автор: Ненашева Ирина Сергеевна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №21”

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

Ненашева И.С.,

(воспитатель, МБДОУ « Детский сад №21», Бийск, Алтайский край)

 

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В основной образовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой четко прописано содержание образовательной области «Речевое развитие».   Оно направлено на:

  • владение речью, как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с множеством проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция. 

Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету». 

Давайте рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить – создание плана высказывания. Л. С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. И все эти  факторы реализуются в технологии мнемотехника. Поэтому мы включили в свою работу по речевому развитию детей эту технологию.

 Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. 

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Целью обучения мнемотехнике является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

 Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;
  • сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте или явлении;
  • развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
  • развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
  • Как и любую работу, выстраивали от простого к сложному. Начинали с использования простейших мнемоквадратов.

Последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы было понятно детям. 

Образовательная деятельность с использованием приемов мнемотехники выстраивалась по трем этапам:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по теме образовательной ситуации. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.

Применяем их для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Для формирования представлений детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому совместно с детьми мы их дополняем. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность и насыщенность рассказа.

Для детей младшего и среднего возраста даются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная, солнышко – желтое. Позже – необходимо усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. 

Для детей старшего возраста схемы можно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркости символических изображений.

Существуют определенные требования к мнемотаблицам:

  • модель должна отображать обобщенный образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели нужно обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Работу с использованием приемов мнемотехники выстраиваем в следующей последовательности:

  • Введение элементов символов (формы, величины, действия).
  • Использование опорных схем в различных видах деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален).
  • Введение отрицаний.
  • Сочетание символов, чтение их цепочки.
  • Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
  • Творческое создание детьми опорных схем. 

Таким образом, в процессе работы у детей произошел существенный рост в познавательно-речевом развитии:

  • увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории,
  • появился интерес к заучиванию стихотворений, загадок, потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети научились самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, работать по алгоритму, преодолевать робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно!

Литература

  1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
    2. Белоусова Л. Весёлые встречи. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.
    3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.
    4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985.
    5. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.
    6.  Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание». -1990.-№10

 

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».