автор:

Муценко Татьяна Юрьевна

воспитатель МБ ДОУ “Детский сад №227”

Косова Елена Викторовна

воспитатель МБ ДОУ “Детский сад №227”

Презентация опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса».

 

 

Презентация опыта работы 

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса»

Авторы: Муценко Татьяна Юрьевна,  Косова Елена Викторовна,

Воспитатели  МБ ДОУ «Детский сад № 227», г. Новокузнецк. Кемеровская область – Кузбасс.

 

Презентация опыта работы  «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса» представлена в форме проекта «Профессии Кузбасса», который  рассчитан на то,  чтобы сформировать у детей интерес и знания о конкретно-наглядных представлениях о мире профессий Кузбасса, чтобы  пополнить знания старших дошкольников о профессиях горнодобывающего и металлургического предприятия, орудиях труда, трудовых действиях. 

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям этой профессии, но и способствует формированию у детей знания об общей значимости труда работников угольной и металлургической отрасли. Воспитывает положительное отношение и уважение к профессии горняков и металлургов, гордость за своих родителей, работающих на шахте, разрезе и заводе, желание в будущем посвятить себя работе на этих предприятиях.

 

Слайд № 1

Презентация опыта работы 

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса»

Слайд № 2

«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны, и актуальны, и важны:

Спасатель, фермер, гувернер, телеведущий и актер,

Автомеханик, финансист и менеджер, и визажист …

И ты скорее подрастай, профессией овладевай,

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

Актуальность

 Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования.
Слайд № 3

Указ Президента Российской Федерации определил основные направления национального проекта «Образования». Реализация проекта выделяет ведущие направления в работе дошкольных учреждений, где основой является профориентационная и научно-исследовательская работа. 

В условиях введения ФГОС дошкольного образования вопросы раннего трудового ориентирования детей приобретают особое значение, так как именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие дальнейшую профессиональную направленность личности ребенка. 

Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.

Проблема

Создавшаяся ситуация заставила нас по-новому взглянуть на организацию ранней профессиональной ориентации и выстроить дальнейшую систему работы. Мы разработали проект «Профессии Кузбасса», основной целью которого стало ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями нашей области.

Слайд № 4

Кемеровская область расположена на юге Западной Сибири и славится своими металлургическими предприятиями, шахтами, угольными разрезами. Одним из богатств нашей области является металл и каменный уголь. Наш МБДОУ «Детский сад №227» расположен в одном из жилых районов города Новокузнецка. Большинство родителей наших воспитанников работают на металлургическом заводе, угольных разрезах и шахтах. Но представления о профессиях взрослых у детей ограничены небогатым жизненным опытом, о профессиях своих родителей дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Основная сложность в реализации данного проекта при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса состоит в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. И в силу этого остается за пределами понимания ребенка.

Поэтому мы подготовили проект, основной целью которого стало ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса. В проекте «Профессии Кузбасса» представлен системный подход к организации ранней профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд № 5

Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса, создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых в родном регионе с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности в Кузбассе, его результатам, способствовать начальной профориентации.

Задачи проекта:

  1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС, предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию: материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей.
  2. Формировать у детей представления о разных профессиях Кузбасса, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей.
  3. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  4. Развивать самостоятельную деятельность детей – познавательную, исследовательскую, продуктивную в процессе познания окружающего мира.
  5. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.

Слайд № 6

Направления и этапы работы над проектом

Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:

 знакомство с миром профессий, востребованных в Кузбассе (с работниками угольной и металлургической отрасли);

– совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;

– формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия.

Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта: педагоги, родители, дети МБ ДОУ «Детский сад № 227″.

Возраст детей: 5-7 лет.

Реализация проекта происходит в несколько этапов:

Слайд № 7

I этап (организационный) – деятельность педагогов.

На данном этапе осуществляется: 

– анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;

– анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;

 

подбор комплекса диагностических методик;

– организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС, предметной развивающей игровой профессиональной среды, соответствующей возрастным особенностям;

– создание перспективного плана по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса;

– подбор наглядного и методического материала о самых востребованных в городе профессиях;

– разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса;

создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса;

– разработка и подбор виртуальных экскурсий по ознакомлению детей с профессиями.

II этап (практический) – совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

На данном этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно-игровой профессиональной среды и вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательного процесса.

Основные формы реализации проекта

организованная образовательная деятельность, беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии, игры, совместные досуги, праздники, развлечения с родителями, выставки.

III этап (итоговый).

  1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ;
  2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно – педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий Кузбасса и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

Слайд № 8

Методическое обеспечение проекта представлено перспективным планированием; системой конспектов занятий, бесед; составлены картотеки дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр; подготовлены консультации для родителей.

А сейчас я бы хотела более подробно остановиться на втором этапе (практическом) реализации проекта и рассказать об основных формах организации образовательной деятельности.

