автор: Николаева Татьяна Валентиновна
Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Лицей №40 при УлГУ, г. Ульяновск
Образовательная среда в лицее для выявления и развития одаренности учащихся
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ЛИЦЕЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Т.В. Николаева (г. Ульяновск)
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной, творческой личности. В Лицее № 40 при УлГУ г. Ульяновска уже несколько лет успешно функционирует Программа работы с одаренными детьми и детьми повышенного уровня развития «Одарённые дети» с разработанной концепцией и планом работы, целью которой является обеспечение благоприятных условий для совершенствования в лицее единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. За годы работы сформировалась определенная система работы с такими учащимися, цель которой не только выявить и развить потенциальные возможности школьников, но и не «потерять» таких учащихся.
Работа с одаренными детьми в лицее традиционно является одним из направлений внеурочной деятельности, это дает возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служит наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого лицеиста. На базе лицея действуют творческие и проблемные кружки, работают спортивные секции. Занятия с одаренными детьми проводятся в малых группах или индивидуально учителями-предметниками и специалистами высшей школы.
Еще одной из форм организации внеурочной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках недели готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся.
Особая роль в работе с одаренными детьми отводится научному обществу учащихся (НОУ). НОУ – добровольное творческое формирование подростков лицея, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученых, педагогов.
Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Научно-исследовательская работа учащихся организована на базе предметных кафедр лицея, а также кафедр и лабораторий УлГУ.
Для создания особых условий учащимся в целях самореализации в лицее работает исследовательская творческая группа «Солярис», которая действует в рамках авторской программы дополнительного образования, являющейся программой научно-технической направленности. Цель программы ИТГ «Солярис» – создание полноценной, устойчивой творческой группы, предоставляющей своим членам условия для их активной самореализации в сфере научного и технического творчества.
Уже не один год в период летних каникул в лицее работает Летняя школа математики «Через математику в профессию будущего», которая проводится совместно с Центром интернет-образования УлГУ. Ребятам предлагаются экскурсии, викторины и занимательные квесты, а также занятия робототехникой.
Расширение единого образовательного пространства лицея для работы с одаренными детьми предполагается за счёт сотрудничества лицея в рамках Школьной лиги РОСНАНО, в которую входит лицей с 2010 года. В рамках сотрудничества педагоги и учащиеся лицея вовлечены в деятельность Школьной лиги через проектные и обучающие семинары, дистанционное обучение, Всероссийскую олимпиаду по нанотехнологиям, а также через творческие и исследовательские конкурсы.
Результативностью работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению, является участие лицеистов в различного рода мероприятиях. Ежегодно проводятся лицейские предметные олимпиады, победители и призеры которых участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских этапах олимпиад. Особо следует отметить ежегодные лицейские ученические научно-практические конференции, на которых обучающиеся имеют возможность представить свои проекты и разработки в различных научных областях.
Традиционно учащиеся лицея принимают участие в региональной научно-практической конференции «Основы современной физики», проводимой Ульяновским государственным университетом. Лицеисты ежегодно становятся победителями, призерами, лауреатами, дипломантами множества мероприятий различного уровня.
Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми в лицее является совершенствование педагогического мастерства и повышение профессионального уровня учителей. Это является необходимым условием претворения в жизнь всей программы.
В направлении работы с педагогами вытекает необходимость совершенствования организации мероприятий по решению этого вопроса:
– исследование психолого-педагогической компетентности педагогов в области работы с одаренными детьми;
– повышение квалификации через организацию семинаров, конференций, тренингов, а также на курсах повышения квалификации.
– разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.
В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи и положительные результаты в выявлении и развитии одаренности в лицее, существует еще множество моментов и направлений деятельности, над которыми следует поработать. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей.