автор: Мыльникова Анна Александровна
Студент Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Енисейский педагогический колледж», г. Енисейск
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Мини – футбол для девочек»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Енисейский педагогический колледж»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
«Мини – футбол для девочек»
Возраст обучающихся: 13 – 16лет
Срок реализации: 18 часов
Автор-составитель: Мыльникова. А. А
Студентка 3 курса
специальности 44.02.03Педагогика
дополнительного образования
Енисейск, 2018
Пояснительная записка
«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре… мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой…»
Ф.Фребель
Направленность программы «Женский мини – футбол» по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению предпрофессиональной, специальной, по форме организации — массовой; по времени реализации — краткосрочной.
Программа разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 “Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”.
Актуальность реализуемой программы заключается в популярности игры футбол, в доступности и зрелищности, что делает его прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс учащихся. По разносторонности воздействия на организм футбол представляет идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. К числу наиболее актуальных проблем относится, женский мини-футбол. Многие считают, что девочки не должны и не умеют играть в данный вид спорта, но с набранной группой мы докажем и покажем, что девочки играют лучше. В Лесосибирске существует команда по женскому мини – футболу «Огненный мяч», она существует уже 5 лет. В ходе данной программы будут проведены товарищеские встречи между нашей командой и Лесосибирской, для получения большего опыта, проверки уровня команды, коллективного воспитания.
Новизна: Программа является модифицированной, так как заимствует основные идеи обучения детей данному виду спорта из следующих программ: Мини-футбол (Футзал): примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.
Педагогическая целесообразность: спортивные игры оказывают огромное воспитывающее воздействие на занимающихся. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины, морально-волевых качеств личности.
Эффективным для физического развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: В физкультурно-спортивные группы принимаются дети с 13 по 16 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа рассчитана на обучение детей и подростков в течении 18 часов и является учебно-тренировочной группой обучения. Дети 13 лет способны выполнять на уровне начальной подготовки. Ведения, удары, технику защиты и многое другое. Потребность детей данного возраста является самоутверждение в коллективе и общение со сверстниками
Отличительные особенности данной программы от программ, на базе которых она разработана, заключается в том, что она: реализуется в системе дополнительного образования; программа предусматривает свои условия реализации, которые способствуют соблюдению рекомендаций СанПин 2.4.4.1251- 03; содержание программы позволяет сохранить и расширить принцип интеграции− уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. В то время как практическая часть является самой важной и долговременной.
Форму занятий можно определить как игровую и самостоятельную, деятельность детей.
Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с главными понятиями вида спорта, его историей, а уже в практической части дети знакомятся с техникой, тактикой и правилами футбола. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Использования средств, таких как: мячи, конусы, лестницы, могут быть представлены в виде алгоритмов. Так, в работе дети всегда должны добиваться успеха, понимания; стремиться к
правильному выполнению упражнений и «красивой» игре, применять знания, умения.
Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Для того, чтобы подвести детей 13 лет, к освоению техники и тактики игры в футбол предлагаются такие методы, как: словестный и практический (игровой). Данные методы, лучше всего подходят для усвоения этого раздела, так как все технические приемы проговариваться будут вместе детьми, так же как и тактические, а потом мы будем уже использовать их на практике и в игре.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения тактики игры является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит суть темы. Например, тактика игры в нападении, существуют индивидуальные, групповые и командные действия, мы для примера возьмем командные действия, которые в свою очередь делятся на «быстрый прорыв» и «позиционное нападение». Возьмем «быстрый прорыв», участвует вся команда, но у каждого своя задача и своё действие, и в итоге нужно каждому игроку объяснить свою задачу, и что это все последовательно, когда один игрок отобрав мяч, другие игроки быстро перемещаются в зону нападения, затем перепасовывая мяч друг другу двигаются к воротам и забивают мяч в ворота противника. Итог: каждый игрок команды имеет своё действие, а в основном их целостная задача состоит из последовательности.
Цель программы: Создание условий для укрепление здоровья и развитие физических качеств, всестороннее развитие, обучение техники и тактики игры в футбол, формирование интереса к спортивным играм (футболу) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;
- освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение ударов по мячу и остановок мяча;
- овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
- освоение техники ведения мяча;
- освоение техники ударов по воротам;
- закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
- освоение тактики игры.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на обучение учащихся в физкультурно-спортивных группах (3 недели), в группах начальной подготовки (от 1 года), в учебно-тренировочных группах (до 3 лет).
Формы занятий:
В процессе проведения занятия применяются следующие формы организации учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах.
- Групповая форма чаще всего используется в занятиях с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении технике и основ тактики футбола. Педагог проводит занятие одновременно со всей группой, давая общие упражнения для всех обучающихся.
- Индивидуальная форма и работа в парах используется в тех случаях, когда отдельные обучающиеся отстают в физической, тактической и технической подготовке. Педагог определяет слабые места в подготовке обучающихся и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время занятия.
- Соревнования – важная часть учебно-тренировочного процесса. В соревнованиях определяется подготовка воспитанника, совершенствуются его физические качества и двигательные навыки, закаляется воля.
Режим занятий:
Количество часов в неделю: 6 ч. Периодичность занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные:
развитие познавательного интереса в области физической культуры и спорта, приобретение определенных знаний, умений и навыков в избранном виде спорта; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
– выделять явление из общего ряда других явлений;
– строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
– излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
Регулятивные УУД:
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
– наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
– самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
– определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
– анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
– фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
– определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
– обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
– выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
– принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения);
– определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
– организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные:
- Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Сформированность ценности здорового образа жизни.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме соревнований и товарищеских встреч. Товарищеские встречи могут и проходить в процессе тренировочного процесса. В процессе работы происходит обсуждение правильность выполнения приёмов, передач, ударов. Наблюдается и сыгранность игроков. В конце года команда готовится к соревнованиям в которых участвует вся команда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. | 1 | 1 | 0 | Дискусия |
2 | Общая физическая подготовка. | 4 | 0 | 4 | Сдача нормативов |
3 | Основы техники и тактики. | 13 | 1 | 12 | Игра
Сдача нормативов |
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Теоретические знания
Тема 1.1 Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Теория: Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры. Правила соревнований. 2. Общая физическая подготовка. Тема 1.1 Строевые упражнения. Теория: Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Практика: На практике строевые команды шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Практика: Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.
Практика: Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше). Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Тема 1.2 Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3×20-30 м, 3×30-40 м, 4×50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Из упора лежа сгибание и разгибание рук.
Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты. Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко – в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т.д. Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные особенности. Тем не менее, есть определенные области тела, которым должно быть уделено особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь сильные руки и торс, но не перекаченные. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться.
Тема 1. Основы техники и тактики.
Тема 1.1 Техника передвижений. Практика: Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и скрестным шагом (вправо, влево). Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толком двух ног с места и с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).
Практика: Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве. 1.1.2 Удары по мячу головой. Практика: Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность. 1.1.3 Остановка мяча. Практика: Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей. 1.1.4 Ведение мяча. Практика: Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом. 1.1.5 Отбор мяча. Практика: Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой. 1.1.6 Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Практика: Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шагом вперед до боковой линии. Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера, на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность. Тема 3: Техника игры вратаря. Практика: Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставными и скрестными шагами и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук мячу и подброшенному перед собой мячу на точность. Тактика игры в футбол. Упражнения для развития умения «видеть поле». Практика: Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг влево или вправо): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок 5м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру). Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Практика: Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться и реагировать правильным образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. Индивидуальные действия с мячом. Практика: Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки: с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Практика: Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар: короткую или среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений. Командные действия. Практика: Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Практика: Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Практика: Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря. Командные действия. Практика: Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Тактика вратаря. Практика: Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся партнеру. Занимать правильную позицию при угловом, штрафном, свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию. Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру. Учебные и тренировочные игры: применяя в них изученный программных материал. |
Контрольные упражнения по общей физической
подготовке.
Физические способности | Контрольные упражнения | Возраст (13-16 лет) |
Скоростные | Бег 30 м, сек | 4,4 – 4,7 |
Бег 60 м, сек | – | |
Бег 100м, сек | 14,3 – 14,8 | |
Координационные | Челночный бег
3х10 м, сек |
7,9 – 8,4 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину
с места, см |
160 – 190 |
Выносливость | Бег 1500 м,
мин/сек |
– |
Бег 2000 м,
мин/сек |
9,10 – 9,30 | |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 6 |
Силовые | Отжимания, раз | 20 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Методическое обеспечение: Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Основные задачи, на которые должен опираться педагог дополнительного образования: – укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки, развитие силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств, координации движений, овладение основным арсеналом технических и тактических приемов игры; приобретение опыта участия в соревнованиях; воспитание судейских и инструкторских навыков; совершенствование навыков самостоятельных занятий.
Изучение теоретического материала программы рекомендуется проводить в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. Кроме того, теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе проведения практических занятий. Кроме того, теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, кинокольцовки, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия педагог дополнительного образования рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения. Педагог, подбирая материал для занятий, должен наряду с новым, обязательно включать в занятия упражнения, приемы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования.
В секциях дополнительного образования, занимающиеся должны получить элементарные навыки судейства игры по мини-футболу и навыки инструктора-общественника.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой методике, разработанной педагогом дополнительного образования. Педагогам рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом.
Большинство практических занятий следует проводить на открытом воздухе. Зимой занятия проводятся в тихую погоду при температуре не ниже -10 градусов мороза.
Большое значение должно отводиться физической подготовке, направленное на развитие физических качеств. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для мини-футболистов.
Для эмоциональности занятий следует широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются и физические качества занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по мини-футболу, у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый мини-футболисту – его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.
Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки мини-футболиста. На всех этапах занятий идет непрерывный процесс обучения технике мини-футбола и совершенствования ее.
Большое значение для успешного обучения техническим приемам игры имеют мячи, соответствующие возрасту занимающихся. Для эффективности обучения техническим приемам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в секции с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде занятий, разработанных педагогом дополнительного образования совместно.
Материально-техническое обеспечение:
Одним из основных условий успешной организации учебно-тренировочных занятий секции мини-футбола является наличие мини-футбольного поля 30х60м. с простейшим подсобным оборудованием и спортивный зал размером 12х24м.
Для проведения занятий в секции мини-футбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1. | Ворота мини-футбольные с сетками | 2 штуки |
2. | Мячи мини-футбольные | 15 штук |
3. | Гимнастические скамейки | 3-4 штуки |
4. | Гимнастические маты | 20 штук |
5. | Скакалки | 30 штук |
6. | Мячи набивные (масса 1 кг) | 10 штук |
7. | Стойки для обводки | 15 штук |
8. | Гантели различной тяжести | 15 штук |
9. | Резиновые амортизаторы | 10 штук |
10. | Насос электрический со штуцером | 1 штука |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год.; Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. – М.: Советский спорт, 2011.
- Андреев « Мини-футбол в школе» ОАО Издательство « Советский спорт» 2008г
- Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе 2006.
- Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С. МИНИ-ФУТБОЛ (футзал). примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.: Советский спорт , 2010.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса.- М.: ФиС, 1985,
- Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. – М.: Физкультура и спорт,1973.
- Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дис…канд.пед. наук. – М.,2002.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.
- Мини-футбол – игра для всех. В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.: Советский спорт, 2007.
- Волков С.В. « Теория и методика детского и юношеского спорта» Олимпийская литература 2002 г.Ж-Л Чесно «Футбол. Обучение базовой техники» Спорт Академ. Пресс 1998г
- Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. 4.Еременко. – М.: Советский спорт, 2010. – 96 с.
Литература для обучающихся:
1.Правила игры в мини-футбол