автор: Мыльникова Анна Александровна

Студент Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Енисейский педагогический колледж», г. Енисейск

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Мини – футбол для девочек»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Енисейский педагогический колледж»

 

                                                                                     

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно – спортивной  направленности

«Мини – футбол для девочек»

Возраст обучающихся: 13 – 16лет

Срок реализации: 18 часов

 

                                         Автор-составитель: Мыльникова. А. А

                                         Студентка 3 курса

                                         специальности 44.02.03Педагогика

                                         дополнительного образования

 

                                                                                       

 

Енисейск, 2018

Пояснительная записка

«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре… мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой…»

                                                                                                    Ф.Фребель

Направленность программы «Женский мини – футбол» по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению предпрофессиональной, специальной, по форме организации — массовой; по времени реализации — краткосрочной.

Программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 “Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”.

Актуальность  реализуемой программы заключается в популярности игры футбол, в доступности и зрелищности, что делает его прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс учащихся. По разносторонности воздействия на организм футбол представляет идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. К числу наиболее актуальных проблем относится, женский мини-футбол. Многие считают, что девочки не должны и не умеют играть в данный вид спорта, но с набранной группой мы докажем и покажем, что девочки играют лучше. В Лесосибирске существует команда по женскому мини – футболу «Огненный мяч», она существует уже 5 лет. В ходе данной программы будут проведены товарищеские встречи  между нашей командой и Лесосибирской, для получения большего опыта, проверки уровня команды, коллективного воспитания.

Новизна: Программа является модифицированной, так как заимствует основные идеи обучения детей данному виду спорта из следующих программ: Мини-футбол (Футзал): примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Педагогическая целесообразность: спортивные игры оказывают огромное воспитывающее воздействие на занимающихся. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины, морально-волевых качеств личности.

Эффективным для физического развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: В физкультурно-спортивные группы принимаются дети  с 13 по 16 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа рассчитана на обучение детей и подростков в течении 18 часов  и является учебно-тренировочной группой обучения. Дети 13 лет способны выполнять на уровне начальной подготовки. Ведения, удары, технику защиты и многое другое. Потребность  детей данного возраста является самоутверждение в коллективе и общение со сверстниками

Отличительные особенности  данной программы от программ, на базе которых она разработана, заключается в том, что она: реализуется в системе дополнительного образования; программа предусматривает свои условия реализации, которые способствуют соблюдению рекомендаций СанПин 2.4.4.1251- 03; содержание программы позволяет сохранить и расширить принцип интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. В то время как практическая часть является самой важной и долговременной.

Форму занятий можно определить как игровую и  самостоятельную, деятельность детей.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На занятиях дети знакомятся с главными понятиями вида спорта, его историей, а уже в практической части дети знакомятся с техникой, тактикой и правилами футбола. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Использования средств, таких как: мячи, конусы, лестницы, могут быть представлены в виде алгоритмов. Так, в работе дети всегда должны добиваться успеха, понимания; стремиться к

правильному выполнению упражнений и «красивой» игре, применять знания, умения.

Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Для того, чтобы подвести детей 13 лет, к освоению техники и тактики игры в футбол предлагаются такие методы, как: словестный и практический (игровой). Данные методы, лучше всего подходят для усвоения этого раздела, так как все технические приемы проговариваться будут вместе  детьми, так же как и тактические, а потом мы будем уже использовать их на практике и в игре.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения тактики игры является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит суть темы. Например, тактика игры в нападении, существуют индивидуальные, групповые и командные действия, мы для примера возьмем командные действия, которые в свою очередь делятся на «быстрый прорыв» и «позиционное нападение». Возьмем «быстрый прорыв», участвует вся команда, но у каждого своя задача и своё действие, и в итоге нужно каждому игроку объяснить свою задачу, и что это все последовательно, когда один игрок отобрав мяч, другие игроки быстро перемещаются в зону нападения, затем перепасовывая мяч друг другу двигаются к воротам и забивают мяч в ворота противника. Итог: каждый игрок команды имеет своё действие, а в основном их целостная задача состоит из последовательности.

Цель программы:  Создание условий для укрепление здоровья и развитие физических качеств, всестороннее развитие, обучение техники и тактики игры в футбол, формирование интереса к спортивным играм (футболу) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

Задачи:
Образовательные:

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;
  • освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
  • освоение ударов по мячу и остановок мяча;
  • овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
  • освоение техники ведения мяча;
  • освоение техники ударов по воротам;
  • закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
  • освоение тактики игры.

Развивающие:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
  • развитие выносливости;
  • развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Воспитательные:

  • воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
  • воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
  • приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на обучение учащихся в физкультурно-спортивных группах (3 недели), в группах начальной подготовки (от 1 года), в учебно-тренировочных группах (до 3 лет).

Формы занятий:

В процессе проведения занятия применяются следующие формы организации учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах.

  • Групповая форма чаще всего используется в занятиях с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении технике и основ тактики футбола. Педагог проводит занятие одновременно со всей группой, давая общие упражнения для всех обучающихся.
  • Индивидуальная форма и работа в парах используется в тех случаях, когда отдельные обучающиеся отстают в физической, тактической и технической подготовке. Педагог определяет слабые места в подготовке обучающихся и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время занятия.
  • Соревнования – важная часть учебно-тренировочного процесса. В соревнованиях определяется подготовка воспитанника, совершенствуются его физические качества и двигательные навыки, закаляется воля.

Режим занятий:

Количество часов в неделю: 6 ч. Периодичность занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные:

 

развитие познавательного интереса в области физической культуры и спорта, приобретение определенных знаний, умений и навыков в избранном виде спорта; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

– выделять явление из общего ряда других явлений;

– строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

– излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

             Регулятивные УУД:

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

– наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

– самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

– демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

– определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

– анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

– фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

– определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

– обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

 

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

– принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения);

– определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

– организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные:

  1. Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  2. Сформированность ценности здорового образа жизни.
  3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Способы проверки результатов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме соревнований и товарищеских встреч. Товарищеские встречи могут и проходить в процессе тренировочного процесса. В процессе  работы происходит обсуждение правильность выполнения приёмов, передач, ударов. Наблюдается и сыгранность игроков. В конце года команда готовится к соревнованиям в которых участвует вся команда.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

N п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. 1 1 0 Дискусия
2 Общая физическая подготовка. 4 0 4 Сдача нормативов
3 Основы техники и тактики. 13 1 12 Игра

Сдача нормативов

 

СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Теоретические  знания

Тема 1.1 Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.

Теория: Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры.

Правила соревнований.

2. Общая физическая подготовка.

Тема 1.1 Строевые упражнения. 

Теория: Команды для управления группой. Понятие о строе и командах.

Практика: На практике строевые команды шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

  • Гимнастические упражнения. 

Практика: Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).

Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.

  • Акробатические упражнения. 

Практика: Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше).

Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад.

Тема 1.2 Легкоатлетические упражнения. 

Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3×20-30 м, 3×30-40 м, 4×50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

  • Упражнения в упорах.

Из упора лежа сгибание и разгибание рук.

  • Подвижные игры. 

Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты.

Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко – в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т.д.

         Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные особенности. Тем не менее, есть определенные области тела, которым должно быть уделено особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь сильные руки и торс, но не перекаченные. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться.

 

 

Тема 1. Основы техники и тактики.

 

Тема 1.1 Техника передвижений

Практика: Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и скрестным шагом (вправо, влево). Прыжки: вверх толчком  двух ног с места и толком двух ног с места и с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).

  • Удары по мячу ногой. 

Практика: Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.

1.1.2 Удары по мячу головой. 

Практика: Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.

1.1.3 Остановка мяча. 

Практика: Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей.

1.1.4 Ведение мяча.

Практика: Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

1.1.5 Отбор мяча. 

Практика: Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом,  на определенные действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой.

1.1.6 Вбрасывание мяча из-за боковой линии. 

Практика: Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шагом вперед до боковой линии. Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера, на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность.

Тема 3:  Техника игры вратаря.

Практика:  Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставными и скрестными шагами и скачками на двух ногах.  Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук мячу и подброшенному перед собой мячу на точность.

Тактика игры в футбол.

Упражнения для развития умения «видеть поле».

Практика: Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг влево или вправо): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок 5м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).

Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. 

Практика: Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться и реагировать правильным образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальные действия с мячом. 

Практика: Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки: с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. 

Практика: Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар: короткую или среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия. 

Практика: Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. 

Практика: Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

Групповые действия. 

Практика: Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.

Командные действия.

Практика:  Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.

Тактика вратаря.

Практика: Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся партнеру. Занимать правильную позицию при угловом, штрафном, свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию. Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.

     Учебные и тренировочные игры: применяя в них изученный программных материал.

 

 

 

 

Контрольные    упражнения    по    общей    физической
подготовке.

Физические способности Контрольные упражнения Возраст (13-16 лет)
Скоростные Бег 30 м, сек 4,4 – 4,7
Бег 60 м, сек
Бег 100м, сек 14,3 – 14,8
Координационные Челночный бег

3х10 м, сек

7,9 – 8,4
Скоростно-силовые Прыжок в длину

с места, см

160 – 190
Выносливость Бег    1500    м,

мин/сек

Бег    2000    м,

мин/сек

9,10 – 9,30
Гибкость Наклон   вперед из    положения сидя, см 6
Силовые Отжимания, раз 20

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методическое обеспечение: Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Основные задачи, на которые должен опираться педагог дополнительного образования: – укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки, развитие силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств, координации движений, овладение основным арсеналом технических и тактических приемов игры; приобретение опыта участия в соревнованиях; воспитание судейских и инструкторских навыков; совершенствование навыков самостоятельных занятий.

Изучение теоретического материала программы рекомендуется проводить в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. Кроме того, теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе проведения практических занятий. Кроме того, теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, кинокольцовки, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия педагог дополнительного образования рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения. Педагог, подбирая материал для занятий, должен наряду с новым, обязательно включать в занятия упражнения, приемы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования.

В секциях дополнительного образования, занимающиеся должны получить элементарные навыки судейства игры по мини-футболу и навыки инструктора-общественника.

Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой методике, разработанной педагогом дополнительного образования. Педагогам рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом.

Большинство практических занятий следует проводить на открытом воздухе. Зимой занятия проводятся в тихую погоду при температуре не ниже -10 градусов мороза.

Большое значение должно отводиться физической подготовке, направленное на развитие физических качеств. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для мини-футболистов.

Для эмоциональности занятий следует широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований.

Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются и физические качества занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по мини-футболу, у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый мини-футболисту – его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.

Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки мини-футболиста. На всех этапах занятий идет непрерывный процесс обучения технике мини-футбола и совершенствования ее.

Большое значение для успешного обучения техническим приемам игры имеют мячи, соответствующие возрасту занимающихся. Для эффективности обучения техническим приемам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.

Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в секции с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде занятий, разработанных педагогом дополнительного образования     совместно.

Материально-техническое обеспечение:

Одним из основных условий успешной организации учебно-тренировочных занятий секции мини-футбола является наличие мини-футбольного поля 30х60м. с простейшим подсобным оборудованием и спортивный зал размером 12х24м.

Для проведения занятий в секции мини-футбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

 

1. Ворота мини-футбольные с сетками 2 штуки
2. Мячи мини-футбольные 15 штук
3. Гимнастические скамейки 3-4 штуки
4. Гимнастические маты 20 штук
5. Скакалки 30 штук
6. Мячи набивные (масса 1 кг) 10 штук
7. Стойки для обводки 15 штук
8. Гантели различной тяжести 15 штук
9. Резиновые амортизаторы 10 штук
10. Насос электрический со штуцером 1 штука

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год.; Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. – М.: Советский спорт, 2011.
  2. Андреев « Мини-футбол в школе» ОАО Издательство « Советский спорт» 2008г
  3. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе 2006.
  4. Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С. МИНИ-ФУТБОЛ (футзал). примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.: Советский спорт , 2010.
  5. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса.- М.: ФиС, 1985,
  6. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. – М.: Физкультура и спорт,1973.
  7. Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дис…канд.пед. наук. – М.,2002.
  8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.
  9. Мини-футбол – игра для всех. В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.: Советский спорт, 2007.
  10. Волков С.В. « Теория и методика детского и юношеского спорта» Олимпийская литература 2002 г.Ж-Л Чесно «Футбол. Обучение базовой техники» Спорт Академ. Пресс 1998г
  11. Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных  школ,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. 4.Еременко. – М.: Советский спорт, 2010. – 96 с.

Литература для обучающихся: 

1.Правила игры в мини-футбол

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Мини – футбол для девочек»