Слайд № 9, 10, 11

Основные формы организации образовательной деятельность:

– занятия, беседы с детьми по теме «Важные профессии города – металлурги и шахтеры», «Почему уголь называют черным золотом?», «Славен и почетен труд металлурга», рассказ воспитателя о шахтах и разрезах Кемеровской области, виртуальные экскурсии «Трудовые будни шахтера и металлурга»;

– праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры; 

– беседы на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, помощь в создании коллекций, макетов, альбомов «Кем быть»«Кто работает для нас»«Трудовые профессии Кузбасса»«Мои родители металлурги», «Мой папа – шахтер». Участие в вечерах «Встреча с интересными людьми» – рассказ гостей о своей профессии детям.

совместные виды трудовой деятельности с взрослыми, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование.

 

Реализация проекта

Этапы Мероприятия Сроки исполнения
Организационный
  • изучение и анализ методической литературы, отражающей систему исследования проблемы;
  • обоснование  темы;
  • определение цели и задачи;
  • подбор комплекса диагностических методик;
  • создание перспективного плана по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса.
Сентябрь

2023 г.

Практический
  • организованная  образовательная деятельность;
  • виртуальные  экскурсии;
  • беседы по теме проекта;
  • чтение художественной  литературы о труде шахтеров и металлургов;
  • дидактические игры.
Октябрь – апрель

2023-2024 г.

Итоговый
  • Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ;
  • мониторинг уровня сформированности представления о профессиях Кузбасса, о содержании и пользе их трудовой деятельности.
Май

2024 г.

 

План реализации проекта

Этапы Мероприятия Сроки исполнения Ответственные
Организационный
  • изучение и анализ методической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы;
  • обоснование темы;
  • определение цели и задачи;
  • подбор комплекса диагностических методик;
  • создание перспективного плана по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса.
Сентябрь Воспитатели
Практический  Основные формы организации образовательной деятельности:Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром

  • Тема: «Путешествие  по  Кузбассу»;
  • Рассказ воспитателя о шахтах и разрезах Кемеровской области;
  • Рассказ  вoспитателя о металлургах и металлургических предприятиях;
  • Беседа о шахтерских  профессиях;
  • Рассматривание  иллюстраций

труда                                                       шахтеров и металлургов;

  • Работа с картой Кемеровской области, отметить на карте, где расположены  угольные богатства;
  • Беседа «Почему уголь называют чёрным золотом»;
  • Тема: «Важные профессии города – шахтеры и металлурги»;
  • Тема: «Славен  и почетен труд шахтёра  и  металлурга»;
  • Тема: «Путешествие в прошлое  профессий»;
  • Тема: «Профессии людей, которые работают в шахте»;
  • Тема: «Профессии людей, которые работают на металлургическом заводе»;
  • Рассказ воспитателя «Профессия металлурга – огненная профессия».
Октябрь – апрель Воспитатели родители 

дети

Виртуальные  экскурсии  

  •  «Шахтер – гордость Кузбасса»;
  • «Металлурги – сплав силы и духа»
  • Просмотр видеоролика «Трудовые будни шахтера»;
  • Просмотр видеоролика «Трудовые будни металлургов»»
Воспитатели
Чтение художественной (познавательной

литературы)

  • Колосов М. “Уголек”, Куприн А.И. «В недрах земли», 
  • Михаил Коршунов «Рассказы старого шахтера»;
  • Д. Харьковская «Укротитель металла».
  • А. Аргунов «Волшебник по металлу», «Я – металлург».
Октябрь – апрель Воспитатели
Сюжетно-ролевые  игры 

  • «Погрузка угля»;
  • «Разрез»;
  • «Шахта»;
  • «Я – сталевар»;
  • «Город  металлургов»
Воспитатели
Беседы-общения:

  • «Почему так говорят: «Уголь – богатство Кузбасса»;
  • «Можно ли прожить без угля?»;
  • «Можно ли прожить без металла?»;
  • «Что было бы, если не было шахт?»;
  • «Что было бы, если не было заводов?»
Воспитатели
Коллекционирование 

  • «Породы угля»;
  • «Награды  шахтерской  Славы»;
  • «Чудесные магниты»;
  • «Изделия из металла».
Воспитатели
Выставки

  •  «Моя семья – шахтерская династия»  (фотовыставка);
  • «День шахтера» (выставка детских работ);
  • «День металлурга» (выставка детских работ);
  • «Шахта моей мечты» мини-макет (совместное творчество).
Воспитатели

родители, 

дети

Творческая  мастерская

  • Рисование: «Шахтерская каска»; «Портрет шахтера», «Шахтер – славен твой труд»; «Металлурги – гордость Кузбасса»
  • Конструирование: «Вагоны для угля», «Шахтерская каска»;
  • Аппликация: «Букет цветов для горняков и металлургов», коллективная аппликация «Макет металлургического завода».
Октябрь – апрель Воспитатели
Разучивание стихов, песен посвященных

шахтерам и металлургам

Воспитатели
Праздники и развлечения

  • «Папа, мама и я – шахтерская  семья» семья» (спортивное развлечение)
  • «Хочу стать шахтером» (музыкально – игровая программа)
  • «Мы – металлурги. Сплав силы и духа» (спортивное развлечение).
Воспитатели, музыкальные руководители
Создание развивающей предметно-

пространственной среды в группе:

  •  «Четвертый лишний»; 
  • «Собери картинку»;
  • «Назови профессию»;
  • «Кому что нужно для работы»;
  • Лэпбук «Металлурги – сплав силы и духа»;
  • Альбомы: «Праздники и будни шахтерского труда»; «Орудия шахтерского труда»; «Профессии Кузнецкого края».
  • Подбор художественной и познавательной литературы; стихотворения, пословицы, загадки по теме «Профессии Кузбасса». 
Воспитатели
  • Оформление стендового материала «Шахтерская  Слава!»;
  • «Металлурги – гордость   Кузбасса»;
  • Оформление фотоальбома «Профессии наших родителей»;
  • Экспонаты готовой продукции переработки угля (косметика, бытовые предметы, медицинские препараты; разновидность угля (древесный, каменный)
  • Экспонаты готовой продукции из металла;
  • Карты добычи угля по Кузбассу;
  • Одежда и приборы пользования на рабочем  месте шахтера.
Октябрь – апрель
Взаимодействие с родителями:

  • Презентация  проектов «Шахтерская  династия»;
  • Презентация проектов «Династия  металлургов».
Воспитатели, родители
Итоговое мероприятие:

  • Презентация «Славен и почетен труд Кузбасских шахтеров и металлургов!»
  • Детско-родительская гостиная «Я горжусь профессиями Кузбасса!»
Май Воспитатели, родители
Итоговый
  • Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ;
  • мониторинг уровня сформированности представления о профессиях Кузбасса, о содержании и пользе их трудовой деятельности
Май Воспитатели,старший воспитатель

 

Основная сложность в реализации данного проекта при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса состоит в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. И в силу этого остается за пределами понимания ребенка.

Слайд № 12

Реализовать содержания данного проекта нам помогло использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов:

  • Современных образовательных ресурсов: с помощью виртуальных экскурсий, медиа-проекта «В мире профессий» происходит знакомство с профессиями Кузбасса: как добывают уголь, как получают металл, как создаются металлические изделия и т.д.
  • Информационно-компьютерных технологий: просмотр видеороликов «Трудовые будни шахтера», «Металлург – огненная профессия», для детей разработана интерактивная игра-презентация «Угадай профессию», благодаря которой дети закрепляют умение подбирать и активно использовать в речи названия профессий, определения к предметам, обозначающим их действия и действия с ними; развивают внимание, логическое мышление / умение обобщать, развивают зрительную и слуховую память, воспитывают у детей активное отношение, действенный интерес к профессиям Кузбасса. 
  • Современных игровых технологий: организация работы с дошкольниками в форме квест-игр обеспечивает вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме; развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.

Технологии проблемного обучения: использование проблемных ситуаций позволяет ненавязчиво вовлекать дошкольников в трудовую деятельность при знакомстве с профессиональной деятельностью взрослых. 

Результаты работы:

Слайд № 13

  1. Удетей расширились представления о профессиях людей, работающих в нашей области, о том, где и кем работают их родители, и в чем ценность и важность их труда. В группе проходили выставки рисунков «День шахтеров», «День металлургов» и фотовыставка «Профессии моих родителей».
  2. Раскрылись индивидуальные творческие способности.
  3. У детей прослеживается положительная динамика накопленного опыта о трудовых навыках и умениях о профессиях людей, работающих в Кузбассе.
  4. Дети стали осознаноотноситься к значимости труда, и у них сформировалось положительное отношение и уважение к профессиям людей, работающих в Кузбассе.
  5. Разработаны методические рекомендации поознакомлению детей с профессиями нашей области.
  6. Создан календарь профессий.

Слайд № 14

  • Созданы альбомы «Трудовые профессии Кузбасса»«Кто работает для нас»«Мой папа шахтер», «Мои родители – металлурги»«Все работы хороши», создан лэпбук «Профессии Кузбасса», 

Слайд № 15 собраны коллекции «Породы угля», «Полезные ископаемые», «Изделия из металла», создан макет «Погрузка угля».

  1. Создана картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса, система конспектов занятия и бесед.
  2. Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями Кузбасса.

Слайд № 16

  1. Достижение поставленных целей и задач невозможно было без активной поддержки родителей – это потребовало от нас выбора и использования наиболее эффективных форм работы с ними.

Слайд № 17 

Заключение

Проект «Профессии Кузбасса» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания о конкретно-наглядных представлениях о мире профессий Кузбасса, пополнить знания старших дошкольников о профессиях горнодобывающего и металлургического предприятия, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям этой профессии, но и способствует формированию у детей знания об общей значимости труда работников угольной и металлургической отрасли. Воспитывает положительное отношение и уважение к профессии горняков и металлургов, гордости за своих родителей, работающих на шахте, разрезе и заводе, желание в будущем посвятить себя работе на этих предприятиях.

Мы живем в Кузбассе, который славится своими металлургическими предприятиями, шахтами, угольными разрезами, и многие родители воспитанников работают на этих предприятиях. Поэтому, ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессии способствует развитию представлений о значимости и ценности каждого труда. 

Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессиях – великое благо, им следует дорожить.  Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно работать, уважают люди.

 

Презентация опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями Кузбасса»