автор: Мухина Татьяна Валентиновна

Учитель-дефектолог Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития «Развивай-ка»

 

Комплексная коррекционно-развивающая программа

для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития

«Развивай-ка».

 

учитель-дефектолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»  

Татьяна Валентиновна Мухина.

Пояснительная записка.

  1. Актуальность.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребёнка, а так же фундаментальные личностные образования. Программа «Развивай-ка» предназначена для работы в коррекционно-развивающих группах для детей раннего возраста и направленна на профилактику отставания и коррекции отклонений в развитии детей.

 

  1. Научная обоснованность.

Л.С. Выгодский указывал, что в развитии ребёнка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Сроки обучения определяются сенситивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее лёгким, эмоциональным и плодотворным. Оптимальные сроки обучения для каждого ребёнка определяются зоной его ближайшего развития (Растягайлова Л.И., Дунаева З.М.).   В первые годы жизни ребёнка закладываются основы для его будущего развития. Доказано, что уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития и как следствие недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребёнка, тем выше обучающий эффект.

При составлении программы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны игры и упражнения из многочисленных литературных источников по раннему воспитанию. Использован материал: «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская, «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н.В. Нищева, «Игры-занятия с малышом» от рождения до трёх лет» (Развитие восприятия цвета, формы и величины) Э.Г. Пилюгина; М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Начинаем говорить» (развитие речи).  

Большинство музыкальных физкультминуток проводятся с использованием песенок, представленных на дисках Е.С. Железновой «Музыка с мамой», «Аэробика для малышей».

 

  1. Организация межпредметных связей.
  • привлечение педагога – психолога к оказанию помощи родителям детей, имеющим социально-эмоциональные проблемы, в форме консультирования
  • привлечение родителей к оценке уровня развития ребёнка;
  • привлечение родителей к реализации индивидуальной программы развития ребёнка вне занятий в центре;
  • привлечение родителей на участие в заседаниях Психолого-педагогического тренинга «Учимся понимать своего ребёнка»;

 

  1. Цель программы:

Развивать познавательную и речевую активность ребёнка; обеспечить каждому ребёнку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, знаний, предусматривает пошаговое обучение ребёнка, независимо от его реального возраста.

  1. Задачи программы:
  • накопить и расширить сенсорный опыт,
  • развить мышление, память, понимание речи,
  • формировать предпосылки для развития активной речи,
  • развивать навыки  ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
  • компенсировать у детей трудности развития.

 

  1. Адресат:

Дети от 1года до 1года 5мес. с проблемами познавательного и речевого развития.

  1. Разделы программы:
  • Развитие познавательных процессов
  • Конструктивная деятельность
  • Развитие деятельности
  • Развитие речи
  • Понимания речи
  • Развитие зрительно – моторной координации
  • Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности
  • Развитие социально – адаптивных функций
  • Развитие общей моторики и координации движений

 

  1. Планируемые результаты:

Ребёнок:

  • выполняет взаимосвязанные прямые и обратные действия: раскладывает и собирает, вынимает и вкладывает, перекладывает шарики в коробку, ведёрко, скатывает их по желобку;
  • раскладывает и собирает цветные колпачки;
  • вкладывает что-нибудь в полые предметы (меньший предмет в больший); накрывает одинаковые полые предметы – меньший большим;
  • собирает игрушки из двух частей (матрёшка, бочата);
  • собирает в определённой последовательности пирамидку на конической основе; состоящую из 2-3 колец разных размеров;
  • устанавливает сходство предмета с изображением;
  • подбирает предметы по образцу;
  • строит башню из шести кубиков;
  • рисует вертикальные и горизонтальные линии; решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами
  • выполняет одно из двух разных действий с одним и тем же предметом в ответ на соответствующую  просьбу;
  • указывает на 7 части тела;
  • из предметов выбирает тот , который ему называют;
  • выслушивает короткий рассказ до конца;
  • вступает в контакт с ровесниками, используя жесты;
  • наблюдая за другими детьми,  вовлекается в параллельную игру.

 

  1. Система оценки достижения:

 

  • RCDI;
  • наблюдение;
  • экспертная система индивидуального сопровождения  развития «Лонгитюд». Шкала развития – сбор данных.
  1. Условия реализации программы:
  • занятия проводятся в специально организованном помещении не менее 20 кв.м.  – 1 раз в неделю, продолжительность 1 час (занятия комплексные);
  • организация игрового пространства и подбор игрушек,
  • организация полноценного и удовлетворяющего детей общения;
  • постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы;
  • повторяемость программного материала;
  • индивидуально – дифференцированная деятельность;
  • моделирование игровых ситуаций,
  • обязательное присутствие мамы вместе с ребёнком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;
  • связь диагностики и коррекции развития;
  • осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени отставания  и помещённым в одну группу;
  • обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком;
  • создание условий для благополучного  эмоционального самочувствия и развития способностей детей;
  • формирование осознания каждым ребёнком своей индивидуальности и нужности;
  • консультирование педагога – психолога по вопросам развития социально-адаптивных функций, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка;
  • последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приёмов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.

 

  1. Структура занятий и основное содержание структурных компонентов.    

      

Структура занятия

Виды деятельности

Содержание структурных компонентов

Содержание занятия

Кол-во минут

на каждый вид

деятельности

Постепенный приход детей в группу. Свободная игра 5  мин.

 

 

Ритуал приветствия.

 

Игровой момент для включения детей в деятельность с педагогом.

 

3 мин.

Игра – занятие

 

Музыкальное воспитание.

Музыкально-ритмичные движения.

 

4 мин.
Игра – занятие.

Знакомство с окружающим миром

(Развитие понимания  речи)

Игры и упражнения, направленные на развитие понимания речи в процессе общения со взрослым с использованием картинного материала, игрушек.

 

4 мин.
Свободная игра.

 

Обогащение сенсорного опыта детей. по подгруппам

Обучение дидактическими игрушками.

действиям с предметами, с различными

8 мин
Игра – занятие.

Знакомство с окружающим миром (сенсорное развитие)

Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете. 5 мин.
Игра-занятие.

Развитие движений.

 

Упражнения, способствующие физическому развитию детей 1 -1,5 лет  в игровой форме

 

 

подгруппам или индивидуально.

 

5 мин.

Игры-занятия с дидактическим материалом Игры, способствующие положительному эмоциональному общению со взрослыми и детьми, развитию речи.

(по подгруппам)

 

5 мин.

Свободная игра.

 

Дети играют с другими детьми или взрослыми, делая свободный выбор.

Совместная и самостоятельная деятельность дидактическими игрушками, подвижные игры.  

 

6  мни.

Игра-занятие

Рисование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности Рисование вместе с мамой с использованием различных методов.

 

 

5 мин.

 

 

Свободная игра.

Игры со строительным материалом.

Дети играют с другими детьми или взрослыми, делая свободный выбор.

Совместная и самостоятельная деятельность дидактическими игрушками, подвижные игры. Групповые консультации родителей.

        7 мни.
Ритуал прощания. Совместная игра «Мыльные пузыри». Прощание с детьми. 3 мин.
Итого 60 минут

 

  1. Учебно-методическое сопровождение.

 

Разделы программы Задачи Игры и игровые упражнения
Развитие социально – адаптивных функций
  • Учить повторять с игрушкой действия, наблюдаемые в жизни, имитировать действия взрослых;
  • Учить взаимодействовать с взрослым в игре (катать друг другу мяч, машинку)
  • Учить просить игрушки, делиться ими с взрослыми;
  • Приучать ребёнка, чтобы он оставался один в комнате. Это легче всего делать, когда малыш увлечен игрой.
Игра “Дай – на”.

