автор: Мышова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов МБОУ “Улыбышевская основная общеобразовательная школа”

Проект “Что такое осень…”

МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»

 

Проект:

«Что такое осень…»

 

                                             Выполнили учащиеся 1,3  класса

 

Руководитель: учитель первой квалификационной категории

Мышова Татьяна Викторовна

 

2017 г.

                                                              

Содержание

 

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
  2. Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .4
  3. Проблема  . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . .4
  4. Методический паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . 5
  5. Содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6
  6. Матрица проекта  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
  7. План проведения презентации проекта. . . . . . .8

 

Введение.

«Изучай всё не из тщеславия, а ради практической пользы».

       Лихтенберг

«Не следует робеть из опасения наделать ошибок.

Самая большая ошибка – это лишать себя опытности».

Вовенарг

Актуальность.

              Экологическая проблема на планете Земля сегодня звучит очень остро.   

Проблема.

Дети часто слышат выражение: «Природу надо беречь и охранять!» А как можно беречь то, о чём мы очень мало знаем.

Методический паспорт проекта.

 

Исследовательский проект: «Что такое осень…»

Предмет: окружающий мир, тема «В гости к осени»

Тип проекта:  краткосрочный информационный проект , групповой  проект.

Участники проекта:  учащиеся  1,3 класса, учитель.

 

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся  1,3 класса по предмету «Окружающий мир» по теме « В гости к осени», через их включение в коллективный,  групповой, информационный проект по теме: « Что такое осень?…».

  Задачи проекта:

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:

а) формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства;

б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

в) формирование уважительного отношения к иному мнению;

г)  воспитание  лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,  доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости,  терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.

д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.

е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

 

Учебные задачи, направленные на формирование  метапредметных результатов обучения ( УУД ):

а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;

в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;

г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,

д) развитие умений работать в статичных парах в режиме интерактивного обучения, делегировать полномочия, распределять роли.

е)развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения.

ж) развитие умения использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.)

 

Планируемый результат:

1.Сформировать первичные представления об основах экологической культуры.

  1. Прививать обучающимся любовь ко всему живому и ответственного отношения к природе.
  2. Повысить уровень сформированности  УУД через включение обучающихся в проектную деятельность.
  3. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской            деятельности.
  4. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в проектную деятельность.
  5. Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к осени».

 

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  1. Интерактивная доска, презентация слайдов по теме.
  2. Парты составлены из расчёта работы трёх групп.
  3. Для каждой группы – инструкционные карты, информационные листы, таблички с номерами групп,  листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта.

 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;

– изучение понятий: природные явления, осадки, сезонные изменения в природе, экология.

-формирование умения проводить элементарные наблюдения.

 

Планируемый результат:

– обучающиеся  познакомятся с понятием «экологическая культура»

учащиеся научатся наблюдать за осенними природными явлениями;

-приобретут элементарные навыки наблюдения, систематизации и обобщения материала;

-научатся создавать презентации;

В процессе проектной деятельности :

  1. Повышение уровня сформированности  УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
  1. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.

           Закрепление и обобщение знаний по теме «В гости к зиме».

  1.     Заинтересованность учащихся методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во

         внеурочной деятельности.

5.Воспитание устойчивого положительного отношения к охране окружающей среды.

После завершения проекта учащиеся смогут:

1.Овладеть элементарными приёмами наблюдения, обобщения ,систематизации;

2.Вести разъяснительную деятельность среди сверстников и младших товарищей о необходимости охраны окружающей среды;

3.Осознанно подходить к экологической проблеме  .

Основополагающий вопрос:

«У природы нет плохой погоды…».

    Проблемные вопросы:

–  Что такое сезонные изменения в природе ?

Что такое прогноз погоды?

Что такое экология?

– Зачем природу надо охранять?

    Учебные вопросы

– что такое природные явления, осадки, сезонные изменения в природе?

-почему желтеют листья?

-что такое наблюдение, обобщение?

                                                 Содержание проекта.

Этап проекта Деятельность учителя Деятельность учащихся Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
Урок окружающего мира.

Выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве учителя и учащихся

Просмотр вводной презентации учителя.

Опрос обучающихся.

Совместно с учащимися формулирование проблемы, темы, цели и задач проекта.

В сотворчестве с учителем принятие темы, цели и задач проекта. Разработка критериев оценки результатов проекта: понимание учебной задачи, умение находить, отбирать,систематизировать информацию.

Сбор информации: личный опыт, беседа с родителями, работа в школьной и сельской библиотеках, использование информации в Интернете.

Выполнение рисунков на тему: «Есть в осени первоначальной…»

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности. Формирование чувства гордости за свою Родину, её природные богатства, развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Способность разрабатывать план действий, зафиксировать его в модели и проводить проект в соответствии с планом.

Формулирование проблемы, обнаруживая своё «незнание» темы или способов действия.
Организация работы групп:

взаимодействие с учащимися в информационном проекте

Деление учащихся на 3 группы.

Организация работы групп .Подготовка информационных листов  для каждой группы.

Организация чёткой, продуктивной работы в группе, умение договариваться, распределять роли.

Знакомство с информационными листами. Отбор информации с опорой на жизненный опыт, генерация собственных идей. Создание презентаций.

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, доказывать свою позицию, готовить совместное выступление. Формирование   лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,  доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения Распределение ролей и действия учащихся в соответствии с ролью. Осознание учебной задачи и поиск путей её решения. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Самостоятельное проведение исследования.

Реализация проекта Подготовка предметной среды для каждой группы. Позиция  консультанта – фасилитатора Работа по инструкционной карте.

Распределение ролей в группе, составление плана работы, выполнение проекта.

Самоконтроль и взаимоконтроль в листе «Самоконтроля»,

коррекция результатов.

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли владение монологической и диалогической формами речи Самоопределение значимости природы в жизни человека.

Знание основных моральных норм при совместной работе: справедливого распределения ролей, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, терпеливое, доброжелательное отношение к товарищам.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения учебных задач. Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Анализ и синтез информации.  

Структурирование знаний, обобщение, построение логической цепи рассуждения, умение доказывать, делать вывод.

Презентация Помощь в организации презентации. Презентуют проект в выбранной форме. Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. Формирование умения ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, владение монологической и диалогической формами речи Формирование адекватной, позитивной, осознанной  оценки самооценки и самопринятия, доброжелательного отношения к выступлениям товарищей. Умение адекватно воспринимать оценки.

Умение конструктивно критиковать.

Построение логической цепи рассуждений.
Подведение итогов проекта Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерево настроения» Оценивают результат своего  участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью «Дерево настроения» Умение подвести итог своей деятельности, высказать своё мнение о результатах проекта. Осознание мысли, что природа играет важную роль в жизни человека. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Рефлексия,  контроль и оценка, обобщение,

                                                              Матрица проекта.

Название Что такое осень…
этапы, их сроки конечный продукт действия роли необходимые материалы источники информации привлечение добровольных помощников
в школе вне школы
С 30.09

по 04 10

Выставка рисунков  и поделок на тему «Золотая осень…», Экскурсия, выполнение рисунков на тему «Золотая осень» Выполнение поделок из бумаги и природного материала на тему «Волшебная осень» Экскурсанты, художники, мастера,

оформители

Блокноты для записей наблюдений в природе, пакеты для сбора природного материала. Учитель, родители Родители, друзья
С 07.10

по 11.10

Презентация №1 «У природы нет плохой погоды»;

Презентация №2 «Листья жёлтые кружатся… »

Подбор литературы, поиск информации,

подготовка презентаций

Подбор литературы, поиск информации,

подготовка презентаций

Интернет-пользователи, создатели презентаций ПК, собранная информация для каждой группы отдельно. Учитель, литература, Интернет, Родители
С 14.10

по 18.10

Презентация проекта, подведение итогов. Проведение презентации проекта «Что такое осень» Перспективное планирование Выступающие Одноразовые стаканчики для проведения опыта, марля, ножницы Участники рабочих групп Библиотекарь, родители, учащиеся младших классов

 

Опросник:

Опросник, проводимый до работы над проектом

«Что такое осень…»:

ОПРОСНИК
№п\п Вопрос Ответили верно Ответили не полностью Не смогли ответить
1. Что такое сезонные изменения в природе? 60% 30% 10%
2. Почему желтеют листья? 0% 10% 90%
3. Какие звери впадают в спячку? 45% 30% 25%
4. Как называется наука, занимающаяся охраной окружающей среды? 50% 0% 50%
5. Кто такие листопаднички? 0% 10% 90%
6. Как называется международная организация охраны окружающей среды ? 0% 10% 90%

    Вывод, сделанный после опроса:

  1. Большинство учащихся знают, что такое сезонные изменения в природе, но плохо осведомлены о том, почему желтеют листья, как зимуют различные звери.
  2. Учащимся плохо владеют информацией  об организациях, занимающихся охраной окружающей среды.

 

  1. Учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения  и природы.

Опросник, проводимый после работы над проектом

«Что такое осень…»:

ОПРОСНИК
№п\п Вопрос Ответили верно Ответили не полностью Не смогли ответить
1. Что такое сезонные изменения в природе? 100% 0% 0%
2. Почему желтеют листья? 95% 5% 0%
3. Какие звери впадают в спячку? 100% 0% 0%
4. Как называется наука, занимающаяся охраной окружающей среды? 97% 3% 0%
5. Кто такие листопаднички? 100% 0% 0%
6. Как называется международная организация охраны окружающей среды ? 100% 0% 0%

 

  1. Вывод, сделанный после повторного опроса:    

– все учащиеся усвоили, что такое сезонные изменения в природе; изучили вопрос, почему желтеют листья

– учащиеся со всей серьёзностью отнеслись к проблеме сохранения природы

– обучающиеся расширили свой кругозор.

 

 План проведения презентации проекта.

1.Вступление.

Руководитель проекта:

– Сегодня последний этап нашего проекта «Что такое осень…» – презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в октябрее, длился он две недели, за это время было проделано много работы. Об этапах проекта расскажут  ребята.

Этапы проекта:

  1. Проблема (почему?)

-всё началось с проблемы: на уроке «Окружающий мир» по теме «В гости к осени» мы говорили о сезонных изменениях в природе, об осадках, о листьях, все были уверенны, что знают по этому вопросу всё.  Но во время опроса выяснилось, как много проблемных вопросов у нас возникло.

         2.Цель (зачем?)

Нам захотелось расширить и углубить наши знания о снеге нам захотелось заняться исследовательской работой, а ещё нам интересно работать над проектом.

          3.Задачи (что делать?)

                     Мы решили узнать, что такое сезонные изменения в природе, осадки, как готовятся к зиме различные звери, почему желтеют листья, зачем надо охранять и беречь природу.

   4.Методы и способы (как?)

Собирали информацию из книг и журналов в библиотеках, искали научные статьи в Интернете, расспрашивали работников школьной библиотеки и  родителей: что такое снег, почему нельзя есть снег. Обсуждали материал в рабочих группах и создавали презентации по темам.

    5.Результат (что получилось?)

Получились интересные презентации, которые мы покажем всем ученикам и учителям школы.

 

2.Основная часть.

            Звучит фонограмма, дети исполняют стихи про осень.

  1. Работа в группах, отчёт групп о проделанной работе.

4.Заключительная часть.

Учащиеся высказывают свои мнения о своей работе на проекте:

– что понравилось

– какие были трудности

– самые интересные вопросы

– пополнился ли личный багаж знаний

– установка на новый проект

Приложение.

Этапы проекта:

  • Проблема (почему?)

 

  • Цель (зачем?)

 

  • Задачи (что делать?)

 

  • Методы и способы (как?)

 

  5.Результат (что получилось?)

 

Группа №1.

Группа №2.

Группа №3.

 

                                                               

 

                                                               Информационный лист для группы №1.

 Русские пословицы и поговорки- меткие выражения, созданные русским народом, также переведённые из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов, входящих в состав России (мордвы, удмуртов, татар, чувашей и т.д.). Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом.  Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:

   – «Два сапога – пара, да оба на левую ногу обуты»;

  – «Собаку съел, да хвостом подавился».

                                                              

 

                                                                           Инструкционный лист для группы №1.

Задание №1.

№п\п Распределите роли в группе: Ф.И. обучающегося:
1. Ответственный:
2. Помощник №1:
3. Помощник №2:

Задание №2.

Выберете пословицы и поговорки, относящиеся к осени и объясни смысл 2-х любых пословиц.

 Для группы №1.

                                                                  Пословицы и поговорки.

Сколько проталинок, столько жаворонков.

После самой лютой зимы всё равно придёт тепло.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

Пришёл марток – надевай семеро порток.

Новый год – к весне поворот.

Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши.

Заковал мороз реки, но не навеки.

С берёзы лист не опал – снег ляжет поздно.

Иногда и март морозом хвалится.

Два друга – мороз да вьюга.

День прозевал – урожай потерял.

  

 

                                                        

                                                                       Информационный лист для группы №2.

  Жёлтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным-зелёным, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зелёный цвет убывает.

      Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофилл, имеет жёлтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует ещё антоцианин, придающий яркие красные оттенки.

       Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Жёлтые листья- признак засухи.

       Начинается листопад. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

    

                                                         

                                                         Инструкционный лист для группы №2.

Задание №1.

№п\п Распределите роли в группе: Ф.И. обучающегося:
1. Ответственный:
2. Помощник №1:
3. Помощник №2:

Задание №2.

Охарактеризуйте погоду октября месяца, опираясь на план:

– Небо……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

-Солнце ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

-осадки ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

-Ветер ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

-Температура ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  У вас получилась сводка погоды за второй осенний месяц.

Сделайте вывод: в природе произошли ………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание №3.

С помощью информационного листа ответьте на вопрос: почему желтеют листья.

                                                                Инструкционный лист для группы №3.

Задание №1.

№п\п Распределите роли в группе: Ф.И. обучающегося:
1. Ответственный:
2. Помощник №1:
3. Помощник №2:

Задание №2.

Составьте из карточек пары, с соответствующей информацией, как встречают осень и зимуют животные.

Задание №3.

Ответьте на вопрос: почему надо беречь и охранять природу?

 

                                                                                          Лист самооценки для групп.

Умения Результат
Мы научились принимать и сохранять учебную задачу:
Мы научились планировать, контролировать и оценивать свою деятельность:
Мы научились анализировать, обобщать, работать с информацией, сравнивать:
Мы научились слушать и слышать товарищей:
Мы научились  работать в группе:
Мы приобрели простейшие навыки ведения наблюдения:
Наука, занимающаяся охраной окружающей среды, называется…
Осенью температура воздуха повышается… ДА                      НЕТ
Личный багаж знаний пополнился… ДА                      НЕТ
Листопаднички – это…

 

Для группы №3.

                                                    Лиса, белка, заяц, барсук, ёж, волк, бобр, медведь

 

Под травою мышку чую,

Ловко прыгаю, мышкую.

 

Пора мне, милому линять,

Пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу –

Меня заметят на снегу.

А я спешу, спешу, спешу.

Я на сучках грибы сушу.

Орешков делаю запас,

Вот так стараюсь! В добрый час!

 

Мы, строители – хитры,

Зубы – пилы, топоры.

Мы умеем строить хаты,

И зимой работать рады!

 

Я – работник, я – барсук.

Нанизал грибок на сук.

А под соснами в бору

Вырыл на зиму нору,

Утеплил нору листом

И душистым мягким мхом.

 

Я тоже буду спать, как мишка,

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне надо отдохнуть за это,

Устал я , выбился из сил.

 

В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима опять.

Пусть мне во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придёт.

 

Несёт осень холода,

В лесу голодно – беда!

Ходит серый день и ночь.

Как же серому помочь?

Презентация проекта.

 

Разделились мы на группы,

                                                               и работа началась…

 

          

Крепкий коллектив мужской над вопросом думает…

                       

       Мы подружки – не болтушки!

                         На проекте мы дружны!

                                         И учителя старанья

                                                   оправдать всегда должны!

                    

Мы задумали поделку,

                 Мы трудились весь урок!

                                        И чудесный дом для зайки

                                                            Был закончен нами в срок!

            

«Лесные жители»     

              автор работ Шукалова Алёна – ученица 4 класса.

         

Авторская работа  Мустафиной Марии – ученицы 1 класса.

                

                     Результат работы –класс!

                                                      Похвалите же вы нас!

         

Авторская работа Мустафиной Марии – ученицы 1 класса.

Проект “Что такое осень…”