автор: Мышова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов МБОУ “Улыбышевская основная общеобразовательная школа”
Проект “Что такое осень…”
МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Проект:
«Что такое осень…»
Выполнили учащиеся 1,3 класса
Руководитель: учитель первой квалификационной категории
Мышова Татьяна Викторовна
2017 г.
Содержание
- Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
- Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Матрица проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
- План проведения презентации проекта. . . . . . .8
Введение.
«Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы».
Лихтенберг
«Не следует робеть из опасения наделать ошибок.
Самая большая ошибка – это лишать себя опытности».
Вовенарг
Актуальность.
Экологическая проблема на планете Земля сегодня звучит очень остро.
Проблема.
Дети часто слышат выражение: «Природу надо беречь и охранять!» А как можно беречь то, о чём мы очень мало знаем.
Методический паспорт проекта.
Исследовательский проект: «Что такое осень…»
Предмет: окружающий мир, тема «В гости к осени»
Тип проекта: краткосрочный информационный проект , групповой проект.
Участники проекта: учащиеся 1,3 класса, учитель.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 1,3 класса по предмету «Окружающий мир» по теме « В гости к осени», через их включение в коллективный, групповой, информационный проект по теме: « Что такое осень?…».
Задачи проекта:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства;
б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в) формирование уважительного отношения к иному мнению;
г) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.
д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в статичных парах в режиме интерактивного обучения, делегировать полномочия, распределять роли.
е)развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения.
ж) развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.)
Планируемый результат:
1.Сформировать первичные представления об основах экологической культуры.
- Прививать обучающимся любовь ко всему живому и ответственного отношения к природе.
- Повысить уровень сформированности УУД через включение обучающихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в проектную деятельность.
- Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к осени».
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Интерактивная доска, презентация слайдов по теме.
- Парты составлены из расчёта работы трёх групп.
- Для каждой группы – инструкционные карты, информационные листы, таблички с номерами групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;
– изучение понятий: природные явления, осадки, сезонные изменения в природе, экология.
-формирование умения проводить элементарные наблюдения.
Планируемый результат:
– обучающиеся познакомятся с понятием «экологическая культура»
–учащиеся научатся наблюдать за осенними природными явлениями;
-приобретут элементарные навыки наблюдения, систематизации и обобщения материала;
-научатся создавать презентации;
В процессе проектной деятельности :
- Повышение уровня сформированности УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к зиме».
- Заинтересованность учащихся методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во
внеурочной деятельности.
5.Воспитание устойчивого положительного отношения к охране окружающей среды.
После завершения проекта учащиеся смогут:
1.Овладеть элементарными приёмами наблюдения, обобщения ,систематизации;
2.Вести разъяснительную деятельность среди сверстников и младших товарищей о необходимости охраны окружающей среды;
3.Осознанно подходить к экологической проблеме .
Основополагающий вопрос:
«У природы нет плохой погоды…».
Проблемные вопросы:
– Что такое сезонные изменения в природе ?
– Что такое прогноз погоды?
– Что такое экология?
– Зачем природу надо охранять?
Учебные вопросы
– что такое природные явления, осадки, сезонные изменения в природе?
-почему желтеют листья?
-что такое наблюдение, обобщение?
Содержание проекта.
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД |
Урок окружающего мира.
Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве учителя и учащихся |
Просмотр вводной презентации учителя.
Опрос обучающихся. Совместно с учащимися формулирование проблемы, темы, цели и задач проекта. |
В сотворчестве с учителем принятие темы, цели и задач проекта. Разработка критериев оценки результатов проекта: понимание учебной задачи, умение находить, отбирать,систематизировать информацию.
Сбор информации: личный опыт, беседа с родителями, работа в школьной и сельской библиотеках, использование информации в Интернете. Выполнение рисунков на тему: «Есть в осени первоначальной…» |
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности. | Формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Способность разрабатывать план действий, зафиксировать его в модели и проводить проект в соответствии с планом. |
Формулирование проблемы, обнаруживая своё «незнание» темы или способов действия. |
Организация работы групп:
взаимодействие с учащимися в информационном проекте |
Деление учащихся на 3 группы.
Организация работы групп .Подготовка информационных листов для каждой группы. |
Организация чёткой, продуктивной работы в группе, умение договариваться, распределять роли.
Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей. Создание презентаций. |
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, доказывать свою позицию, готовить совместное выступление. | Формирование лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения | Распределение ролей и действия учащихся в соответствии с ролью. | Осознание учебной задачи и поиск путей её решения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Самостоятельное проведение исследования. |
Реализация проекта | Подготовка предметной среды для каждой группы. Позиция консультанта – фасилитатора | Работа по инструкционной карте.
Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта. Самоконтроль и взаимоконтроль в листе «Самоконтроля», коррекция результатов. |
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи | Самоопределение значимости природы в жизни человека.
Знание основных моральных норм при совместной работе: справедливого распределения ролей, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, терпеливое, доброжелательное отношение к товарищам. |
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения учебных задач. | Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Анализ и синтез информации. Структурирование знаний, обобщение, построение логической цепи рассуждения, умение доказывать, делать вывод. |
Презентация | Помощь в организации презентации. | Презентуют проект в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. | Формирование умения ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, владение монологической и диалогической формами речи | Формирование адекватной, позитивной, осознанной оценки самооценки и самопринятия, доброжелательного отношения к выступлениям товарищей. | Умение адекватно воспринимать оценки.
Умение конструктивно критиковать. |
Построение логической цепи рассуждений. |
Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерево настроения» | Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью «Дерево настроения» | Умение подвести итог своей деятельности, высказать своё мнение о результатах проекта. | Осознание мысли, что природа играет важную роль в жизни человека. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Рефлексия, контроль и оценка, обобщение, |
Матрица проекта.
Название | Что такое осень… | ||||||
этапы, их сроки | конечный продукт | действия | роли | необходимые материалы | источники информации | привлечение добровольных помощников | |
в школе | вне школы | ||||||
С 30.09
по 04 10 |
Выставка рисунков и поделок на тему «Золотая осень…», | Экскурсия, выполнение рисунков на тему «Золотая осень» | Выполнение поделок из бумаги и природного материала на тему «Волшебная осень» | Экскурсанты, художники, мастера,
оформители |
Блокноты для записей наблюдений в природе, пакеты для сбора природного материала. | Учитель, родители | Родители, друзья |
С 07.10
по 11.10 |
Презентация №1 «У природы нет плохой погоды»;
Презентация №2 «Листья жёлтые кружатся… » |
Подбор литературы, поиск информации,
подготовка презентаций |
Подбор литературы, поиск информации,
подготовка презентаций |
Интернет-пользователи, создатели презентаций | ПК, собранная информация для каждой группы отдельно. | Учитель, литература, Интернет, | Родители |
С 14.10
по 18.10 |
Презентация проекта, подведение итогов. | Проведение презентации проекта «Что такое осень» | Перспективное планирование | Выступающие | Одноразовые стаканчики для проведения опыта, марля, ножницы | Участники рабочих групп | Библиотекарь, родители, учащиеся младших классов |
Опросник:
Опросник, проводимый до работы над проектом
«Что такое осень…»:
ОПРОСНИК | ||||
№п\п | Вопрос | Ответили верно | Ответили не полностью | Не смогли ответить |
1. | Что такое сезонные изменения в природе? | 60% | 30% | 10% |
2. | Почему желтеют листья? | 0% | 10% | 90% |
3. | Какие звери впадают в спячку? | 45% | 30% | 25% |
4. | Как называется наука, занимающаяся охраной окружающей среды? | 50% | 0% | 50% |
5. | Кто такие листопаднички? | 0% | 10% | 90% |
6. | Как называется международная организация охраны окружающей среды ? | 0% | 10% | 90% |
Вывод, сделанный после опроса:
- Большинство учащихся знают, что такое сезонные изменения в природе, но плохо осведомлены о том, почему желтеют листья, как зимуют различные звери.
- Учащимся плохо владеют информацией об организациях, занимающихся охраной окружающей среды.
- Учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения и природы.
Опросник, проводимый после работы над проектом
«Что такое осень…»:
ОПРОСНИК | ||||
№п\п | Вопрос | Ответили верно | Ответили не полностью | Не смогли ответить |
1. | Что такое сезонные изменения в природе? | 100% | 0% | 0% |
2. | Почему желтеют листья? | 95% | 5% | 0% |
3. | Какие звери впадают в спячку? | 100% | 0% | 0% |
4. | Как называется наука, занимающаяся охраной окружающей среды? | 97% | 3% | 0% |
5. | Кто такие листопаднички? | 100% | 0% | 0% |
6. | Как называется международная организация охраны окружающей среды ? | 100% | 0% | 0% |
- Вывод, сделанный после повторного опроса:
– все учащиеся усвоили, что такое сезонные изменения в природе; изучили вопрос, почему желтеют листья
– учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения природы
– обучающиеся расширили свой кругозор.
План проведения презентации проекта.
1.Вступление.
Руководитель проекта:
– Сегодня последний этап нашего проекта «Что такое осень…» – презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в октябрее, длился он две недели, за это время было проделано много работы. Об этапах проекта расскажут ребята.
Этапы проекта:
- Проблема (почему?)
-всё началось с проблемы: на уроке «Окружающий мир» по теме «В гости к осени» мы говорили о сезонных изменениях в природе, об осадках, о листьях, все были уверенны, что знают по этому вопросу всё. Но во время опроса выяснилось, как много проблемных вопросов у нас возникло.
2.Цель (зачем?)
Нам захотелось расширить и углубить наши знания о снеге нам захотелось заняться исследовательской работой, а ещё нам интересно работать над проектом.
3.Задачи (что делать?)
Мы решили узнать, что такое сезонные изменения в природе, осадки, как готовятся к зиме различные звери, почему желтеют листья, зачем надо охранять и беречь природу.
4.Методы и способы (как?)
Собирали информацию из книг и журналов в библиотеках, искали научные статьи в Интернете, расспрашивали работников школьной библиотеки и родителей: что такое снег, почему нельзя есть снег. Обсуждали материал в рабочих группах и создавали презентации по темам.
5.Результат (что получилось?)
Получились интересные презентации, которые мы покажем всем ученикам и учителям школы.
2.Основная часть.
Звучит фонограмма, дети исполняют стихи про осень.
- Работа в группах, отчёт групп о проделанной работе.
4.Заключительная часть.
Учащиеся высказывают свои мнения о своей работе на проекте:
– что понравилось
– какие были трудности
– самые интересные вопросы
– пополнился ли личный багаж знаний
– установка на новый проект
Приложение.
Этапы проекта:
- Проблема (почему?)
- Цель (зачем?)
- Задачи (что делать?)
- Методы и способы (как?)
5.Результат (что получилось?)
Группа №1.
Группа №2.
Группа №3.
Информационный лист для группы №1.
Русские пословицы и поговорки- меткие выражения, созданные русским народом, также переведённые из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов, входящих в состав России (мордвы, удмуртов, татар, чувашей и т.д.). Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:
– «Два сапога – пара, да оба на левую ногу обуты»;
– «Собаку съел, да хвостом подавился».
Инструкционный лист для группы №1.
Задание №1.
№п\п | Распределите роли в группе: | Ф.И. обучающегося: |
1. | Ответственный: | |
2. | Помощник №1: | |
3. | Помощник №2: |
Задание №2.
Выберете пословицы и поговорки, относящиеся к осени и объясни смысл 2-х любых пословиц.
Для группы №1.
Пословицы и поговорки.
Сколько проталинок, столько жаворонков.
После самой лютой зимы всё равно придёт тепло.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
Пришёл марток – надевай семеро порток.
Новый год – к весне поворот.
Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши.
Заковал мороз реки, но не навеки.
С берёзы лист не опал – снег ляжет поздно.
Иногда и март морозом хвалится.
Два друга – мороз да вьюга.
День прозевал – урожай потерял.
Информационный лист для группы №2.
Жёлтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным-зелёным, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зелёный цвет убывает.
Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофилл, имеет жёлтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует ещё антоцианин, придающий яркие красные оттенки.
Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Жёлтые листья- признак засухи.
Начинается листопад. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Инструкционный лист для группы №2.
Задание №1.
№п\п | Распределите роли в группе: | Ф.И. обучающегося: |
1. | Ответственный: | |
2. | Помощник №1: | |
3. | Помощник №2: |
Задание №2.
Охарактеризуйте погоду октября месяца, опираясь на план:
– Небо……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
-Солнце ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
-осадки ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
-Ветер ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
-Температура ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
У вас получилась сводка погоды за второй осенний месяц.
Сделайте вывод: в природе произошли ………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание №3.
С помощью информационного листа ответьте на вопрос: почему желтеют листья.
Инструкционный лист для группы №3.
Задание №1.
№п\п | Распределите роли в группе: | Ф.И. обучающегося: |
1. | Ответственный: | |
2. | Помощник №1: | |
3. | Помощник №2: |
Задание №2.
Составьте из карточек пары, с соответствующей информацией, как встречают осень и зимуют животные.
Задание №3.
Ответьте на вопрос: почему надо беречь и охранять природу?
Лист самооценки для групп.
Умения | Результат |
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу: | |
Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность: | |
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать: | |
Мы научились слушать и слышать товарищей: | |
Мы научились работать в группе: | |
Мы приобрели простейшие навыки ведения наблюдения: | |
Наука, занимающаяся охраной окружающей среды, называется… | |
Осенью температура воздуха повышается… | ДА НЕТ |
Личный багаж знаний пополнился… | ДА НЕТ |
Листопаднички – это… |
Для группы №3.
Лиса, белка, заяц, барсук, ёж, волк, бобр, медведь
Под травою мышку чую,
Ловко прыгаю, мышкую.
Пора мне, милому линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня заметят на снегу.
А я спешу, спешу, спешу.
Я на сучках грибы сушу.
Орешков делаю запас,
Вот так стараюсь! В добрый час!
Мы, строители – хитры,
Зубы – пилы, топоры.
Мы умеем строить хаты,
И зимой работать рады!
Я – работник, я – барсук.
Нанизал грибок на сук.
А под соснами в бору
Вырыл на зиму нору,
Утеплил нору листом
И душистым мягким мхом.
Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я , выбился из сил.
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять.
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придёт.
Несёт осень холода,
В лесу голодно – беда!
Ходит серый день и ночь.
Как же серому помочь?
Презентация проекта.
Разделились мы на группы,
и работа началась…
Крепкий коллектив мужской над вопросом думает…
Мы подружки – не болтушки!
На проекте мы дружны!
И учителя старанья
оправдать всегда должны!
Мы задумали поделку,
Мы трудились весь урок!
И чудесный дом для зайки
Был закончен нами в срок!
«Лесные жители»
автор работ Шукалова Алёна – ученица 4 класса.
Авторская работа Мустафиной Марии – ученицы 1 класса.
Результат работы –класс!
Похвалите же вы нас!
Авторская работа Мустафиной Марии – ученицы 1 класса.