Игра «Давай, коза, попрыгаем!»

Игра «Идёт коза рогатая»

Игра «Прятки»

Пальчиковые игры

Игра «Сорока-ворона, кашу варила», Развитие общей моторики и координации движений

  • Учить ходить в прямом направлении (по лежащей на полу дорожке шириной 25 см);
  • Учить ходить (при помощи взрослого) вверх по доске, приподнятой одним концом на 10-15 см от пола (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца доски;
  • Учить перешагивать через положенную на пол веревку или палку (потом через приподнятую на 5-10 см от пола);
  • Учить подниматься на 10-ти сантиметровое возвышение (например, перевернутый вверх дном ящик) и спускаться с него;
  • Учить ползать по прямой (2 м), по кругу, “с препятствиями” — подползать под веревку (высота 50 см), проползать в обруч;
  • Учить влезать на лесенку-стремянку и слезать с нее (высота 1 м);
  • Учить отталкивать мяч вперед, чтобы он покатился (из положения сидя, стоя);
  • Учить бросать мяч вниз, вдаль, замахиваясь перед броском.

Подвижные игры и игровые упражнения:

Игра «Догони мяч»

Игры «Передай мяч»

Для развития двигательной активности ребёнка в быту, в играх, на прогулке побуждать его к разнообразным движениям: возить тележки, машинки, носить крупные мягкие игрушки, взбираться на бугорки и сходить с них, перешагивать с помощью взрослого через небольшие препятствия, бросать камушки в воду.

Для развития вестибулярного аппарата и координации движений

  • покатать ребёнка на плечах, сначала спокойно, а потом слегка покачивая его из стороны в сторону.
  • качать  ребёнка на ноге

Развитие зрительно – моторной координации

  • Учить глаз ориентироваться в форме предмета и в его величине. форме.
  • Кубик на кубик
  • «Игры в кубики»
  • Игра «Поймай»
  • Игра «Колечки»
  • Игра «Бросай-ка»

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности

  • Совершенствование навыков рук  и пальцев.
  • Развитие силы и подвижности пальцев.
  • Формирование «пинцетного» захвата
  • Рассматривание  картинок, перелистывание  страниц картонной книги.
  • Игры с кольцами пирамиды, нанизывая колечки на палочку, шнур.
  • Игры с мягкими игрушками из разных материалов (меха, велюра, шерсти) и с разными наполнителями (из ваты, мелких шариков, синтепона).
  • Пальчиковые игры
  • Игры с тестом .
  • Игры с  мешочками
  • Игрушки из разного материала.
  • Игра с липкой лентой

Конструктивная деятельность

  • Совершенствовать представления ребёнка о форме, цвете, величине предметов, способствующих  развитию математических и пространственных представлений, внимания, зрительно-моторной координации, воображения, творческих способностей.
  • Знакомство  ребёнка со свойствами и возможностями разных материалов.
  • Конструкторы, содержащие различные геометрические фигуры (кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов и размеров) и игрушки, подходящие по размеру постройкам (машинки, куколки, зверюшки).  
  • Строительство башенок

Развитие речи

  • Учить ребёнка произносить облегчённые слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий.
  • Развитие артикуляционного аппарата
  • Развивать подражательные возможности

Игры для развития активной речи ребёнка:

«Подуй на кашку»

«Ветерок»

  • «Узнаём на картинке»
  • «Подскажи словечко»
  • «Кто как здоровается»
  • «Весёлая зарядка»

Развитие деятельности

  • Учить манипулировать двумя предметами одновременно (складывать предметы друг в друга, нанизывать кольца на палочку и т.п.)
  • Учить выяснять взаимоотношения предметов друг с другом, например, как маленькие предметы можно положить в большие (кастрюли с крышками могут стать любимой игрушкой ребёнка);
  • Знакомить со свойствами предметов, поэтому для игр ребёнку нужны разноцветные шарики, кубики, большие и маленькие предметы.
  • Способность к подражанию
  • «Делай, как я»

.

Показ ребёнку, как похлопать в ладоши, как играть в прятки, закрывая лицо руками, как покачать или пожалеть куклу.

Обязательно играть с малышом в те игрушки, которые вы для него приобретаете. Ребёнок, предоставленный всегда только себе, даже, если у него будут самые красивые игрушки, не научится ни во что играть

   

Понимания речи

  • Учить различать близких (на вопрос: “Где папа?”, “А где Катя?”
  • Учить    находить знакомый предмет по слову взрослого (показывая или давая ребёнку в руки предмет, обязательно называйте его.
  • Узнавать на фотографиях знакомых людей, а на картинках знакомые предметы (хорошо использовать картинки в точности изображающие какой-нибудь предмет, для этого, например, можно использовать картинки с упаковки игрушек);
  • Понимание слов можно, нельзя; хорошо, плохо (для этого меняйте мимику и интонацию).
  • Разговор с ребёнком даже, если вам кажется, что он ещё ничего не понимает;
  • в любой ситуации, когда вы делаете что – то для ребёнка или вместе с ним, озвучивание действий взрослого, спрашивайте ребёнка: “Что мы будем делать? А это что?” И через некоторое время отвечайте на вопрос. Используйте те бытовые ситуации, которые повторяются часто: умывание, одевание, кормление;
  • называние  предметов, игрушек, людей, которые окружают ребёнка;
  • речь взрослого простыми предложениями, чётко о знакомых вещах.
  • несколько раз повторить одно и то же действие, называя его: “Стучим, тук – тук”, или, взяв малыша за руку, выполнить действие его рукой: “Брось!”, “До свидания!”
  • Инструкции
  • Считаем всё
  • Экскурсии по квартире, двору, улице.

Развитие представлений о форме предметов

  • Учить проталкивать  предметы разной формы в соответствующие отверстия
  • Учить выбирать предметы по форме по принципу такой – не такой
  • Учить раскладывать предметы резко отличающихся по форме
  • Учить раскладывать  предметы, близкие по форме.
  • Учить сортировать  по форме
  • Учить  на глаз определять отверстие, соответствующее какой-либо фигуре.
  • Учить рассортировывать объёмные геометрические фигуры
  • Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия (учёт формы при выполнении элементарных действий).
  • Выбор предметов по форме по принципу такой – не такой.
  • Раскладывание предметов резко отличающихся по форме.
  • Раскладывание предметов, близких по форме.
  • Выбор двух заданных форм при выборе из четырёх.
  • Игры с “шарикобросом”
  • Игры в “кубикоброс” (в крышке квадратное отверстие для кубиков).
  • Набор “Вкладыши и рамки Монтессори”, магнитная мозаика, вырезанные из картона фигуры). Можно также подобрать фигуры из подручных средств: пуговицы разной формы, крышки.
  • Вкладыши – формы Цель этих игр – научить ребёнка на глаз определять отверстие, соответствующее какой-либо фигуре.

Одна группа игр представляет набор рамок и вкладышей с геометрическими формами.

Другая группа игр представляет собой игровое поле, на котором изображена какая-нибудь картинка.

Развитие познавательных процессов

  • Развитие восприятия
  • Развитие представлений о цвете предметов
  • Развитие представлений о величине предметов
  • Развитие представлений о форме предметов
  • Развитие представлений о величине предметов

Развитие восприятие.

Игрушки и предметы из разного материала, различные по величине, цвету, форме. Например, матрёшку, пирамидку с большими кольцами, кастрюли с крышками разного размера, шарики, кубики разного цвета и размера, баночки с крышками разной формы.

Игра «Брось»

Понимание слов “форма”, “цвет”, “такой же”, “большой”, “маленький”.

Главное не фиксировать внимание на одном свойстве в ущерб другим.

