автор: Мышова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов МБОУ “Улыбышевская основная общеобразовательная школа”

Проект “Имя существительное”

 

МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»

 

Проект:

«Имя существительное»

 

                                             Выполнили учащиеся 2, 3, 4  классов

 

Руководитель: учитель первой квалификационной категории

Мышова Татьяна Викторовна

 

2018 г.

                                                              

Содержание

 

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
  2. Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .4
  3. Проблема  . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . .4
  4. Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
  5. Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6
  6. Матрица проекта  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
  7. План проведения презентации проекта. . . . . . .8

 

Введение.

«Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы».

       Лихтенберг

«Не следует робеть из опасения наделать ошибок.

Самая большая ошибка – это лишать себя опытности».

Вовенарг

Актуальность.

              Одно из требований к современному члену общества – способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.    

Проблема.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников  обучение и общение являются неотъемлемыми видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетенция начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни.

Методический паспорт проекта.

 

Практикоориентированный проект: «Имя существительное»

Предмет: русский язык, тема « Имя существительное»

Тип проекта:  краткосрочный  групповой проект.

Участники проекта:  учащиеся  2, 3, 4 классов, учитель.

 

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся  2, 3, 4 классов по предмету «Русский язык» по теме « Имя существительное», через их включение в коллективный,  групповой, информационный проект по теме: « Имя существительное».

  Задачи проекта:

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:

а) формирование чувства гордости за свою Родину, за свой многогранный русский язык;

б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

в) формирование уважительного отношения к иному мнению;

г)  воспитание  лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,  доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости,  терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.

д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.

е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

 

Учебные задачи, направленные на формирование  метапредметных результатов обучения ( УУД ):

а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;

в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;

г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,

д) развитие умений работать в группе, делегировать полномочия, распределять роли.

е) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения.

 

Планируемый результат:

1.Сформировать первичные представления о многогранности русского языка, о красоте слова.

  1. Прививать обучающимся любовь к слову и ответственного отношения к русскому языку.
  2. Повысить уровень сформированности  УУД через включение обучающихся в проектную деятельность.
  3. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской            деятельности.
  4. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в проектную деятельность.
  5. Закрепление и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

 

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  1. Интерактивная доска, презентация слайдов по теме.
  2. Парты составлены из расчёта работы трёх групп.
  3. Для каждой группы – инструкционные карты, информационные листы с заданиями, таблички с номерами групп,  листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта.

 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– освоение доступных способов изучения русского языка (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;

– изучение понятий: слово, имя существительное, предложение, текст, склонение, падеж.

-формирование умения работать с текстом, с предложением

 

Планируемый результат:

– обучающиеся  познакомятся с понятием «Имя существительное», одушевлённые, неодушевлённые имена существительные

учащиеся научатся наблюдать за ролью слов в предложении;

-приобретут элементарные навыки наблюдения, систематизации и обобщения материала;

 

В процессе проектной деятельности :

  1. Повышение уровня сформированности  УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
  1. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе творческой  деятельности.
  2. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в творческую деятельность.

           Закрепление и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

  1.     Заинтересованность учащихся методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во

         внеурочной деятельности.

5.Воспитание устойчивого положительного отношения к охране и бережному употреблению слов русского языка.

После завершения проекта учащиеся смогут:

  1. Самостоятельно находить имена существительные;
  2. Определять падеж, склонение имён существительных и писать безударные окончания существительных;
  3. Самостоятельно составлять текст по заданным словосочетаниям.

        4 .Овладеть элементарными приёмами  обобщения ,систематизации;

        5.Вести разъяснительную деятельность среди сверстников и младших товарищей о необходимости изучения русского    языка и бережного отношения к нему;

6.Осознанно подходить к проблеме охраны и пропаганды русского языка .

Основополагающий вопрос:

«Что такое страна под названием «Речь»?

    Учебные вопросы

– С какой частью речи вы сегодня работали?

-Какие знания вам пригодились для выполнения заданий?

-Что такое слово, предложение, текст, одушевлённые, неодушевлённые имена существительные, склонение, падеж имён существительных?

                                                              

Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.

Организационный

2 класс 3 класс 4 класс 2 класс 3 класс 4 класс 2 класс 3 класс 4 класс 2класс 3 класс 4 класс
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности Мотивация, выявление уровня готовности.

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

(М. Крюков)

Отражение настроения. 1. Личностные:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.

2. Регулятивные:

Целеполагание, планирование, контроль, волевая саморегуляция.

2.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Постановка цели урока

Актуализировать и зафиксировать знания по предмету , подвести учащихся к постановке цели урока.

Для успешной работы давайте вспомним, как где живут все слова русского языка»

Страна под названием «Речь»

Выдаёт детям карточки для заполнения.

Объясняет обучающимся план работы.

Учащиеся, поделённые на группы отвечают на вопросы учителя
3. Постановка учебной задачи Научиться обрабатывать полученную информацию.

2.Мотивация к учебному действию.

3. Выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Организует деятельность обучающихся в выборе карточки с заданиями Какие знания вам понадобились для выполнения задания?

Какие трудности возникли?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют план своих действий.

Учащиеся объясняют , что для выполнения задания им понадобились знания по теме «Имя существительное. Склонение имён существительных. Падежи. Безударные окончания имён существительных»

Учащиеся формулируют вопросы по трудностям, которые возникли.

Регулятивные:

-Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

– принимать и сохранять учебную цель и задачу

Познавательные:

– постановка и решение проблемы;

– подведение под понятие

4.Открытие нового знания 1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия:

инструкция

     целеполагание

               предъявление результата

Наблюдает за деятельностью обучающихся Помогает обучающимся формулировать вывод о проделанной работе Самостоятельно заполняют технологическую карту в виде Коммуникативные:

Рефлексия своих действий(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

Самостоятельно строить схемы и формулировать вывод

5. Структуирование полученных знаний 1.Построение способа действий Направляет деятельность обучающихся Регулятивные:

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в усной форме

6. Первичное закрепление полученных знаний Регулятивные:

Действовать по инструкции

Познавательные:

Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач

7.

Рефлексия

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке смайликом Обучающиеся устно договаривают предложения:

Сегодня на уроке мне понравилось…….

Я смог….

У меня получилось…

Было трудно….

8. Домашнее задание

 

 План проведения презентации проекта.

1.Вступление.

Руководитель проекта:

– Сегодня мы проведём занятие по теме «Имя существительное» проекта  – презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в октябрее, длился он две недели, за это время было проделано много работы. Об этапах проекта расскажут  ребята.

Этапы проекта:

  1. Проблема (почему?)

-всё началось с проблемы: на уроке «Окружающий мир» по теме «В гости к осени» мы говорили о сезонных изменениях в природе, об осадках, о листьях, все были уверенны, что знают по этому вопросу всё.  Но во время опроса выяснилось, как много проблемных вопросов у нас возникло.

         2.Цель (зачем?)

Нам захотелось расширить и углубить наши знания о снеге нам захотелось заняться исследовательской работой, а ещё нам интересно работать над проектом.

          3.Задачи (что делать?)

                     Мы решили узнать, что такое сезонные изменения в природе, осадки, как готовятся к зиме различные звери, почему желтеют листья, зачем надо охранять и беречь природу.

   4.Методы и способы (как?)

Собирали информацию из книг и журналов в библиотеках, искали научные статьи в Интернете, расспрашивали работников школьной библиотеки и  родителей: что такое снег, почему нельзя есть снег. Обсуждали материал в рабочих группах и создавали презентации по темам.

    5.Результат (что получилось?)

Получились интересные презентации, которые мы покажем всем ученикам и учителям школы.

 

2.Основная часть.

            Звучит фонограмма, дети исполняют стихи про осень.

  1. Работа в группах, отчёт групп о проделанной работе.

4.Заключительная часть.

Учащиеся высказывают свои мнения о своей работе на проекте:

– что понравилось

– какие были трудности

– самые интересные вопросы

– пополнился ли личный багаж знаний

– установка на новый проект

Приложение.

Этапы проекта:

  • Проблема (почему?)

 

  • Цель (зачем?)

 

  • Задачи (что делать?)

 

  • Методы и способы (как?)

 

  5.Результат (что получилось?)

 

Проблема:

Низкий словарный запас

Цель:

Учиться красиво и правильно говорить, пополнять свой словарный запас

Задачи:

-Учиться работать в группе и делегировать полномочия

-Учиться выполнять задания

-Учиться презентовать выполненную работу

 

Предмет:

РУССКИЙ  ЯЗЫК

 

Тема:

«Имя существительное»

Знать,

что такое имя существительное

Знать

алгоритм определения  падежей и склонения имён существительных

Уметь

определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Уметь

правильно писать безударные окончания имён существительных

Уметь

составлять текст по предложенным словосочетаниям и словам

 


СТОП.

С заданием справился плохо.

ВНИМАНИЕ.

Было трудно, но задание выполнено.

ЗДОРОВО.

Задание выполнено правильно.

 


 


Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

 


 


Определите падеж имён существительных:

  • Человек без воспитания — что тело без души.
  • Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
  • Человек не для себя родился.
  • Недалеко от дерева яблочко падает.
  • Один добрый пример лучше ста слов.
  • Капризен в детстве — уродлив в старости.
  • Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  • Понукание — не воспитание.
  • Воспитывай лаской, а не таской.
  • Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
  • У семи нянек дитя без глазу.

 

                             Инструкционный лист для группы

Задание №1.

№п\п Распределите роли в группе: Ф.И. обучающегося: Номер карточки для выполнения
1. Ответственный:
2. Помощник №1:
3. Помощник №2:
4. Помощник №3:
5. Помощник №4:

Задание №2.

Из текста « Февраль» выбрать имена существительные и распределить их на листе с матрёшкой.

Задание № 3

Прочитать русские пословицы и поговорки и определить падеж имён существительных.

Задание № 4

Определить склонение и падеж имён существительных и в соответствии с этим дописать их окончания.

Задание № 5 (коллективное)

Составить текст из предложенных словосочетаний.

1)Сочинение.

Подарок.

  Мне подарили собачку. Она была добрая и ласковая . Собачка охотно протягивала мне лапу.    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сочинение.

Составит и записать текст , используя данные слова

Прогулка.

Жаркое лето, солнечный луч, шли по тропинке, золотистая рожь, весёлый стриж, моя дочь

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проект “Имя существительное”