автор: Назарова Анна Валерьевна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Радость» детский сад № 186 / 26
«Использования шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми 2-3 лет»
Использование шумовых музыкальных инструментов с детьми 2-3 лет«Использования шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми 2-3 лет»
Почти все, что нас окружает, может звучать. Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Они просты и доступны, приносят массу удовольствия и позволяют принимать в них участие каждому ребёнку.
Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, это самый легкий путь к импровизации, это основа для творческих проявлений детей.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами и игрушками. Именно они помогают детям понять, откуда и как появляются звуки, не боясь их сломать.
Условиям простоты, доступности и вариативности отвечают и шумовые инструменты, и те предметы, которые нас окружают, которые я активно использую в своей работе совместно с детскими игрушками и с шумовыми музыкальными инструментами.
При проведении занятий с малышами, учитывая важность адаптационного периода, необходимо установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей на совместную работу. Поэтому мои встречи с детьми и родителями всегда сопровождаются внесением какого-то сказочного или кукольного персонажа, или просто яркой мягкой игрушки. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать. Таким образом, первый эмоциональный контакт налажен.
От лица игрушки (например, котика) вступаю в диалог с детьми, которые подбежали и готовы к игре, а остальных малышей вместе с их мамочками тоже приглашаю включиться в игровую музыкальную деятельность. Все занятия проходят в форме увлекательного сюжетного путешествия сказочного героя (зайчика, мышонка, кошечки).
С мышонком мы шуршим на погремушках, с зайчиком звеним в колокольчики или бубенчики, с медвежонком играем на барабанах, а с куклой – на бубнах. Кроме этого, я использую нетрадиционные для музыкальной деятельности предметы: кубики (они же – барабаны), киндер-сюрпризы (вместо погремушек), кольца от пирамидки чудесным образом превращаются в руль автомобиля, и могут издавать сигнал «Би-би!»), ведерки (по ним тоже можно постучать, использовать их в качестве корзинки, а также из них можно построить пирамидку). С лошадкой мы играем на деревянных палочках. Наши палочки стучат, иногда молчат, прячутся за спину, могут гладить друг о друга, шуршать.
Могут стучать по барабанам, по полу, по стульчикам, по всему, что есть в зале. Малыши вместе с мамочками с удовольствием участвуют в такой импровизации. Можно ли назвать музыкой тот беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью шумовых инструментов?
Стоит только прислушаться – и в потоке звуков, издаваемом ребенком, мы услышим «присутствие музыки»: постукивании карандашом – песенку дождика, в шуршании целлофана или маракаса – перебежки маленьких мышат, а в бумажном шелесте целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Игры звуками я нередко объединяю в сказочные необычные истории.
В такой игре ребенок свободен, спонтанен. Такая игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, всегда обеспечивает развитие, наслаждение.
Такая игра для ребенка – равносильна удовольствию.