Развитие представлений о цвете предметов

Знакомя ребёнка с цветом предметов, предлагайте ему следующие виды заданий в предложенном усложнении

   Выбор предметов одного цвета из группы однородных предметов. Например, из шариков выбрать только красные. Обязательно показывайте ребёнку образец: “Вот такие”.

   Выбор из предметов разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет. Например, собрать комплект синей одежды или посуды (синяя чашка, ложка, тарелка).

   Сортировка предметов на две группы по цвету:

   а) Вначале, предметов, контрастных по цвету (синий – жёлтый, оранжевый – фиолетовый).

   б) Затем, предметов близких по цвету (красный – оранжевый, синий – фиолетовый);

Называйте цвет предъявляемого предмета, но не заставляйте делать это ребёнка.

  • Игра «Паровозик»
  • Игра «Найди такой же»
  • Игра “Смотри, какие у нас шарики!”

Развитие представлений о величине предметов

Для знакомства ребёнка с величиной предметов используйте приведённые ниже виды заданий в предложенной последовательности. По мере освоения ребёнком более простых заданий добавляйте следующие.

   Действия с предметами разной величины: вкладывание друг в друга, соотнесение по размеру (матрёшки, кастрюли – крышки).

   Выбор из двух предметов большего или меньшего. Сначала предлагайте ребёнку выбор из предметов сильно отличающихся друг от друга по размеру, затем разницу в размерах уменьшайте.

   Выбор предметов одного размера из группы однородных (кубиков или других фигур одного цвета, отличающихся только по размеру). Например, выбрать только большие кубики. Вначале покажите ребёнку образец: “Вот такие”.

   Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы по принципу такой – не такой (большие и маленькие шарики). Для таких занятий подойдут, например, разные по размеру кубики. Усложняя, добавьте предметы среднего размера.

   Сортировка разнородных предметов по размеру (например, большие и маленькие игрушки). Усложняя, добавьте предметы среднего размера.

Матрёшка

Игры с пирамидкой

Выбор из двух

Башни и лесенки

Развитие представлений о форме предметов

 Игры с “шарикобросом”

Игры “кубикоброс” (в крышке квадратное отверстие для кубиков).

Сортировка по форме

Вкладыши – формы

Развитие пассивного словаря (понимания речи)

Инструкции

Считаем всё

Что вокруг?

 

Литература:

  • Т.Б. Кротова, О.А. Минина, «Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии»
  • М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо… (развитие общеречевых навыков)
  • О.И. Крупенчук «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»
  • Э.Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. Развитие восприятия, цвета, формы и величины»
  • CD диски Сергея и Екатерины Железновых  из серии «Музыка с мамой»

 

Приложение №1

 

Учебно-тематическое планирование

 

Сроки реализации Лексическая тема Задачи Количество

занятий

Количество часов Форма контроля
месяц неделя
Сентябрь 3 О самом себе:

знакомство

Формировать у детей элементарные представления о себе. Расширять и активизировать словарь по теме «о самом себе»: о своём имени, о внешнем виде (глазки, носик,  ручки, ножки) 1 1 Итоговое занятие по теме
3 О природе – ранняя осень

растения: осенние листья

Уточнять представления детей о том, что характерно для  осени. Учить видеть признаки сезонных изменений в природе,  растениях. 2 2 Итоговое занятие по теме
4 О природе – золотая осень

природные явления: дождик

 

Октябрь 1-3 Животные леса:

  • мишка, зайчик, ёжик
Формировать у детей элементарные представления о животных. Закреплять у детей слова, обозначающие названия животных

леса. Учить узнавать их на картинках. Вводить названия в активный словарь детей.

3 3 Итоговое занятие по теме
Ноябрь 1-2 Животные, живущие рядом:

собака, кошка

2 2 Итоговое занятие по теме
3-4 Игрушки:

  • мячик, машина, кукла, шарики
Учить узнавать предметы на картинках. Учить выполнять действия с игрушками. Побуждать к звукоподражанию, побуждать заменять звукоподражания на общеупотребительные слова. 4 4 Итоговое занятие по теме
Декабрь 1 Природные явления – зима:

  • снег
Уточнять представления детей о том, что характерно для  зимы. Учить видеть признаки сезонных изменений в природе,  растениях. 1 1 Новогодний утренник
2 О природе:

  • Растения: ёлка,  огоньки на ёлке
Уточнять представления детей о празднике, подарках, атрибутах праздника. 1 1
3 Новогодний праздник:

ёлочные игрушки, письмо Деду  Морозу

1 1
4
  • Новогодний утренник
1 1
Январь 3-4 Зимние забавы:

Снег, снеговик, снежки

Уточнять представления детей о том, что характерно для  зимы. Расширять представления детей о зимних забавах 2 2 Итоговое занятие по теме
Февраль 1-4 Транспорт:

Машина, поезд, корабль, самолёт

Формировать у детей элементарные представления о некоторых видах транспорта. Закреплять у детей слова, обозначающие названия  данного транспорта. Побуждать к звукоподражанию, побуждать заменять звукоподражания на общеупотребительные слова Учить узнавать их на картинках 4 4 Итоговое занятие по теме
Март 1 Мамин праздник:

цветы

Уточнять представления детей о празднике, подарках, атрибутах праздника. 1 1 Итоговое занятие по теме
2-4 Домашние птицы:

  • Курица, петух, утка
Формировать у детей элементарные представления о домашних птицах. Закреплять у детей слова, обозначающие названия домашних птиц. Учить узнавать их на картинках 3 3 Итоговое занятие по теме
Апрель 1-2 Природные явления:

ручейки,  дождик

Уточнять представления детей о том, что характерно для  весны. Учить видеть признаки сезонных изменений в природе,  растениях. 2 2 Итоговое занятие по теме
3-4
  • Природные явления – весна

солнышко, травка

2 2 Итоговое занятие по теме
Май 1-2
  • Природные явления – весна
  • листочки на деревьях, весенние цветы
2 2 Утренник «Весна – красна»
3-4 Насекомые:

бабочка, жук

Формировать у детей элементарные представления о насекомых. Расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые». Учить узнавать их на картинках. Вводить названия в активный словарь детей. 2 2
Утренник  «Весна-красна» Уточнять представления детей о празднике, подарках, атрибутах праздника. 1 1
Итого 35 35

 

Приложение №2

 

Перспективный план работы по проведению игр-занятий со строительным материалом.

 

Коррекционные задачи:

развитие образного мышления; развитие усидчивости, целеустремленности; развитие способности к подражанию; развитие зрительного восприятия; развитие мелкой моторики.

 

Образовательные задачи:

  • Знакомить детей с некоторыми формами ( кубик, кирпичик, призма, шарик), опредмечивая их (призма – крыша)
  • Обогащение  игрового опыта.
  • Обогащение  сенсорного опыта ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов

 

Тема Месяц Неделя Тема занятия Задачи Материал
О самом себе Сентябрь 2 неделя «Волшебные кирпичики» Познакомить детей со свойствами деталей строительного материала через организацию  совместного со взрослым практического экспериментирования и сюжетного констуирования. Кирпичики, кубики, призмы, кукла.
Осень 3 неделя «Волшебные кирпичики» Познакомить детей со свойствами деталей строительного материала через организацию  совместного со взрослым практического экспериментирования и сюжетного констуирования. Кирпичики, кубики, призмы, кукла.
4 неделя «Постройка дорожки» – 1 Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 2 кирпичика, куклы для обыгрывания.
Золотая осень Октябрь 1 неделя «Постройка дорожки» – 2 Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 3 кирпичика, куклы для обыгрывания.
2 неделя «Дорожка для машинки» Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «трр – трр». 4 кирпичиков, машины для обыгрывания.
3 неделя «Мостик через ручеёк»-1 Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 4-5 кирпичиков, игрушки  для обыгрывания.
Игрушки 4 неделя «Мостик через ручеёк»-2 Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 4-5 кирпичиков, игрушки  для обыгрывания.
ноябрь 1 неделя «Домик для зайчика» Научить детей сооружать простую постройку, узнавать ее и называть словом. Куб и призма. Рядом с домиком ставится  фигурка, изображающую зайчика.
2 неделя «Домик для куколки» Продолжать приобщать детей к созданию простой конструкции – домика. Куб и призма. Рядом с домиком ставится  фигурка, изображающую куколка.
Животные, живущие рядом. 3 неделя «Будка для собачки» Продолжать приобщать детей к созданию простой конструкции – домика. Куб и призма. Рядом с домиком ставится  фигурка, изображающую собачка.
4 неделя «Гараж  для машинки» Продолжать приобщать детей к созданию простой конструкции – гаража. Куб и призма. Рядом с домиком ставится  фигурка, изображающую машинка.
декабрь 1 неделя «Домик для кошки Мурки» Продолжать приобщать детей к созданию простой конструкции – домика. Куб и призма. Рядом с домиком ставится  фигурка, изображающую котика.
Зима 2 неделя «Постройка башенки из кубиков» Научить детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня. Два  кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).
Новогодний праздник 3 неделя «Постройка башен из кубиков различной величины» Учить детей правильному использованию различий в размерах предметов, употреблению слов большой, маленький. Два кубика резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 см3).
4 неделя «Башенка для петушка» Научить детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня. Два  кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см.), игрушка петушок
Зима. январь 2 неделя «Башенка для снеговика» Учить детей правильному использованию различий в размерах предметов, употреблению слов большой, маленький. Два кубика резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 см3), игрушка снеговик.
3 неделя «Строим поезд»-1 Учить детей строить поезд, ставить кубики рядом. Два    кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см.), игрушки для обыгрывания
4 неделя «Строим поезд»-2 Учить детей строить поезд, ставить кубики рядом. Три   кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см.), игрушки для обыгрывания.
Животные  леса Февраль 1 неделя «Мы едем в зимний лес» Учить детей строить поезд, ставить кубики рядом. Четыре   кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см.), игрушки для обыгрывания.
2 неделя «Домик для лисички» Продолжать приобщать детей к созданию простой конструкции – домика. 2 куба(размер сторон 8-10 см.) и призма. Рядом с домиком ставится  фигурка, изображающую лисичка.
3 неделя «Башенка для зайчика» Научить детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня. Три  кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см.), игрушка зайчик.
Игрушки 4 неделя «Лесная тропинка» Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 4-5 кирпичиков(размер сторон 8-10 см.), куклы для обыгрывания.
Мамин праздник Март 1 неделя «Воротики» – 1 Учить детей строить ворота из 2 кубиков и кирпичика. 2 кубика (размер сторон 8-10 см.) и кирпичик, игрушка для обыгрывания.
Игрушки 2 неделя «Воротики» – 2 Учить детей строить ворота из 2 кубиков и кирпичика. 2 кубика(размер сторон 8-10 см.) и кирпичик, игрушка для обыгрывания.
Ранняя весна 3 неделя «Мостик через ручеёк» Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 4-5 кирпичиков(размер сторон 8-10 см.), игрушки  для обыгрывания.
4 неделя «Мостик через ручеёк» Продолжать учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ». 4-5 кирпичиков(размер сторон 8-10 см.), игрушки  для обыгрывания.
Личные вещи  

(Предметное окружение)

Апрель 1 неделя «Скамейка для зайчика» Продолжать учить детей строить скамейку из 2 кубиков и кирпичика. 2 кубика(размер сторон 8-10 см.) и кирпичик, игрушка для обыгрывания.
2 неделя «Дом и скамейка у дома» Продолжать учить детей строить скамейку из 2 кубиков и кирпичика.

Продолжать учить строить домик из 2 кубиков и призмы.2 кубика(размер сторон 8-10 см.) и кирпичик, игрушка для обыгрывания.

2 кубика и призма.Весна3 неделя«Стол для куколки»Учить детей строить качели из кирпичика  и пластины.Кирпичик(размер сторон 8-10 см.) , пластина, кукла для обыгрывания.4 неделя«Стол для матрёшки»Учить детей строить качели из кирпичика  и пластины.Кирпичик(размер сторон 8-10 см.) , пластина, матрёшка для обыгрывания.Май 1 неделя«Постройка башенки из кубиков»Научить детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня.5-6  кубика одинаковой величины (размер сторон 8-10 см.Насекомые2 неделя«Постройка домика из кубиков и призмы»Научить детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня.5  кубиков одинаковой величины (размер сторон 8-10 см. и призма.

 

Приложение №3

Перспективный план работы по приобщению к  изобразительной деятельности

 

Коррекционные задачи:

  • развитие внимания, памяти;
  • развитие образного мышления;
  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование целостного восприятия предметов;
  • развитие мелкой моторики

Образовательные задачи:

Лепка.

  • Познакомить детей со свойствами пластилина;
  • Учить отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями;
  • Учить детей лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладонями шарики.

Рисование.

  • Познакомить детей со свойствами красок (набирается на ворс кисти, оставляет следы на бумаге)
  • Учить держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги
  • Формировать круговые, горизонтальные и вертикальные рисовальные движения руки, узнавать в цветных пятнах природное явление.
  • обучение различным способам рисования: примакивание, отрывистые движения, широкие линии, покрытие краской всего пространства листа.
  • учить узнавать   цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий.

 

Месяц Тема Неделя Вид изодеятельности Тема занятия Цели работы Методические приёмы Материал
Сентябрь                                                                                                                                  

ОктябрьО самом себе2 неделяЛепка«Конфетки»Познакомить детей со свойствами массы для лепки (она мягкая, от неё можно отщипнуть кусочек)Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на доскуКом массы на доске, игрушки для обыгрывания.Рисование красками«Ладошки»

Познакомить детей со свойствами красок (оставляет следы на бумаге)

Учить оставлять на бумаге яркие пятна, шлёпая по листку ладошкой..

Показать способ рисования ладошкой.

Рассмотреть цыплёнка на картинке.Пальчиковая краска –  жёлтая, бумага альбомная.Ранняя осень.3 неделяЛепка«Листочки» Учить детей отрывать маленькие кусочки от большого.Показать,  как отщипнуть кусочек массы и раскатать его в длину  на доске. Масса для лепки (жёлтая, красная).Рисование красками«Осеннее дерево»Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение рисования ладонью,  легко касаться ею бумаги, учить заполнять лист краской..Показать способ рисования ладошкой.

Рассмотреть цыплёнка на картинке..Пальчиковая краска –  жёлтая, бумага альбомная.4 неделяЛепка«Капельки»Учить детей отрывать маленькие комки глины от большого, бросать на лист бумагиРассмотреть картинку «Дождик»Масса для лепки (синяя).Рисование красками.«Дождик и лужа»

Продолжить знакомить детей со свойствами красок (оставляет следы на бумаге)

Учить оставлять на бумаге яркие пятна, пальчиком и шлёпая по листку ладошкой..

Рассмотреть картинку «Дождик»Пальчиковая краска синего  цвета. .Бумага альбомная.Золотая осень.1 неделяЛепка«Морковка»Учить детей отрывать маленькие комки глины от большого, раскатывать между ладонямиПоказать способКом массы для лепки на доске (оранжевый)Рисование«Зайчик»Учить детей способом примакивания оставлять следы на бумаге.Показать способ рисования губкой.Пальчиковая краска, ватман, альбомный лист.2 неделяЛепка«Ягодки»Продолжать знакомить детей со свойствами массы для лепки ( он мягкий, от него можно отщипнуть кусочек), нажать пальчиком.Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на лист, нажимая пальчиком размазывать его.Ком глины на доске, лист картона с изображением медведя и куста малины.

Рисование

«Мишка»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Показать способ рисования губкой , оставлять следы на бумаге , придерживая бумагу левой рукой.

Показать способ рисования губкойПальчиковая краска  (жёлтая), лист с изображением медведя, губка.3 неделяЛепка.«Яблочки»Закреплять умение у детей размазать пластилин на листе бумаги.Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на лист, нажимая пальчиком размазывать его.Ком пластилина (синий) на доске, лист картона с изображением тучки.Рисование«Ёжик»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Показать способ рисования пальцем, оставляя полоски на листе бумаги.

Показать детям, как нужно обмакивать пальчик в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги.Пальчиковая краска (чёрная), заготовка с изображением ёжикаЖивотные, живущие рядом4  неделя Лепка.«Косточка для собачки»

Закреплять умение раскатывать пластилин.

Узнавать знакомые предметы .

Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать их между ладонями и складывать рядом в виде моста.Ком пластилина цилиндрической формы на доске, игрушки для рассматриванияРисование.«Собачка Буся»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Формировать круговые рисовальные движения руки, узнавать в цветных пятнах природное явление

Показать способ рисования. Сложить все рисунки вместе и показать какая большая получилась лужа.

Краска гуашь синего цвета, альбомный лист, кисти № 8-10

Обыгрывание (раскладывание рисунков на столе).

ноябрь

Игрушки Животные, живущие Ноябрь Игрушки1 неделя Лепка«Покорми котёнка»Закреплять умение раскатывать глину . Учить детей  накладывать раскатанные палочки одна на другую. Узнавать в  комбинации форм знакомые предметы, называть их и играть с ними.Показать, как отрывать куски глины, раскатывать их между ладонями и складывать их в виде забора.Ком глины цилиндрической формы на доске, игрушки для рассматривания. Рисование«Кошка Мурка»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Показать способ рисования ладошкой, оставляя отпечатки  на листе бумаги.

Показать детям, как нужно намазывать кисточкой ладонь и оставлять отпечатки на листе бумаги.

Гуашь красная, жёлтая, зелёная.

Ватман.

2 неделяЛепка.«Шарик»

Закреплять умение раскатывать массу круговыми движениями.

Узнавать знакомые предметы .

Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать их между ладонями и складывать.Игрушки для рассматривания, масса для лепки. Рисование.«Мячик»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Формировать круговые рисовальные движения руки.

Показать способ рисования.

Пальчиковая краска (синего, красного, жёлтого, зелёного цвета, заготовка с изображением мяча.

Обыгрывание (раскладывание рисунков на столе).

                                                                                                                               3 неделя Лепка«Брёвнышки»Закреплять умение раскатывать массу для лепки . Учить детей  укладывать раскатанные палочки в машинку. Узнавать в комбинации форм знакомые предметы,  играть с ними.Показать, как отрывать куски массы, раскатывать их между ладонями и складывать их в машину.Ком глины цилиндрической формы на доске, игрушки для обыгрывания. Рисование«Машинка»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Показать способ рисования ладошкой, концентрируя внимание на изображении, заполнять краской всё пространство.

Показать детям, как нужно ладонью заполнять краской всё изображение.Пальчиковые краски разных цветов, заготовки с изображениями машин.4 неделяЛепка«Печенье для куклы»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Учить детей, используя формочки делать различные фигурные изделия.

Показать,  как накладывать форму на пластилин, надавливать на форму..

Обыграть ситуацию, используя игр. зайчика.

Масса для лепки, кукла. Рисование.«Бантик для куклы»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Познакомить с кистью, держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, заполнять цветом изображение на бумаге (контуры не соблюдаются)

Закрепить название цветов (красный,Краска гуашь цвета, кисть №10, альбомный лист с изображением бантика.

декабрь

декабрь

1 неделяЛепка«Снегопад»Закреплять умение у детей размазать пластилин на листе бумаги.Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на лист, нажимая пальчиком размазывать его.Ком пластилина (белый) на доске, лист картона с изображением тучки.

Рисование«Деревья в снегу»Учить детей рисовать увиденное явление (снег) красками приёмом примакивания и круговыми  движениями рисовать комки снега, сугробы.Показать способ рисования снега по всему листу. Оценить детские рисунки в игре «у кого больше снега нарисовано».Белила гуашь, бумага синяя 20*30 см, на которой изображены деревья,  кисти № 10.                                     Зимние забавы 2 неделяЛепка.«Снежные шарики»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, играть с ними.

Играть с шариками –игрушками. Показать способ скатывания шара из пластилина. Обыграть пластилиновые шарики, прокатывать их по горке и через ворота.Комки белого пластилина в виде шара, доски, игрушки-шарики и горка для их прокатывания.Рисование«Ёлка»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, совершать отрывистые движения.

Показать способ совершать отрывистые движения кистью,

Оставляя маленькие  мазки.

Гуашь красного, жёлтого и синего цветов, бумага, на которой изображена ёлка, кисти №8 – 103 неделя Лепка«Бусы»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, играть с ними.

Играть с шариками –игрушками. Показать способ скатывания шара из пластилина. Обыграть пластилиновые шарики, прокатывать их по горке и через ворота.Комки  пластилина в виде шара, доски, игрушки для обыгрывания и горка для их прокатывания.Рисование«Огоньки на ёлке»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, совершать отрывистые движения.

Показать способ совершать отрывистые движения кистью,

Оставляя маленькие  мазки.

Гуашь красного, жёлтого и синего цветов, бумага, на которой изображена ёлка, кисти №8 – 10Январь

январьЗима 2 неделяЛепка«Покормим птичек»Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, складывать их в кормушку для птиц.Показать способ скатывания шара из пластилина. Обыграть пластилиновые шарики. Комки белого пластилина в виде шара, доски, игрушки- птицы, кормушка.Рисование «Зернышки для птичек»Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение  рисования пальцем, оставляя точки на листе бумаги.Показать детям, как нужно обмакивать пальчик в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги. Гуашь, бумага белая 20*30 см, на которой изображены снегири,  кисти

№ 8- 10.Зимние  забавы3неделяЛепка«Горка»Закреплять умение у детей отрывать маленькие кусочки пластилина и  размазать пластилин на листе бумаги.Показать детям, как можно отщипнуть маленькие кусочки и класть их на лист, нажимая пальчиком размазывать его.Ком пластилина (белый) на доске, лист картона с изображением горки.Рисование«Снеговик»

Вызвать у детей желание рисовать  красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, совершать круговые движения рукой.

Показать детям, как нужно обмакивать пальчик в краску и оставлять отпечатки на листе бумаги.Синий лист бумаги размером 20*30 см, белила гуашь, кисти размером №8-104 неделяЛепка«Снежинка»

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями.

Узнавать знакомые предметы.

Показать детям, как можно раскладывать палочки на листе бумаги.

Ком глины на доске,

Картон, на котором изображён ствол дерева.

Рисование«Волшебные снежинки»

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, заполнять цветом всё пространство листа. Проявление рисунка должно вызвать интерес у детей к рисованию.

Узнавать образ в рисунке.

Показать детям снежинку, дать возможность рассмотреть. Показать на листе бумаги, как появляются снежинки.Белый лист бумаги размером 20*30 см, белила гуашь, кисти размером №8-10Транспорт1 неделяЛепка«Рельсы для паровозика»Закреплять умение раскатывать пластилин в длину. Учить детей накладывать раскатанные палочки  одна на другую. Узнавать в комбинации форм знакомые предметы, называть их, играть с ними.

Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать их между ладонями и складывать в виде

Рельсов (лесенки)

Ком цилиндрической формы на доске, игрушки – паровозики для рассматривания. Рисование«Путешествие на поезде»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, заполнять цветом изображение на бумаге (контуры не соблюдаются)

Закрепить название цветов (красный, зелёный, жёлтый)

Демонстрация персонажей, изображённых на картинках, готовых отправиться в путешествие.

Краска гуашь красного и зелёного цветов, альбомный лист.

Обыгрывание (раскладывание рисунков на столе в виде вагончиков).

2 неделя Лепка«Покормим рыбок»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, складывать их в аквариум для птиц.

Показать способ скатывания шара из пластилина. Обыграть пластилиновые шарики. Комки  пластилина в виде шара, доски, игрушки- рыбки, аквариум.Рисование«Кораблики плывут по реке»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги. Формировать горизонтальные рисовальные движения руки, называть, что нарисовано.

Показать способ рисования кистью.

Рассмотреть кораблики на  картинке.

По желанию детей раскрасить раскраски.

Краска гуашь, бумага альбомная, кисть №8-10.4 неделяЛепка«Самолёт»

Учить детей из готовых палочек составлять самолёт, играть с ним, подражая звуку летящего самолёта

«р-р-р». Закреплять умение раскатывать пласт

илин в длину.

Рассмотреть в игровой ситуации игрушку самолёт. Показать последовательность изготовления самолёта. Пояснить (без показа) способ раскатывания пластилина. Рассмотреть работы детей в игре «Аэродром».Ком глины шарообразной формы, игрушка для рассматривания, место для игры на столе.

Рисование

«Самолёт, машина, поезд, корабль»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, заполнять цветом изображение на бумаге (контуры не соблюдаются)

Закрепить название цветов (красный, зелёный, жёлтый)

Демонстрация различных видов транспорта, изображённых на картинках, готовых отправиться в путешествие.

Краска гуашь красного и зелёного цветов, альбомный лист.

Игрушки для обыгрывания ситуации.

Март

Март Домашние птицы1неделяЛепка«Конфеты для мамы»Закреплять умение детей лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладонями шарики.Показать способ работы с пластилином, заинтересовать детей.Ком глины на доске, вазочка для конфет для обыгрывания.

Рисование

Карандашами.

«Украсим платочек»

Учить детей рисовать карандашом округлые линии, горизонтальные и вертикальные.

Закреплять умение правильно держать карандаш в руке.

Рассмотреть рисунок воспитателя. Показать детям способ рисования карандашом или фломастером. Обыграть ситуацию Цветные листы бумаги в форме треугольника. Фломастеры (толстые) разноцветные.2 неделяЛепка«Зёрнышки»Закреплять умение раскатывать пластилин. Учить детей накладывать раскатанные палочки  одна на другую. Узнаватьв комбинации форм знакомые предметы, называть их, играть с ними.Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать их между ладонями и складывать в виде лесенки, забора.Ком цилиндрической формы на доске, игрушки для рассматривания. Рисование

Карандашами.«Рассыпалось зерно»Вызвать интерес у детей к рисованию клубочков. Формировать круговые рисовательные движения руки, называть, что нарисовано. Показать способ рисования; рассматривать рисунок в игровой ситуации «Кто больше намотал клубочков»Цветные листы бумаги в форме треугольника. Фломастеры (толстые) разноцветные.3 неделяЛепка«Червячки»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение у детей отрывать маленькие комки глины от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями, складывать палочки рядом, образуя мостик.

Показать,  как отщипнуть кусочек глины и раскатать его в длину вначале на доске, а затем между ладонями.

Обыграть ситуацию, используя детские рисунки и игрушки.

Ком пластилина на доске, игрушки для обыгрывания.Рисование«Петух»

Вызвать у детей желание рисовать  красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги. Учить детей рисовать  кисть горизонтальные линии. Развивать образное восприятие: узнавать в синих мазках образ воды.

Показать детям иллюстрацию с изображением ручейка. Оценить детские рисунки в игре «Кто перешагнёт ручеёк»Белый  лист бумаги размером 20*30 см, синяя  гуашь, кисти размером №8-10
4 неделяЛепка«Покормим уточку»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, складывать их в аквариум для птиц.

Показать способ скатывания шара из пластилина. Обыграть пластилиновые шарики. Комки  пластилина в виде шара, доски, игрушки- рыбки, аквариум.Рисование«Пруд для уточки»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги. Формировать горизонтальные рисовальные движения руки, называть, что нарисовано.

Показать способ рисования кистью.

Рассмотреть кораблики на  картинке.

По желанию детей раскрасить раскраски.

Краска гуашь, бумага альбомная, кисть №8-10.Апрель Весна1 неделяЛепка«Мостик»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение у детей отрывать маленькие комки глины от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями, складывать палочки рядом, образуя мостик.

Показать,  как отщипнуть кусочек глины и раскатать его в длину вначале на доске, а затем между ладонями.

Обыграть ситуацию, используя детские рисунки и игрушки.

Ком пластилина на доске, игрушки для обыгрывания.Рисование«Ручейки»

Вызвать у детей желание рисовать  красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги. Учить детей рисовать  кисть горизонтальные линии. Развивать образное восприятие: узнавать в синих мазках образ воды.

Показать детям иллюстрацию с изображением ручейка. Оценить детские рисунки в игре «Кто перешагнёт ручеёк»Белый  лист бумаги размером 20*30 см, синяя  гуашь, кисти размером №8-102 неделя Лепка«Капельки»Учить детей отрывать маленькие комки глины от большого, раскатывать их в длину  ладошкой на доске.Рассмотреть котика, в игре угостить игрушку колбасками.Ком глины на доске, игрушки для обыгрывания.Рисование красками.«Дождик и тучка» Учить детей способом примакивания оставлять следы на бумагеПоказать способ рисования губкой.Краска гуашь белого цвета.Бумага альбомная, губкаВесна3 неделяЛепка«Птичка»Вызвать у детей желание вылепить маленькую птичку, складывая шарики один на другой, глаза (горошинки), хвостик (пёрышко). Взрослый прищипывает пальцами, дела клюв.

Показать игрушку-птичку, рассмотреть её, посадить её к игрушке – птице и предложить детям вылепить  для неё много цыплят.

Рассмотреть детскую лепку в игре (Где мои птенчики, где мои ребятки?)

Ком глины шарообразной формы, игрушка для рассматривания, место для игры на столе Рисование«Небо»

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, заполнять цветом всё пространство листа. Проявление рисунка должно вызвать интерес у детей к рисованию.

Развивать образное восприятие: узнавать в синих мазках образ неба.

Показать детям снежинку, дать возможность рассмотреть. Показать на листе бумаги, как появляются птички.Белый лист бумаги размером 20*30 см, синяя  гуашь, кисти размером №8-104 неделяЛепка«Солнышко»

Учить детей лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладонями шарики.

Используя палочки делаем лучики для солнышка.

Рассмотреть рисунок с изображением солнца.

Показать способ втыкания палочки в пластилин.

Ком глины на доске, игрушки для обыгрывания.Рисование

карандашом«Лучики»

Учить детей рисовать лучика, формируя умение проводить вертикальные и наклонные линии.

Закреплять умение рисовать карандашом.

Рассмотреть рисунки детей в игровой ситуации.Белый лист бумаги размером 20*30 см, жёлтая  гуашь, кисти размером №8-10, игрушки для обыгрывания.Май Весна1 неделяЛепка«Листочки на дереве»Продолжаем учить детей отрывать маленькие кусочки от большого.Показать,  как отщипнуть кусочек массы и раскатать его в длину  на доске. Масса для лепки (зелёная).Рисование

карандашом«Лист»Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение рисования ладонью,  легко касаться ею бумаги, учить заполнять лист краской..Показать способ рисования ладошкой.

