автор: Негревская Лилия Георгиевна
Преподаватель фортепиано, концертмейстер
Негревская Лилия Георгиевна
Преподаватель фортепиано
МБУДО «КРДШИ» г. Кола
Мурманской обл.
Некоторые особенности методики К.Орфа на начальном этапе музыкального обучения.
Воспитание музыкально-творческих навыков у детей, обучающихся в ДМШ ДШИ необходимо потому, что тот, кто ощутил радость творчества в любой сфере искусства, сможет более активно воспринять и оценить все лучшее, что делается в этой сфере чем тот .кто лишь пассивно воспринимает.
Под музыкальными навыками учащихся подразумевается владение ,хотя бы в минимальной степени ,умением импровизировать и сочинять простейшую музыку, практически знать элементарные законы ее создания и записи.
Эти вопросы в музыкальной педагогике поднимались с 20-х годов прошлого века и в нашей стране и за рубежом .В России –Б. Асафьев, чьи поиски новых форм музыкально-педагогической работы не потеряли жизненной важности и сегодня: не ограничивать «композиторство» специализацией и кругом особо одаренных детей. Поощрять и развивать у учащихся проявления тяги к сочинительству.
Б.Асафьев обращает внимание на необходимость стимулирование у детей способности к импровизации. «…как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать».
Идеи, почти совпадающие с асафьевскими, были воплощены в практической методике разработанной К. Орфом и сотрудничавшими с ним педагогами.
Его основной тезис: «…я стремился активировать музицирование учеников путем импровизации и создания набросков собственной музыки».
Педагогические эксперименты К.Орфа начаты в 1924г ,но прерваны в годы фашизма. В своем окончательном виде методика учебный материал были оформлены в 5 основных томах «Шульверка», опубликованные в 1950-54г.
Впоследствии система получила широкое распространение, а сама методика с изменениями соответственно особенностям национальной музыки издающей страны, вышла в свет в американском, английском, бразильском, греческом, датском, испанском, нидерландском, португальском. шведском и японском вариантах.
Тезисное изложение некоторых путей методики К.Орфа «элементарного музыкального обучения» на основании беседы с ним группы советских музыкантов ( с участием Л.Баренбойма).
1.Вынудить ребенка «творить» музыку, предоставив ему возможность сочинять свои мелодические обороты на простейшем муз. инструменте в процессе индивидуального ,а еще важнее –коллективного музицирования.
2.До начала обучения на сложных музыкальных инструментах ( фортепиано, скрипка, виолончель и др.) ребенка с дошкольного возраста хорошо приучить к коллективному музицированию на элементарных инструментах, не требующих специального обучения. Ксилофоны, металлофоны, блокфлейты, шумовые инструменты и другие ,специально созданные К.Орфом в сотрудничестве с К.Заксом.
3.На начальном этапе обучения следует опираться на «элементарную музыку», которая связана с звучащим жестом (шлепки, хлопки, щелчки и т.д) танцем, пантомимой, словом. При этом быть ее создателем, а не только слушателем ,используя элементарные инструменты, элементарные движения, элементарные тексты и музыкальные обороты.
4.Национальный фольклорный материал служит опорой для детской «элементарной музыки».
5.Творческая инициатива ребенка , пробудившаяся на музыкальных занятиях обязательно отразится на всей той деятельности, которой он будет заниматься в дальнейшем.
Методика занятий К.Орфа ,заслуживающая изучения, практического использования, имеет ярых сторонников, и не менее ярых противников, полагающих что орфовские инструменты , преимущественно ударные, уведут детей от «певучести», создадут ложное представление о легкости музицирования вообще, что скажется при переходе к обучению игре на сложных инструментах. Но надо признать, что система К.Орфа разработала конкретные пути сближения «композиторского» и «исполнительских» начал в музыкальной педагогике, способствуя раскрытию творческих способностей ребенка.
Литература:
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
Музыка Ленинград 1969
Музыка в школе №1 1991
Искусство в школе №2,№З 2005
МБУДО «КРДШИ» г.КОЛА Мурманской области
Статья
Некоторые особенности методики К.Орфа на начальном этапе музыкального обучения.
Преподаватель фортепиано
Негревская Лилия Георгиевна
2018