автор: Наговицына Светлана Петровна

учитель – дефектолог МБДОУ детского сада № 112 “Лисичка” г. Брянска

Консультация для родителей на тему:

Консультация для родителей

на тему:

«Дидактические игры в коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР».

Учитель-дефектолог

Наговицына С. П.  

МБДОУ д/с №112

«Лисичка»

Брянск 2018 г.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра для ребёнка – подлинная жизнь.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с ЗПР. В игре у детей возникает потребность в словесном общении, закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Все игры с детьми с ЗПР должны содействовать преодолению их речевого недостатка и особенностей поведения. Осваивая игровые действия, дети с ЗПР приобретают уверенность в своих возможностях, снимается страх речи.

В процессе дидактических игр у детей воспитывается неторопливый темп речи, её звучность и выразительность, происходит коррекция звукопроизношения, совершенствуется слово – и фразообразование, увеличивается словарный запас. Для детей с ЗПР дидактические игры служат и целью развития фонематического слуха, речевой моторики, коррекции, автоматизации и дифференциации звуков.

При использовании дидактических игр в коррекции речи детей с ЗПР развитие речи идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, закрепление правильного произношения звуков, слов, расширение активного словаря, развитие связной речи.

Дидактические игры учат детей внимательно слушать речь окружающих, понимать её, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произношения, развивается слуховое внимание и слуховое восприятие.

В дидактических играх, используемых в коррекционной работе, развивается моторика артикуляционного аппарата, речевое дыхание, что необходимо для правильного произношения звука, вырабатывается чёткое и ясное произношение звуков, слов, фраз, вырабатывается умение дифференцировать звуки на слух и в произношении. В дидактических играх активизируется речь детей, возникает желание говорить, удовлетворяется потребность детей в игре словом, формируется слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Использование тех или иных разновидностей дидактических игр зависит от этапа коррекционной работы, на котором находится ребёнок.

Так как формирование правильного звукопроизношения и его коррекция проводятся поэтапно, обычно различают два основных этапа: подготовительный этап и этап формирования произносительных умений и навыков. Исходя из этого, дидактические игры по коррекции звукопроизношения делятся на: подготовительные игры и игры для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха: сначала для развития слухового внимания, которые помогают ребёнку различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам (н: «Какой музыкальный инструмент звучит?»), потом для речевого слуха, т.е. умения ребёнка различать голоса людей, понимать смысл слов говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умения слышать составные части слова (н: «Поймай звук», «Хлопни в ладоши»).

Игры на развитие фонематического слуха строятся с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в слове, затем первый и последний звуки в ряде слов. Кроме того, дошкольники упражняются в подборе слов с определённым звуком, в дифференциации наиболее сложных звуков, учатся подбирать слова, близкие по звучанию. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, чёткая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Для этого используются такие игры артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Лошадка», Весёлый язычок» и др.

К подготовительным играм также относятся игры на развитие дыхания ( н: «Подуй на листок», «Футбол», «Кто дальше?»). хорошо развитое речевое дыхание обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Таким образом, в подготовительные игры входят:

— игры на развитие слухового внимания;

— на развитие речевого слуха;

— игры на развитие фонематического слуха;

— игры на развитие артикуляционной и мелкой моторики;

— игры на развитие речевого дыхания.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающихся у детей. В основном это игры на звукоподражание ( н: «Песенка водички», «Песенка комарика»). Они используются как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребёнком подготовительных игр. Кроме того, сюда относятся игры для автоматизации (н: «Назови картинки», «Подарки для куклы», «Паровоз», «Украсим ёлочку») и дифференциации различных звуков («Разложи картинки», «Фрукты и овощи»).

Дидактические игры способствуют не только выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённый звук, но и имеют большое значение в умственном воспитании.

Таким образом, дидактические игры пронизывают все этапы коррекционной работы с детьми с ЗПР и широко используются на логопедических занятиях и вне их.

Работая над звукопроизношением ребёнка дома также рекомендуется использовать дидактические игры. Для формирования правильного уклада органов артикуляционного аппарата можно проводить упражнения артикуляционной гимнастики (н: «Качели», «Гармошка», «Язык – силач», «Маляр»). Упражнение «Качели» помогает вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. Ребёнку предлагается широко открыть рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Упражнение следует повторить 4-5 раз. В игре «Чищу зубы» вырабатывается умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Ребёнку предлагают приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать игры и упражнения пальчиковой гимнастики (н: «Семья», «Домик», «Замок», «Дружные ребята»). В них необходимо выполнять движении в соответствии с текстом. Так например, в игре «Семья» ребёнок сжимает пальцы в кулак, а затем проговаривая текст, по очереди разжимает их, начиная с большого пальца. В игре «Цепочка» ребёнку предлагается поочерёдно соединять большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки». Через них попеременно «пропускаются» колечки из пальцев правой руки.

Для формирования и закрепления правильного произношения звуков рекомендуется проводить следующие игры: «Найди и назови», «Придумай слово», «Где спрятался звук», «Украсим ёлочку» и др. Игра «Найди и назови» помогает автоматизировать звук в словах. Ребёнку предлагается среди картинок найти и назвать картинки с данным звуком. В игре «Закончи предложения» ребёнку предлагается завершить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова с данным звуком. Игра «Фрукты и овощи» способствует дифференциации звуков в словах. Ребёнку необходимо разложить предметные картинки, на которых изображены фрукты и овощи с дифференцируемыми звуками, в две корзинки.

Игры «Хлопни в ладоши», «Назови звук», «Цепочки слов», «Повтори» помогают развивать у ребёнка фонематический слух и фонематическое восприятие. В упражнении «Хлопни в ладоши» ребёнку предлагается ряд слов. Он хлопает в ладоши, если услышит слова с данным звуком. В игре «Назови звук» ребёнку нужно выделить первый звук в предлагаемых ему словах.

Таким образом, систематическое использование игр и упражнений по закреплению навыков правильного звукопроизношения у детей с ЗПР дома способствует более быстрой коррекции звукопроизношения.

Консультация для родителей на тему: “Дидактические игры в коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР”.