Рассмотреть цыплёнка на картинке..Пальчиковая краска –  зелёная, бумага альбомная.Насекомые.2 неделяЛепка«Травка и улитки»Закреплять умение раскатывать пластилин в длину. Учить детей скручивать раскатанные палочки . Узнавать в комбинации форм знакомые предметы, называть их, играть с ними.Показать, как отрывать куски пластилина, раскатывать их между ладонями и скручивать их.Ком цилиндрической формы на доске, иллюстрация – улитка. Рисование«Бабочка»

Учить детей создавать на бумаге яркие мазки, линии, пятна, узнавать в них образ травушки. Закреплять умение рисовать красками.

.

Рассмотреть травку на картинке. Показать способ рисования травки: мазками и неотрывными движениями. Краски гуашь – зелёная, кисти №10, бумага 15Х20 см, иллюстрация, место на полу для рисунков.3 неделяЛепка«Жук»

Вызвать у детей желание лепить из пластилина.

Закреплять умение лепить круглые предметы, скатывая кругообразными движениями ладоней шарики, раскладывать их на листе картона зелёного цвета.

Показать способ скатывания шара из пластилина. Обыграть пластилиновые шарики (Как жужжит жук?»)Комки  пластилина в виде шара, доски, лист картона зелёного цвета.
Рисование«Одуванчики на поляне»

Вызвать у детей желание рисовать яркими красками.

Закреплять умение держать кисть в правой руке, придерживая бумагу левой, кисть держать свободно, легко касаться ею бумаги, совершать отрывистые движения.

Показать способ совершать отрывистые движения кистью,

Оставляя маленькие  мазки.

Гуашь  жёлтого  цвета, рисунки детей, на которой изображена травушка, кисти №8 – 10

 

Приложение №4

 

Перспективный план работы по  формированию двигательной активности.

 

  1. Развитие движений:

Образовательные задачи:

  • сформировать у детей интерес к овладению основными движениями (ходьбой, ползаньем, бегом);
  • совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползанья, метания;
  • сформировать способность подражать движениям и действиям взрослого;
  • развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве;
  • развитие умения соотносить свои движения с инструкцией;
  • тренировка вестибулярного аппарата;
  • обучение ходьбе в прямом направлении, с изменением направления, с перешагиванием, по дорожке, по ограниченной поверхности,  по наклонной доске, по кругу;
  • обуче6ние игре с мячом (катание, ловля, бросание).

    Коррекционные задачи:

  • развитие крупных движений;
  • развитие внимания, памяти;
  • совершенствование ручной и мелкой моторики.
  1. Музыкальные занятия:

Коррекционные задачи.

  • через музыкально- ритмичные движения способствовать развитию внимания, совершенствованию моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, формированию представлений о связи музыки и движения, развитию ритмического чувства;
  • слушанием музыки способствовать развитию эмоциональной сферы, внимания, музыкальности.

    Образовательные задачи.

  • обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию;
  • обучение простейшим движением, умению сочетать свои действия с текстом песни

 

Месяц Вид изодеятельности Цели работы Материал
Сентябрь Развитие движений Ходьба в прямом направлении по гладкой поверхности.

Ходьба в прямом направлении по массажной дорожке.

Ползание в туннеле.

Развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве (ходьба, бег).Дорожка с гладким покрытием и по ребристой доске.

Корзина  с мячами.

Туннель.

Массажные коврики.Музыкальное занятие.

Развитие умения действовать согласованно.

Развитие слухового восприятия.

Обучение ходьбе в прямом направлении, с изменением направления, с перешагиванием, по дорожке, по ограниченной поверхности,  по наклонной доске, по кругу

Погремушки. CD-диск Развивалочки: Забавные уроки (Е. Железнова)

Танец с мамой. CD-диск Развивалочки: Весёлый поезд (Е. Железнова)

Дождик CD-диск Развивалочки: Весёлые уроки (Е. Железнова)

Кукла. CD-диск Развивалочки: Аэробика (Е. Железнова)

Октябрь

Развитие движений

Формирование умения быстро бегать, развитие координации движений.

Ходьба по ограниченной поверхности

Взбирание на горку по лестнице и удержание равновесия при скатывании с неё

Доска (ширина – 20 см)

Горка 1м

Музыкальное занятие.

Выполнение движений в соответствии с текстом, развитие чувства ритма.

Развитие слухового восприятия.

Погремушки. CD-диск Развивалочки: Забавные уроки (Е. Железнова)

Танец с мамой. CD-диск Развивалочки: Весёлый поезд (Е. Железнова)

Ходит мишка. CD-диск Развивалочки: Мишка с куклой (Е. Железнова)

Зайка. CD-диск Развивалочки: Аэробика (Е. Железнова)

Ноябрь

Развитие движений.

Формирование умения обходить препятствия.

Формирование умения бросать шарик (или маленький мячик) вдаль.

Заготовки – лужи.

Корзина с шариками.

Музыкальное занятие.Развитие умения действовать согласованно.

Бубен. CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Все на ножки становитесь . CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Едем-едем. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Декабрь

Развитие движений.

Развитие ловкости и координации движений

Формирование умения обходить препятствия.

Формирование умения подпрыгивать на гимнастическом мяче

Мяч, туннель.

Стульчики (ёлочки)

Музыкальное занятие.

Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом, развитие чувства ритма.

Умение спокойно передвигаться парами по комнате, держась за руки.

Развитие слухового восприятия

По кругу мы шагаем. CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Как на Новый год. CD-диск Развивалочки: Весёлый поезд (Е. Железнова)

Мячик. CD-диск Развивалочки: Весёлые уроки (Е. Железнова)

Играем в снежки. CD-диск Развивалочки: Весёлая логоритмика (Е. Железнова)

Ёлка. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Январь

Развитие движений.

Умение совершать движения в разном темпе.

Развитие внимания, чувства ритма.

Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость.

Мяч, туннель.

Горка.

Сухой бассейн.

Музыкальное занятие.

Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом, развитие чувства ритма.

Развитие внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, формирование представлений о связи музыки и движений.

Дети свободно двигаются по музыку.

По кругу мы шагаем. CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Как на Новый год. CD-диск Развивалочки: Весёлый поезд (Е. Железнова)

Мячик. CD-диск Развивалочки: Весёлые уроки (Е. Железнова)

Играем в снежки. CD-диск Развивалочки: Весёлая логоритмика (Е. Железнова)

Ёлка. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Февраль

Развитие движений.

Развитие координации движений.

Формирование умения подпрыгивать, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп.

«Тропинка» шириной 25 см, изгибающаяся. Ёлочки.Музыкальное занятие.

Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом, развитие чувства ритма.

Развитие внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, формирование представлений о связи музыки и движений.

В машине. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Паровозик. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Кораблик. CD-диск Развивалочки: Мишка с куклой (Е. Железнова)

Все на ножки становитесь. CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Март

Развитие движений.

Тренировка стоп, навыка ходьбы в прямом направлении по ограниченной поверхности.

Тренировка вестибулярного аппарата, чувства равновесия, умения бегать.

Ребристая доска.

Лесенка (1м).Музыкальное занятие.

Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом, развитие чувства ритма.

Развитие внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, формирование представлений о связи музыки и движений.

Танец с мамой. CD-диск Развивалочки: Весёлый поезд (Е. Железнова)

Курица. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Утята. CD-диск Развивалочки: Аэробика (Е. Железнова)

Бубен. CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Лютики-ромашки. CD-диск Развивалочки: Топ-топ (Е. Железнова)

Апрель

Развитие движений.

Тренировка меткости, ловкости, умения играть в мяч.

Формирование умения обходить препятствия, ходить цепочкой, держась за руки.

Кегли, мяч.

Сухой бассейн.

Музыкальное занятие.

Формирование умения ритмично приближаться друг к другу.

Выполнение движений в соответствии с музыкой, развитие мимики, соотнесение движений с эмоциональным состоянием, развитие координации движений.

Мы ногами топ-топ-топ. CD-диск Развивалочки: Забавные уроки (Е. Железнова)

Солнышко. CD-диск Развивалочки: Весёлые уроки (Е. Железнова)

Качели. CD-диск Развивалочки: Весёлые уроки (Е. Железнова)

Бим-бом. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

Май

Развитие движений.

Развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, тренировка вестибулярного аппарата.

Тренировка навыка подпрыгивания.

Кегли, мяч.

Сухой бассейн.

Качель. батут. Гимнастические мячи.

Музыкальное занятие.

Выполнение танцевальных движений в соответствии с текстом, развитие чувства ритма.

Обследование игрушки, учить ребёнка извлекать звук, развитие двигательной активности.

Пчёлка. CD-диск Развивалочки: Мишка с куклой (Е. Железнова)

Прогулка. CD-диск Развивалочки: Забавные уроки (Е. Железнова)

Бабочка. CD-диск Развивалочки: Забавные уроки (Е. Железнова)

Кыш, муха. CD-диск Развивалочки: Весёлый поезд (Е. Железнова)

Жук. CD-диск Развивалочки: Гав и Мяу (Е. Железнова)

 

Приложение №5

Перспективный план работы по развитию речи.

Коррекционные задачи:  

  • развитие речевого внимания;
  • формирование диалогической формы общения;
  • привлечение внимания детей к звуко-слоговой структуре слова;
  • формирование речи детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей, а также развитием тонкой моторики;
  • развитие речевого дыхания.

Образовательные задачи:

  • учить узнавать предметы на картинках;
  • показывать предметы и выполнять действия с ними по просьбе взрослого;
  • учить соотносить действие со словом;
  • формирование способности подражать;
  • побуждать заменять звукоподражательные слова общеупотребительными;
  • активизировать речевые реакции детей путём разыгрывания простых сюжетов со знакомыми  предметами, показа картин;
  • формировать у детей элементарные представления о самом себе, о близких людях, о пище, о ближайшем предметном окружении, о природе;
  • расширение активного и пассивного словарей.

 

Месяц Вид деятельности Цели работы Материал
Сентябрь Игра «Цыплёнок»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Эмоциональное общение, учить произносить слоги по подражанию.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали.

Игрушечный цыплёнок, домик.

Предметные картинки: цыплёнок.

Кукольное представление по сказке «Репка»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Активизировать речевые реакции детей путём разыгрывания простых сюжетов со знакомыми  предметами.

Активизировать речевые реакции детей путём показа картин.

Игрушки – персонажи: дед, баба, девочка, кошка, собачка, мышка.

Предметные картинки: кошка, собачка, мышка.

Октябрь «Дует в поле ветер» Цель: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышцы губ. травка, вырезанная из тонкой папиросной бумаги
«Дует в поле ветер» Цель: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышцы губ. Материал:  травка, вырезанная из тонкой папиросной бумаги
«Чей листочек улетит дальше?» Цель: Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ Материал: Листочки из цветной бумаги на веточке.
«Чей листочек улетит дальше?» Цель: Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ Материал: Листочки из цветной бумаги на веточке.
«Чей листочек улетит дальше?» Цель: Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ Материал: Листочки из цветной бумаги на веточке.
Ноябрь «Осенние листья» Цель Обучение плавному, свободному выдоху. Материал: Вырезанные из тонкой бумаги жёлтые, красные листочки, ведёрко или ваза, где стоят листья
«Осенние листья»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Обучение плавному, свободному выдоху.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Вырезанные из тонкой бумаги жёлтые, красные листочки, ведёрко или ваза, где стоят листья

Капуста, морковка, томат.

«Осенние листья»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель Обучение плавному, свободному выдоху.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Вырезанные из тонкой бумаги жёлтые, красные листочки, ведёрко или ваза, где стоят листья

Яблоко, апельсин, груша, банан, ягоды.

«Осенние листья»Цель Обучение плавному, свободному выдоху.Материал: Вырезанные из тонкой бумаги жёлтые, красные листочки, ведёрко или ваза, где стоят листья

Декабрь

«Снежинки»

Кукольное представление по мотивам русск. нар.  сказки «Теремок»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, или заготовки снежинок

Игрушки-персонажи: заяц, волк, медведь, лиса, ёжик.

Заяц, волк, медведь, лиса, ёжик.

«Снежинки»

Кукольное представление по мотивам русск. нар.  сказки «Рукавичка»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, или заготовки снежинок

Игрушки-персонажи: собака, дед, заяц, волк, медведь, лиса, ёжик.

Собака, дед, заяц, волк, медведь, лиса, ёжик

«Снежинки»Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, или заготовки снежинок«Снежинки»Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, или заготовки снежинок

Январь

«Новогодний дождик»

Рассматривание сюжетных картинок знакомого содержания.

Цель: Развитие речевого дыхания.

Узнавать изображение знакомых предметов, закреплять и расширять представление о действиях людей.

Материал: Бумажный султанчик. (к палочкам длинной 13-15 см приклеить или привязать 6-7 полосок новогоднего дождика.. Длина полоски 4-5 см., ширина 0,5 см)

Новогодний утренник.

«Звёздочки»Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)Материал: Заготовки звёздочек на ниточках«Звёздочки»Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)Материал: Заготовки звёздочек на ниточках

Февраль

«Погреем ручки»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель: развитие речевого дыханияМатериал: сюжетная картинка (девочка в зимней одежде, согревающая свои руки).«Снежинки»Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, или заготовки снежинок«Снежинки»Цель: Развитие речевого дыхания, формирование делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, или заготовки снежинок«Подуй на шарик !»Цель: Развитие речевого дыхания. Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.Материал: Воздушный шарик.

Март

«Подуй на ромашку!»Цель: Развитие речевого дыхания. Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.Материал: ромашка, сделанная из нескольких материалов (середина из пробки , листочки из тонкой папиросной бумаги).«Подуй на ромашку!»Цель: Развитие речевого дыхания. Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.Материал: ромашка, сделанная из нескольких материалов (середина из пробки , листочки из тонкой папиросной бумаги).«Подуй на шарик в дудочку!»Цель: Развитие речевого дыханияМатериал: дудочка

«Капитаны»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель Выработка длительного непрерывного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Таз с водой и бумажные кораблики.

Корабль

Апрель

«Самолеты»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Фигурки  бумажных самолётиков на ниточках.

Самолёт, поезд.

«Самолеты»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал: Фигурки  бумажных самолётиков на подносе.

Корабль, самолёт, поезд, машина.

«Птичка, лети!»Цель Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные на подносе.«Птичка, лети!»Цель Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные на ниточках.

Май

«Птичка, лети!»Цель Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные на ниточках

«Бабочка, лети!»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал:  Бумажные яркоокрашенные бабочки  на ниточках («поляне)

Жук, бабочка.

«Бабочка, лети!»

Кукольное представление по сказке «Под грибом»

Рассматривание знакомых предметов на картинке.

Цель Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Узнавать изображение знакомых предметов,  внимательно всматриваться в изображение, запоминать и различать отдельные детали

Материал:  Бумажные яркоокрашенные бабочки  на подносе («поляне»).

Игрушки – персонажи: бабочка, птичка, лягушка, заяц, лиса.,

Гриб.

Бабочка, жук, пчела.

 

Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития «Развивай-ка»