автор: Настагунина Любовь Васильевна
Учитель
ГКОУ «Дивеевская школа-интернат»

НЕЙРОСЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Настагунина Л.В.

учитель

ГКОУ «Дивеевская школа – интернат»

(сп Сатис, Дивеевский район, Нижегородская обл., Россия)

НЕЙРОСЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Аннотация: в статье рассматриваются перспективы применения нейросетевых технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основное внимание уделяется анализу возможностей современных нейросетей в адаптации учебного материала и создании персонализированных образовательных траекторий.

Ключевые слова: нейросети, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, адаптивное обучение, цифровые технологии в образовании, персонализация обучения, искусственный интеллект, образовательные платформы.

 

В современном образовательном пространстве технологии искусственного интеллекта и нейросети открывают новые горизонты для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Цифровые инструменты становятся незаменимыми помощниками педагогов в процессе обучения и развития таких детей.

Потенциал нейросетей в работе с детьми с ОВЗ.

Современные нейросети способны:

  • адаптировать учебный материал под индивидуальные особенности восприятия;
  • создавать персонализированные образовательные траектории;
  • генерировать вспомогательные материалы для коррекции различных нарушений;
  • обеспечивать постоянную обратную связь в процессе обучения;
  • моделировать различные образовательные ситуации.

Практическое применение.

Основные направления использования нейросетей в работе с детьми с ОВЗ:

  • Адаптация текстов — преобразование сложных текстов в более доступные форматы с учетом особенностей восприятия.
  • Генерация визуальных материалов — создание наглядных пособий, схем, иллюстраций.
  • Речевая терапия — помощь в развитии речевых навыков через интерактивные упражнения.
  • Мотивация к обучению — создание увлекательных образовательных игр и заданий.
  • Мониторинг прогресса — отслеживание динамики развития и корректировка программы обучения.

Примеры использования.

Конкретные кейсы применения нейросетей:

  • создание индивидуальных карточек для обучения чтению детей с дислексией;
  • генерация упражнений для развития мелкой моторики;
  • разработка адаптированных математических задач;
  • создание аудиоматериалов с учетом особенностей восприятия звуков;
  • формирование персонализированных планов развития.

Преимущества использования нейросетей.

Ключевые плюсы внедрения технологий:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • экономия времени педагога на подготовку материалов;
  • повышение мотивации детей к обучению;
  • возможность работы в комфортном темпе;
  • доступ к современным образовательным ресурсам.

Рекомендации педагогам.

Практические советы по внедрению нейросетей:

  1. Начинать с простых инструментов и постепенно расширять их использование.
  2. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  3. Регулярно анализировать эффективность применяемых технологий.
  4. Консультироваться с коллегами и специалистами.
  5. Следить за развитием технологий и новыми возможностями.

Интеграция нейросетей в образовательный процесс открывает новые перспективы для работы с детьми с ОВЗ. Важно помнить, что технологии являются инструментом, дополняющим, но не заменяющим профессиональную работу педагога. Грамотное использование нейросетей позволяет создать более эффективную и комфортную образовательную среду для каждого ребенка.

В современном мире педагогу необходимо быть готовым к освоению новых технологий и их применению в своей профессиональной деятельности для достижения наилучших результатов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н. Цифровые и информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми с нарушением интеллекта. Преимущества и недостатки // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 4 (61). С. 143–147.
  2. Алмазова О.В., Зак Г.Г., Козик Т.В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 6–17.
  3. Гурова Е.В., Крушанова Р.Р. Цифровая дидактика: обзор инструментов сопровождения коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции. М.: АЛЕФ, 2023. С. 21–29.
  4. Евстефеева Я.А. Применение технологии искусственного интеллекта для решения проблемы познавательного развития детей с ОВЗ // Психология в пространстве образования и личностного развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2024. С. 68–72.
  5. Краснова Л.В., Слюсаренко Э.Е. Использование ассистивных сквозных цифровых технологий в работе с обучающимися с ОВЗ как предиктор оптимизации сопровождающей деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 364–367.
  6. Макальская А.Ю. Использование нейросетей на уроках литературы в обучении детей с ОВЗ // Флагман науки. 2024. №11(22).
  7. Тищенко О.В., Балтаджи Д.С. Применение технологий искусственного интеллекта в инклюзивном образовании // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 1. С. 133–136.
  8. Филатова Т.В., Шерстнева Т.В. Использование информационных технологий в образовании обучающихся с нарушениями интеллекта // Научно-методический журнал Поиск. 2022. № 2 (79). С. 39–42.
  9. Немчина В.И., Легконогих А.Н., Аплевич С.Н. Нейросети как инструмент для работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт и проблемы // Alma Mater. 2025. №5.
НЕЙРОСЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram