие черты государств. Соотношение понятий «государство» и «общество».

Тема 1. Основы теории государства 

Сущность и признаки государства. Функции государства. Основные теории происхождения государства.

Тема 2. Формы государства 

Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды.

Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный.

Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации.

Работа с документами: Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Решение правовых задач.

Тема 3. Правовое государство и гражданское общество 

Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей. Верховенство права и закона. Гарантии прав и свобод человека. Материальные, политические и юридические гарантии прав и свобод человека. Роль судебной власти в правовом государстве.

Тема 4. Понятие и сущность права 

Взаимосвязь понятий «государство» и «право». Возникновение и сущность права. Основные признаки права. Функции права и его место в системе социальных норм.

Тема 5. Источники права

 Понятие и виды источников права. Закон и подзаконные акты. Систематизация источников права.

Тема 6. Правовые системы 

Системы права. Романо-германская система права. Система общего права. Система исламского права.

Тема 7. Системы права 

Принципы классификации различных частей права. Различие между частным и публичным правом. Назначение частного и публичного права. Структура правовой нормы. Краткая характеристика отраслей права.

Тема 8. Правоотношения 

Правовые отношения. Юридические факты и их классификация. Реализация правовых норм. Общественный порядок, правопорядок, законность: понятие, значение, взаимосвязь.

Тема 9. Правонарушение и юридическая ответственность 

Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Тема 10. История и теория конституции 

Конституция – основной закон государства. Сущность и понятие конституции. Юридические свойства конституции. Конституционная реформа в РФ. Виды конституций. Конституции зарубежных государств.

Тема 11. Конституционные права и обязанности 

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан. Гражданство РФ, порядок его получения. Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы.

Тема 12. Система органов государственной власти в РФ

Органы государственной власти в РФ, общая характеристика, структура органов власти. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная власть в РФ. Правительство РФ. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

Решение правовых задач. Работа с текстами Конституции и федеральных законов, регулирующих деятельность органов государственной власти.

Тема 13. Местное самоуправление 

Местное самоуправление. Структура, порядок формирования и функции местного самоуправления.

Тема 14. Основы международного права 

Возникновение, сущность и источники международного права. Международное публичное и частное право. Соотношение международного и национального права. Процесс нормообразования в международном публичном праве. Система, основные принципы и ответственность в международном праве.

Тема 15. Участники международных правовых отношений 

Участники международных правовых отношений: государства и международные организации.

Организация Объединенных Наций. История создания ООН, основные органы ООН и их функции.

Европейский Союз. История создания ЕС, структура ЕС, его основные органы и их функции.

Роль международных организаций в деле разрешения международных споров.

Работа с текстами Декларации прав человека, Положения о Европейском суде по правам человека. Решение правовых задач.

Тема 16. Субъекты гражданских правоотношений 

Предмет гражданского права. Гражданское законодательство. Понятие, виды, содержание и особенности гражданских правоотношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Юридические гарантии имущественных прав граждан. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав через представителя. Защита гражданских прав.

Тема 17. Право собственности 

Собственность и право собственности. Основания для возникновения и прекращения права собственности. Субъекты права собственности, защита права собственности. Пределы вмешательства государства в экономические отношения.

Тема 18. Договор в гражданском праве 

Сделки и их виды: односторонние, двусторонние и многосторонние. Понятие договора в гражданском праве. Виды договоров (купля-продажа, аренда, залог и т.д.). Содержание и порядок заключения договора. Договоры и обязательства, обеспечение исполнения обязательств. Наследование по закону и завещанию.

Практикум по составлению договоров. Решение задач. Работа с текстом ГК РФ.

Тема 19. Брак и семья 

Понятие семейного права. Семейные отношения: понятие и виды. Брак, порядок его регистрации. Условия вступления в брак. Недействительность брака. Прекращение брака, правовые последствия прекращения брака.

Тема 20. Личные и имущественные права и обязанности 

Имущественные права и обязанности супругов. Личная и совместная собственность супругов. Личные права родителей и детей. Обязанности и взаимная ответственность родителей и детей.

Тема 21. Усыновление и опека 

Понятие, условия и порядок усыновления. Опека и попечительство, права и обязанности опекунов.

Решение задач по теме, работа с текстом Семейного кодекса РФ.

Тема 22. Субъекты трудового права 

Предмет, задачи, принципы и источники трудового права. Граждане как субъекты гражданского права. Работодатели: права и обязанности. Трудовые коллективы и их полномочия. Коллективные договоры, понятие и содержание.

Тема 23. Трудовой договор 

Трудовые договоры и контракты. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина: обязанности работников и администрации, вопросы увольнения работников. Трудовые споры, порядок рассмотрения. Заработная плата: понятие и тарифы.

Составление трудового договора и решение задач. Работа с текстом Трудового кодекса РФ.

Тема24. Понятие административного права.

Роль, значение и предмет административного права. Механизм административно-правового регулирования общественных отношений.

Понятие, содержание и виды административно-правовых отношений. Административное правонарушение: понятие, виды и состав. Административная ответственность: понятие и виды административных взысканий. Решение задач, работа с текстом Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Тема 25. Понятие уголовного законодательства, его черты и значение

Понятие, задачи и принципы уголовного права. 

Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления. Понятие и цели уголовного наказания. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Решение правовых задач. Работа с текстом Уголовного кодекса РФ.

Тема 26.Экологические системы.

Понятие экологического права. Правовая охрана природы. Экологические системы, подлежащие правовой охране. Понятие экологического правонарушения и его состав. Формы ответственности за совершение экологического правонарушения.

Решение правовых задач, работа с текстами законов.

Заключение

Итоговое повторение. Тестирование. Практикум по решению правовых задач и составлению договоров.

 

Тематическое планирование

10класс

№ п/п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч Из них
Теоретическое обучение, ч Лабораторные и практические работы, ч Контрольные работы, ч Экскурсии Самостоятельные работы, ч
I Введение 1 1
II Основы теории государства  1 1
III Формы государства 4 4
IV Правовое государство и гражданское общество 1 1
V . Понятие и сущность права 2 2
VI Источники права 1 1
VII 6. Правовые системы 1 1
VIII Системы права 1 1
IX Правоотношения 1 1
X Субъекты гражданских правоотношений 14 14
XI Субъекты гражданских правоотношений 14 14
Итого 68 58

 

Поурочное планирование 

10 класс

№ урока Тема урока Кол-во

часов

Дата Примечание
план факт
1 Понятия «общество» и «государство». 1
2. Основы теории государства. 1
3. Формы государства. 1
4. Правовое государство и гражданское общество. 1
5. Правовое государство и гражданское общество 1
6. Понятие и сущность права. 1
7. Источники права. 1
8. Правовые системы. 1
9. Системы права. 1
10. Правоотношения. 1
11. Правонарушение и юридическая ответственность. 1
12. История и теория конституции. 1
13. Конституционные права и обязанности. 1
14. Система органов государственной власти в РФ. 1
15. Местное самоуправление. 1
16. Основы международного права. 1
17. Участники международных правовых отношений. 1
18. Субъекты гражданских правоотношений. 1
19. Право собственности. 1
20. Договор в гражданском праве. 1
21. Брак и семья. 1
22. Личные и имущественные права и обязанности. 1
23. Усыновление и опека. 1
24. Субъекты трудового права. 1
25. Трудовой договор. 1
26. Понятие административного права. 1
27. Понятие уголовного законодательства, его черты и значение. 1
28. Экологические системы. 1
29. Итоговое повторение. 1
30. Тест. 1
31. Практикум по решению правовых задач и составлению договоров. 1
32. Резервный урок. 1
33. Резервный урок. 1
34. Резервный урок. 1

 

Поурочное планирование

11 класс

урока по программе

урока по плану

Дата

по плану

Коррекция/

Дата по факту

Тема урока

 

11 б 11  Б 11 б 11 Б
1.Введение. Гражданское право.
1 Введение. Гражданское права как частное права.
2 Особенности гражд.права как частное право.
3 Система частного права
2. Источники гражданского права
4 Понятия и виды источников гражданского права
5 Нормативные акты гражданского права
6 Действия гражданского законодательства
3. Гражданские правоотношение
7 Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений
8 Правоспособность граждан (физических лиц)
9 Понятия и содержание дееспособности граждан
10 Ограничение и лишение дееспособности граждан
11 Сроки лишение дееспособности
12 Понятия и виды юридических лиц
13 Юридическое лицо как субъект граж.отношений.
14 Возникновение и прекращение юр. лиц
4.Коммерческие и некоммерческие организации
15 Правовая природа коммерческих организаций
16 Правовая природа  некоммерческих организаций
5. Объекты гражданских правоотношений
17 Объекты гражданских правоотношений
18 Вещи как объекты гражданских правоотношений
19 Ценные бумаги
6. Сделки: возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений
20 Сделки: возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений
21 Понятие и виды сделок
22 Условия недействительности сделок
7. Недействительность сделок
23 Недействительность сделок
24 Основания ничтожности и оспоримости сделок
25 Правовые последствия признания недействительности сделок
8. Гражданско – правовой договор
26 Гражданско – правовой договор
27 Правила применения к договорам норм о сделках и об обязательствах
28 Недействительные и незаключенные договоры
29 Проблемы применения принципа свободы договора
9. Осуществление и защита гражданских прав
30 Осуществление и защита гражданских прав
31 Пределы осуществление гражданских прав
32 Понятия и виды злоупотребления правом
33 Представительство
34 Итоговое повторение

 

Учебно – методическое обеспечение и интернет ресурсы:

Певцова Е.А.  «Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.». М.: ООО  «Русское слово – учебник» – 2019 г.

Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово —  учебник», 2019 

Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово —  учебник», 2019

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. 

 Юридическая платформа Гарант 

 

Элективный курс “Основы Гражданского Права” 10-11 класс

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram