Наставничество в ДОУ
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества в ДОУ вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Скачать книгу «Управление персоналом» Скачать бесплатно в .pdf Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования» Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат. Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения! Наставничество в ДОУ: работа с молодыми педагогами Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, психологической компетентности, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъема и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как профессиональной компетентности, так и в личностной. Сайт предназначен для работников сферы образования Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям. После регистрации Вы получаете: доступ к 9 000+ профессиональных материалов; 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов; более 200 сценариев открытых уроков; 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. В 2010 году в связи с увеличением количества единиц воспитателей по штатному расписанию в «нашем полку» прибыло 4 молодых педагогов. В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к педагогам, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста, так родилась идея наставничества в ДОУ. В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник, создан Совет наставников, и я являюсь председателем Совета. Цели, задачи и формы наставничества в ДОУ Советом наставников были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом. Цель наставничества в ДОУ: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи: Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями. Совместно планировать работу с молодым педагогом Выбор формы работы с молодым специалистом начали с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования и собеседований определили совместный план работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами в детском саду было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество в ДОУ – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в “малых группах”, анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе “Я – концепции”. Поэтому наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.3й этап – контрольнооценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Аспекты работы с молодыми специалистами в ДОУ Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей. Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег. Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога: педагогическое самообразование и самовоспитание; участие в работе методического объединения; участие в жизни детского сада. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учетом следующих факторов: уровень базового образования; индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п. уровень профессиональных потребностей педагога. Советом наставников разработан план работы, утвержденный на педагогическом совете. План работы по наставничеству в ДОУ Таблица Скачать в .docx Тема Рассматриваемые вопросы сроки Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога, заключение эффективного контракта в ДОУ. Сентябрь Разработка индивидуального плана профессионального становления Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях “Неделя успеха”, работе методического объединения, занятия молодого педагога. Сентябрь Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии Дискуссия на тему: “Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё”. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Октябрь Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога – наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее ноябрь Имидж педагога. Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. Сентябрь Педагогическая ситуация. Совет “бывалого”. Октябрь Копилка интересных занятий. Разработка или описание интересных занятий силами самим молодым специалистом. Самообразование воспитателя Выбор методической темы. Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год В течение года Как написать обобщение педагогического опыта Выбор методической темы, технология описания опыта Апрель Аттестация. Требования к квалификации Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Папка достижения педагога Ноябрь- декабрь Март- апрель Методическая выставка достижений молодого воспитателя. Уровень профессионализма молодого воспитателя – систематизация наработок профессиональной деятельности. Конец учебного года Диагностика воспитанников Методика проведения обследования Формы работы с молодыми педагогами в ДОУ: обмен опытом Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, “мозговые штурмы”, разработка и презентация моделей занятий с детьми. Наставники-педагоги, помогли молодым коллегам создать папку достижений педагога на сайте нашего детского сада, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности. С целью повышения профессионального мастерства педагогов в детском саду провели конкурс педагогического мастерства “Воспитатель года”, в котором приняли участие все молодые педагоги. Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ (в коллективе 50% педагогов-стажистов) и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаём этому методу значительное предпочтение. Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате наши молодые коллеги в этом году проходят аттестацию на подтверждение занимаемой педагогической должности в детском саду в должности воспитателя. В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.