автор: Мухина Юлия Сергеевна

Учитель-логопед МБ ДОУ д/с “Росток” Пензенской области, р.п. Пачелма

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Росток»

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «В сказку мы войдём и Любавушку найдём!»

Подготовила: учитель-логопед Мухина Ю.С.

Тема: Звук [ш] и буква Ш.

Программное содержание:

-уточнить представления детей о звуке [ш];

-закрепить навыки правильного произношения звука [ш] в слогах, словах

и предложениях;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-закрепление умения составлять предложения, используя слова с

заданным звуком;

-расширять словарный запас детей;

-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;

-развитие общей, мелкой моторики;

-развитие дыхания.

-формировать положительную мотивацию на занятии;

-воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;

Оборудование: ноутбук, презентация, два ларца, цветные эмблемы на каждого ребенка, массажный мяч, зеркала, стаканчики, трубочки для напитков, предметные картинки со звуком [ш], тесто для лепки, макет: ключей, речки, радуги.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(дети входят в группу, логопед их встречает)

Логопед: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

Логопед: Мне очень приятно быть у вас в гостях, видеть вас красивых, нарядных. Я – логопед, меня зову Юлия Сергеевна, а чтобы познакомиться с вами предлагаю поиграть в игру «Прохлопай своё имя». Я сейчас покажу, как это сделать. Будьте внимательны. Моё имя − Юлия (прохлопывает по слогам). Все запомнили, как меня зовут? Прохлопаем мое имя вместе (хлопают). (Каждый ребенок называет своё имя, логопед и дети прохлопывают его.)

Теперь я запомнила ваши имена. (Логопед крепит эмблемы разного цвета, называя каждого ребенка по имени) Эти эмблемы не случайны, они помогут вам найти свое место. Догадались где чьё место? (Дети рассаживаются по местам, сопоставляя цвет своей эмблемы с цветом кружка, прикрепленного к столику)

Логопед: Я вам раскрою секрет, я не просто логопед, а ещё я – хранительница сказочного ларца. А вы знаете, кто такая хранительница? (ответы детей)

Логопед: Где я только не бывала, Что я только не слыхала. Побывала я во всей небывальщине, Повидала я всю неслыхальщину. Все сказки собрала, В ларец положила И в нём храню и берегу!

Ребята, а вы знаете, что такое ларец? (дать детям возможность ответить самостоятельно, а затем подвести итог) Ларец- это красиво сделанный руками человека, украшенный ящичек для хранения драгоценностей.

Логопед: А что такое драгоценности? (ответы детей)

Логопед: Вы правы – это могут быть и камни красивые и, золото, и жемчуга. Но сказки, ребята, дороже всякого золота, сказки – это народная мудрость, это настоящая драгоценность. Ведь без сказок жить было бы очень скучно и грустно. Вот в моём ларце и хранится такая драгоценности, сказки. А как вы думаете, чему учат нас сказки? (учат быть добрыми, смелыми, сильными и умелыми).

  1. Введение в тему.

Логопед: Хотите ли вы послушать сказку из моего ларца? (ответы детей) Тогда устраивайтесь поудобнее. Сказка начинается.

Логопед: В некотором царстве, в некотором государстве жил бы царь.

У него была дочь, царевна Любавушка, прекраснее которой не было на всем белом свете. О её красоте узнал злой волшебник, прилетел он, и унёс прекрасную царевну с собой. Опечалился царь, никто не может помочь ему спасти царевну Любавушку.

Но вот однажды к нему пришел богатырь. Он вызвался помочь найти пропавшую царевну. Имя у него было Алёшенька.

В имени Любавушка какой есть шипящий звук? – звук [ш]

А в имени Алёшенька? – звук [ш]

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: А какой же это звук? Согласный или гласный? (согласный т.к встречает преграду язык и зубы) Звонкий или глухой? Давайте закроем уши и пошипим, если в ушах звенит – это звонкий звук, а если в ушах тихо – он глухой. Обратите внимание у звука [ш] есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твёрдый.

Логопед: Давайте посмотрим на картинку и расскажем, а как же образуется звук [ш]?

(Губы слегка вытянуты и округлены, зубы сближены, но не соприкасаются, а язык в форме «чашечки» поднят вверх к твердому небу)

Этот звук будет нам помогать в поисках царевны. Готовы ли вы помочь Алёше в нелегком его пути?

  1. Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед: А вы знаете ребята, что у богатыря Алёши есть волшебная богатырская песенка, которую он всегда поет перед дальней дорогой. Эта песня поднимает богатырский дух. Хотите я научу вас этой песенке? Я буду кидать вам волшебный мячик с этой песенкой, а вы повторяйте ее за мной:

ша-шо-шу-шы аш-ош-уш-ыш шы-ша-шо-шу ыш-ош-аш-уш шу-шо-шы-ша уш-ыш-аш-ош

  1. Выделение звука [ш] на слух и в произношении.

Логопед:

а) Посмотрите, ребята, какое болото у нас на пути. Чтобы его преодолеть, нужно прыгнуть с кочки на кочку, только они пока что невидимые. Они ипоявются только тогда, когда вы хлопните в ладоши, услышав звук [ш]. Смотрите, не ошибитесь, а то утоните в болоте. И так, приготовились: п-с- ш-н-ш-р-й-ш-з-ж-ш… Все перебрались через болота? Отправляемся в дорогу дальше.

Логопед: б) Дошли мы до леса дремучего, непроходимого. Как же нам из него выбраться? Давайте найдем тропинку. А помогут нам в этом картинки, в названии которых есть звук [ш]. Мы должны наступать только на картинки со звуком [ш] и тогда тропинка нас выведет из леса. Еще с одним заданием справились. Можно идти дальше.

  1. Работа над развитием дыхания.

Логопед: Ух, ты какая река перед нами! Да не простая-кипит, бурлит, берега заливает. Возьмите по стаканчику и давайте попробуем изобразить бурлящую реку. -О, какая бурлящая река, точно все берега зальет. Ох, и тяжело будет через реку перебраться. -Но вдруг река успокоилась, давайте все поставим все стаканчики на место. И послушаем загадку. Может быть, она поможет нам переправиться через реку.

  1. Работа над фонематическим анализом. Я на том берегу, Я на этом берегу. Через речку перебраться Я тебе помогу. (Мост.)

Логопед: Правильно, нам поможет мост. Из чего же нам построить мост? Да вот же есть дощечки с картинками. Вы помните, какой звук помогает нам в пути? Найдите, пожалуйста, те дощечки, где звук [ш] стоит в середине слова. Какой крепкий мост у нас получился.

  1. Задание для развития внимания.

Логопед: Но внезапно появился туман и закрыл все картинки. Это, наверное, злой волшебник нам мешает. Не хочет, чтобы мы спасли царевну.

Что же делать? Надо срочно вспомнить из каких же картинок мы построили мостик? Молодцы! Не удалось злому волшебнику нам помешать. Ну, что же отправляемся дальше.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ребята! Впереди вижу волшебное царство, вижу ворота, на воротах замок. Идемте быстрее. Как же нам его открыть? Как попасть в волшебное царство? Посмотрите царевна Любавушка прислала нам весточку: ” Дорогие друзья! Чтобы открыть этот замок, нужно найти ключ, на котором изображена буква, обозначающая звук [ш]. Будьте внимательны! Царевна Любавушка. “

Ошибиться нельзя! Поэтому вначале потренируемся. Каждый из нас слепит эту букву из пластилина. Но как, же она называется? Правильно Ш.

А теперь я вам раздам ключи, которые были в конверте. Подберите, пожалуйста, ключ.

  1. Составление предложений.

Логопед: Ну что, в дорогу? Вот перед нами замок волшебника. Но стоит он на скале, высоко. Как же нам добраться?

А вот и лестница, только она разрушена, но мы сможем её починить. Давайте вернем кирпичики на место, для этого нам нужно будет постараться составить предложение со словами, которые изображены на кирпичах.

Логопед:

Вот и двери отворились. А перед нами царевна Любавушка: Правда молвить, молодица Уж и впрямь была царица. Высока, стройна, бела И умом и всем взяла.

Вот так и спас богатырь Алешенька прекрасную царевну Любавушку с нашей помощью. И стали они жить поживать и добра поживать.

  1. Итог занятия.

Ребята, а какой звук помогал нам спасать царевну Любавушку? Какой это звук? А вам понравилось помогать Алёше? А какое испытание понравилось больше всего? Вы знаете, а царь за спасение своей дочери приготовил в благодарность вам подарок. Вы его найдете, если отгадаете загадку.

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое! (Радуга)

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста