Необходимость коррекционно-воспитательной работы классного руководителя при работе с неслышащими детьми с синдромом дефицита внимания

Коррекционно-воспитательная работа по определению Фадиной Г. В. – это комплекс мероприятий по преодолению недостатков в личностном развитии [ 3]. Этот комплекс должен быть реализован в процессе обучения в школе, во внеурочное время включительно, а также в кругу семьи ребенка с нарушениями в развитии.
На практике часто дети с нарушенным слухом имеют сложную структуру дефекта, при этом самое распространенное сочетание – нарушение слуха и синдром дефицита внимания и гиперактивность. По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, и встречается оно у 3-7% детей школьного возраста [5].

На сегодняшний день статистика такова: в 2016 году в России родилось 1 888 000 детей, минимально 38 тысяч из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Определенный процент детей из них имеют нарушение слуха. Бесспорно, необходимы изменения в системе здравоохранения при лечении СДВГ. При этом нельзя не учитывать, что в период дошкольного обучения у 61-66% детей с СДВГ обнаруживают дислексию, дисграфию, дискалькулию. Таким образом коррекция нарушений (перестановка слогов при чтении, зеркальное написание букв и цифр, нарушения счёта) требует участия педагогов.

С течением времени дети с нарушением слуха и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нуждаются во включении в образовательную среду специальными методами и приемами. С одной стороны, у ребенка имеется снижение слуха и вследствие этого возникают трудности при освоении программы общего образования, при усвоения социальных норм, различных видов деятельности, имеются сложности в накоплении личного опыта и коммуникации с окружением, а с другой стороны синдром дефицита внимания и гиперактивности, которые влекут за собой излишнюю подвижность, расторможенность, трудности формирования навыков произвольности, саморегуляции, самоконтроля, сочетание чрезмерно активного, слабо поддающегося регуляции поведения с выраженной невнимательностью и отсутствие у ребенка настойчивости в выполнении задач.
«Первый и самый важный шаг в помощи детям с СДВГ — понимание природы этого расстройства» (Samuel Goldstein). [2]

СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.[2]

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. В настоящее время отмечена тенденция к увеличению числа детей, страдающих от данного синдрома. Невнимание к проблемам ребенка в будущем может привести к антисоциальным поступкам, трансформациям в психопатическую личность.

Этиологию сенсоневральной тугоухости (СНТ) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляют следующие факторы: генетический (наследственный) фактор (дети из семей слабослышащих родителей); перинатальную патологию (осложнения во время беременности); органические поражения мозга вследствие травм, инфекций и т.д.; социальный фактор (проблемы воспитания, обучения).

При создании всех условий для коррекционно-воспитательной работы адекватными методами реализуется высокий потенциал интеллекта и происходит развитие всей когнитивной сферы ребенка. Это необходимо для усвоения учебного материала, дальнейшего развития ребенка как личности.

Поддержка детей данной группы обусловлена сложной структурой дефекта, а значит, должна носить системный, комплексный характер. Важными компонентами системы являются компетентность педагогов, родителей, администрации школы, в которой обучается ребенок, толерантность одноклассников. Все это напрямую оказывает влияние на обучение и социализацию такого ребенка.

Коррекционно-воспитательную работу с данной группой детей характеризуют следующие трудности:

проблемы в восприятии и понимании речи, связанные с особенностями развития мыслительной функции у слабослышащих детей;
проблемы, связанные с явлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
В рамках обучения в коррекционной школе 2 вида для слабослышащих детей приоритетным направлением является формирование и развитие речи, коммуникативных навыков, адекватной самооценки в условиях речевой среды. Вследствие недостаточной развитости произвольной регуляции высшими психическими функциями у неслышащих школьников с СДВГ потенциал является сниженным. Выражение выше указанное находит в импульсивности, повышенной двигательной активности в целом, повышенной возбудимости, рассеяности, что несомненно оказывает тормозящее влияние на весь процесс усвоения информации. Слабослышащему ребенку для восприятия вербальных инструкций, а затем выполнения требуемого действия, нужно обязательно усиленное внимание. Если в силу своего сложного дефекта он не смог воспринять и понять требования, следовательно, качество обучения и общения снижается.

При переходе в среднюю школу проблема СДВГ не становиться менее актуальной при обучении детей данной категории. Неустойчивость внимания, расторможенность, повышенная активность препятствуют раскрытию интеллектуального потенциала ребенка и накоплению уже на порядок более сложной информации, объем которой с каждым годом обучения в школе возрастает. Возникают дополнительные трудности в коррекции психического развития и речевой функции.

Как показали исследования Р. М. Боскис, Н. Г. Морозовой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, наибольшие трудности у детей с нарушением слуха наблюдаются при овладении логическими и понятийными формами мышления. Происходит нарушение процесса развития высших психических функций вследствие дефицита внимания, которое является динамической характеристикой деятельности, регулятором ее протекания.

Произвольное внимание, которое формируется только опосредовано в процессе обучения, общения ребенка и взрослого, для детей с нарушением слуха и СДВГ выступает в главной роли при овладении интеллектуальной деятельностью и ее основными составляющими.

В детском возрасте наиболее сформирован из всех функций психомоторный уровень нервно-психического реагирования. Поэтому развивать функцию внимания следует, опираясь на движение. Ряд исследований подтвердили взаимосвязь между дисфункцией правой теменной области коры больших полушарий (локализация системы поддерживаемого внимания) и нарушениями программирования движений. Поэтому одной из методик коррекции нарушения внимания следует использовать комплекс физических упражнений.

При восприятии поступающей информации, её переработке дети с нарушением слуха и СВДГ опираются на зрительный анализатор. Такая работа не может происходить на фоне неустойчивого внимания. Для коррекционно-воспитательного процесса совместно с психологом и педагогом должна быть разработана индивидуальная программа коррекции, предусматривающая коррекцию произвольного внимания; развитие коммуникативных навыков в общении всех участников процесса; преодоление психологических барьеров, ведущих к повышению самооценки обучающихся; развитие системы ценностей у ребенка; создание положительного микроклимата для раскрытия всего ресурсного потенциала участников; развитие способности к толерантности.

Как становится видно из выше указанного, такая программа должна носить системный характер, охватывать сферы жизни неслышащего ребенка с СДВГ как в школе, так и за ее пределами. Важно в работе с данной категорией детей учитывать их особенности психического развития, обеспечивать комфортную психологическую обстановку, речевую среду, и несомненно обязательным условием является наличие заинтересованности родителей и педагогов, т.е. всего окружения таких школьников.

Весь процесс коррекционно- воспитательной работы в школе- интернате для детей с нарушением слуха устроен основательно и успешно реализуется ежедневно рядом квалифицированных педагогов. Однако мы пришли к заключению, что работа со школьниками, имеющими сочетание нарушения слуха и СДВГ, в рамках школы может быть усовершенствована.

Мы установили путем педагогического исследования педагогов и родителей факторы, препятствующие организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением слуха и СДВГ: имеется специфика работы, которую необходимо учитывать, но чаще всего не учитывается в силу низкого уровня самообразования, низкого уровня заинтересованности родителей, их нежеланием участвовать в образовательном процессе, неумением выявить СДВГ и определить план работы и особенности такого ребенка, неиспользование резервов оказания помощи таким детям на уровне ПМПк, ПМПК, ППМС центров, отсутствие учебно- методической базы работы с неслышащими детьми с СДВГ.

Это снижает всей коррекционно-воспитательной эффективность работы.

Литература:

Доклад Экспертной комиссии по СДВГ, утвержденной Президиумом экспертного совета Программы «Фонд Внимание». Вострокнутов Н. В., профессор, д.м.н., Григоренко Е. Л., профессор, д.п.н., Заваденко Н. Н., профессор, д.м.н., Пережогин Л. О., доцент, к.м.н. – Персональный сайт. Пережогин Лев Олегович, к.м.н. [http://drlev.ru/about.php?r=6&t=doklad8]
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб.материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.
Лезговко Л. А. Психолого- педагогические аспекты инклюзии детей с нарушением слуха в условиях массовой школы. Россия, г. Ростов-на Дону, ГКОУ РО школа-интернат II вида № 48. [http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=414http://eduopen.ru/Default.aspx?tabid=414]
Медицинский центр «Невро- Мед». Статья «СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей». [http://www.nevromed.ru/patients/papers_pat/child_neuro/sdvg_el]
Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.
Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г.В.Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
Шевченко Ю. С. Синдром гиперактивности с нарушением внимания — в чем его суть и причина? Мнение проф. Ю. Шевченко. – Сенсорная интеграция и мы.

Необходимость коррекционно-воспитательной работы классного руководителя при работе с неслышащими детьми с синдромом дефицита внимания