автор: Наумова Надежда Михайловна

Социальный педагог МБОУ Черновская ООШ

тема: Формы работы социального педагога с семьей

ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:

Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи).

Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:

  • обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;
  • обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;
  • планирование следующих встреч.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в семью:

Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

Содержательная часть.

  • Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.
  • Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
  • Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
  • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
  • Оцените качество контакта с семьей.

Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.

Групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи).

Коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных);

Наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов).

Методика работы с различными категориями семей.

Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями:

  • выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
  • определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;
  • содействие в оказании юридической, психологической помощи;
  • организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятий, находящихся на данной территории;
  • оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;
  • помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объединений, групп взаимопомощи;
  • содействие в установлении контактов с уже с существующими общественными организациями на данной территории.

К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Основные направления работы с семьями безработных:

  • выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей;
  • определение основных проблем семей;
  • обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг;
  • организация досуга и отдыха детей;
  • содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
  • создания групп взаимопомощи; содействие в установление контактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами;
  • социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.

Многодетные семьи. Под многодетной принято понимать семью, имеющую трех и более детей.

Основные направления работы с многодетными семьями:

  • выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;
  • определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей;
  • помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;
  • консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг;
  • социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;
  • наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;
  • организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
  • взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей.
Формы работы социального педагога с семьей