автор: Мышова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов МБОУ “Улыбышевская основная общеобразовательная школа”
Проект “Имя существительное”
МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Проект:
«Имя существительное»
Выполнили учащиеся 2, 3, 4 классов
Руководитель: учитель первой квалификационной категории
Мышова Татьяна Викторовна
2018 г.
Содержание
- Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
- Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Матрица проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
- План проведения презентации проекта. . . . . . .8
Введение.
«Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы».
Лихтенберг
«Не следует робеть из опасения наделать ошибок.
Самая большая ошибка – это лишать себя опытности».
Вовенарг
Актуальность.
Одно из требований к современному члену общества – способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Проблема.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников обучение и общение являются неотъемлемыми видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетенция начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни.
Методический паспорт проекта.
Практикоориентированный проект: «Имя существительное»
Предмет: русский язык, тема « Имя существительное»
Тип проекта: краткосрочный групповой проект.
Участники проекта: учащиеся 2, 3, 4 классов, учитель.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 2, 3, 4 классов по предмету «Русский язык» по теме « Имя существительное», через их включение в коллективный, групповой, информационный проект по теме: « Имя существительное».
Задачи проекта:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свою Родину, за свой многогранный русский язык;
б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в) формирование уважительного отношения к иному мнению;
г) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.
д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в группе, делегировать полномочия, распределять роли.
е) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения.
Планируемый результат:
1.Сформировать первичные представления о многогранности русского языка, о красоте слова.
- Прививать обучающимся любовь к слову и ответственного отношения к русскому языку.
- Повысить уровень сформированности УУД через включение обучающихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в проектную деятельность.
- Закрепление и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Интерактивная доска, презентация слайдов по теме.
- Парты составлены из расчёта работы трёх групп.
- Для каждой группы – инструкционные карты, информационные листы с заданиями, таблички с номерами групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– освоение доступных способов изучения русского языка (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;
– изучение понятий: слово, имя существительное, предложение, текст, склонение, падеж.
-формирование умения работать с текстом, с предложением
Планируемый результат:
– обучающиеся познакомятся с понятием «Имя существительное», одушевлённые, неодушевлённые имена существительные
–учащиеся научатся наблюдать за ролью слов в предложении;
-приобретут элементарные навыки наблюдения, систематизации и обобщения материала;
В процессе проектной деятельности :
- Повышение уровня сформированности УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе творческой деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в творческую деятельность.
Закрепление и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
- Заинтересованность учащихся методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во
внеурочной деятельности.
5.Воспитание устойчивого положительного отношения к охране и бережному употреблению слов русского языка.
После завершения проекта учащиеся смогут:
- Самостоятельно находить имена существительные;
- Определять падеж, склонение имён существительных и писать безударные окончания существительных;
- Самостоятельно составлять текст по заданным словосочетаниям.
4 .Овладеть элементарными приёмами обобщения ,систематизации;
5.Вести разъяснительную деятельность среди сверстников и младших товарищей о необходимости изучения русского языка и бережного отношения к нему;
6.Осознанно подходить к проблеме охраны и пропаганды русского языка .
Основополагающий вопрос:
«Что такое страна под названием «Речь»?
Учебные вопросы
– С какой частью речи вы сегодня работали?
-Какие знания вам пригодились для выполнения заданий?
-Что такое слово, предложение, текст, одушевлённые, неодушевлённые имена существительные, склонение, падеж имён существительных?
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
1.
Организационный |
2 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 2класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности | Мотивация, выявление уровня готовности.
Да и только нашей, русской речью (М. Крюков) |
Отражение настроения. | 1. Личностные:
самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. 2. Регулятивные: Целеполагание, планирование, контроль, волевая саморегуляция. |
|||||||||||||
2.
Актуализация знаний и постановка проблемы. Постановка цели урока |
Актуализировать и зафиксировать знания по предмету , подвести учащихся к постановке цели урока. |
Для успешной работы давайте вспомним, как где живут все слова русского языка»
Страна под названием «Речь» |
Выдаёт детям карточки для заполнения.
Объясняет обучающимся план работы. |
Учащиеся, поделённые на группы отвечают на вопросы учителя | ||||||||||||
3. Постановка учебной задачи | Научиться обрабатывать полученную информацию.
2.Мотивация к учебному действию. 3. Выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося |
Организует деятельность обучающихся в выборе карточки с заданиями | Какие знания вам понадобились для выполнения задания?
Какие трудности возникли? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют план своих действий.
Учащиеся объясняют , что для выполнения задания им понадобились знания по теме «Имя существительное. Склонение имён существительных. Падежи. Безударные окончания имён существительных» Учащиеся формулируют вопросы по трудностям, которые возникли. |
Регулятивные:
-Уметь слушать в соответствии с целевой установкой – принимать и сохранять учебную цель и задачу Познавательные: – постановка и решение проблемы; – подведение под понятие |
|||||||||||
4.Открытие нового знания | 1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия:
инструкция целеполагание предъявление результата |
Наблюдает за деятельностью обучающихся | Помогает обучающимся формулировать вывод о проделанной работе | Самостоятельно заполняют технологическую карту в виде | Коммуникативные:
Рефлексия своих действий(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий) Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме Самостоятельно строить схемы и формулировать вывод |
|||||||||||
5. Структуирование полученных знаний | 1.Построение способа действий | Направляет деятельность обучающихся | Регулятивные:
Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в усной форме |
|||||||||||||
6. Первичное закрепление полученных знаний | Регулятивные:
Действовать по инструкции Познавательные: Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач |
|||||||||||||||
7.
Рефлексия |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке смайликом | Обучающиеся устно договаривают предложения:
Сегодня на уроке мне понравилось……. Я смог…. У меня получилось… Было трудно…. |
||||||||||||||
8. Домашнее задание |
План проведения презентации проекта.
1.Вступление.
Руководитель проекта:
– Сегодня мы проведём занятие по теме «Имя существительное» проекта – презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в октябрее, длился он две недели, за это время было проделано много работы. Об этапах проекта расскажут ребята.
Этапы проекта:
- Проблема (почему?)
-всё началось с проблемы: на уроке «Окружающий мир» по теме «В гости к осени» мы говорили о сезонных изменениях в природе, об осадках, о листьях, все были уверенны, что знают по этому вопросу всё. Но во время опроса выяснилось, как много проблемных вопросов у нас возникло.
2.Цель (зачем?)
Нам захотелось расширить и углубить наши знания о снеге нам захотелось заняться исследовательской работой, а ещё нам интересно работать над проектом.
3.Задачи (что делать?)
Мы решили узнать, что такое сезонные изменения в природе, осадки, как готовятся к зиме различные звери, почему желтеют листья, зачем надо охранять и беречь природу.
4.Методы и способы (как?)
Собирали информацию из книг и журналов в библиотеках, искали научные статьи в Интернете, расспрашивали работников школьной библиотеки и родителей: что такое снег, почему нельзя есть снег. Обсуждали материал в рабочих группах и создавали презентации по темам.
5.Результат (что получилось?)
Получились интересные презентации, которые мы покажем всем ученикам и учителям школы.
2.Основная часть.
Звучит фонограмма, дети исполняют стихи про осень.
- Работа в группах, отчёт групп о проделанной работе.
4.Заключительная часть.
Учащиеся высказывают свои мнения о своей работе на проекте:
– что понравилось
– какие были трудности
– самые интересные вопросы
– пополнился ли личный багаж знаний
– установка на новый проект
Приложение.
Этапы проекта:
- Проблема (почему?)
- Цель (зачем?)
- Задачи (что делать?)
- Методы и способы (как?)
5.Результат (что получилось?)
Проблема:
Низкий словарный запас
Цель:
Учиться красиво и правильно говорить, пополнять свой словарный запас
Задачи:
-Учиться работать в группе и делегировать полномочия
-Учиться выполнять задания
-Учиться презентовать выполненную работу
Предмет:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема:
«Имя существительное»
– Знать,
что такое имя существительное
–Знать
алгоритм определения падежей и склонения имён существительных
–Уметь
определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
–Уметь
правильно писать безударные окончания имён существительных
–Уметь
составлять текст по предложенным словосочетаниям и словам
СТОП.
С заданием справился плохо.
ВНИМАНИЕ.
Было трудно, но задание выполнено.
ЗДОРОВО.
Задание выполнено правильно.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Определите падеж имён существительных:
- Человек без воспитания — что тело без души.
- Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
- Человек не для себя родился.
- Недалеко от дерева яблочко падает.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Капризен в детстве — уродлив в старости.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Понукание — не воспитание.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
- У семи нянек дитя без глазу.
Инструкционный лист для группы
Задание №1.
№п\п | Распределите роли в группе: | Ф.И. обучающегося: | Номер карточки для выполнения |
1. | Ответственный: | ||
2. | Помощник №1: | ||
3. | Помощник №2: | ||
4. | Помощник №3: | ||
5. | Помощник №4: |
Задание №2.
Из текста « Февраль» выбрать имена существительные и распределить их на листе с матрёшкой.
Задание № 3
Прочитать русские пословицы и поговорки и определить падеж имён существительных.
Задание № 4
Определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания.
Задание № 5 (коллективное)
Составить текст из предложенных словосочетаний.
1)Сочинение.
Подарок.
Мне подарили собачку. Она была добрая и ласковая . Собачка охотно протягивала мне лапу. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Составит и записать текст , используя данные слова
Прогулка.
Жаркое лето, солнечный луч, шли по тропинке, золотистая рожь, весёлый стриж, моя дочь
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________