автор: Наумова Надежда Михайловна
Социальный педагог МБОУ Черновская ООШ
тема: Формы работы социального педагога с семьей
ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:
Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи).
Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.
Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:
- обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;
- обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
- совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
- планирование следующих встреч.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.
Основные элементы первого визита специалиста в семью:
Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.
Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
Содержательная часть.
- Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.
- Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
- Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
- Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
- Оцените качество контакта с семьей.
Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.
Групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи).
Коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных);
Наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов).
Методика работы с различными категориями семей.
Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями:
- выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
- определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;
- содействие в оказании юридической, психологической помощи;
- организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятий, находящихся на данной территории;
- оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;
- помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объединений, групп взаимопомощи;
- содействие в установлении контактов с уже с существующими общественными организациями на данной территории.
К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Основные направления работы с семьями безработных:
- выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей;
- определение основных проблем семей;
- обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг;
- организация досуга и отдыха детей;
- содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
- создания групп взаимопомощи; содействие в установление контактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами;
- социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетные семьи. Под многодетной принято понимать семью, имеющую трех и более детей.
Основные направления работы с многодетными семьями:
- выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;
- определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей;
- помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;
- консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;
- социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;
- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей.