автор: Никольская Анна Михайловна
воспитатель ГПД
ГБОУ «Школа №72 г. о. Донецк»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Никольская Анна Михайловна,
воспитатель ГПД
ГБОУ « Школа № 72 г.о. Донецк»
Аннотация. Статья посвящена современным подходам к организации воспитательной работы в группе продленного дня. Рассматриваются цели и задачи данной воспитательной работы, а также особенности, которые учитываются при ее планировании и реализации. Описываются методы и формы работы с детьми, способствующие их социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Также в статье приведены примеры успешных практик и рекомендации для педагогов.
Ключевые слова: группа продленного дня, воспитательная работа, современные подходы, методы и формы работы, развитие личности.
Группа продленного дня (ГПД) играет важную роль в образовательном процессе начальной школы. Она не только обеспечивает детей досугом после уроков, но и является важной составляющей воспитательной работы, где формируются у детей умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и личностного роста. В современных условиях, когда образовательная система активно меняется, появляется необходимость в обновлении подходов к организации воспитательной работы в ГПД.
Основными целями воспитательной работы в ГПД являются:
Создание условий для всестороннего развития детей. Воспитательная работа должна направляться на развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной, социальной, эстетической и физической сторон личности.
Формирование жизненных компетенций. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям приобрести навыки, необходимые для успешной социализации и взаимодействия в обществе.
Поддержка и развитие интересов и увлечений. Важно создать пространство, где дети могут развивать свои таланты, увлечения и хобби.
Современные подходы к организации воспитательной работы
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе фокусируется на потребностях и интересах каждого ребенка. Это предполагает индивидуальный подход к каждому воспитаннику и уважение к его личности. Такой подход позволяет:
Разрабатывать индивидуальные воспитательные планы.
Создавать условия для самовыражения детей.
Учитывать интересы и увлечения детей при планировании мероприятий.
Игровая методика. Игровые технологии активно используются в воспитательной работе, так как игра является естественным способом познания мира для детей. Игры развивают мышление, воображение, коммуникативные навыки и умение работать в команде. В игровой форме можно проводить:
-Ролевые игры.
-Конкурсы и викторины.
-Творческие мастер-классы.
Проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет детям участвовать в деятельности, имеющей смысл и ценность. Это может быть выполнение социальных проектов, организация выставок, конкурсов и других мероприятий. Такой подход развивает:
-Умения работать в команде.
-Инициативность и ответственность.
-Критическое мышление и творческий подход к решению задач.
Интеграция образовательных областей. Интеграция разных образовательных областей позволяет создавать комплексные программы воспитательной работы, которые охватывают различные аспекты развития детей. Например, можно совмещать элементы математики, искусства и физической культуры в одном проекте. Такой подход помогает:
Развивать многогранное восприятие мира.
Способствовать созданию связей между различными предметами и областями знаний.
Углублять понимание и интерес к учебному процессу.
Примеры успешных практик Воркшопы и мастер-классы.
Слово «воркшоп» пришло в русский язык из английского: workshop переводится как «мастерская» или «цех». Это не случайно: как в мастерской, участники воркшопа работают над продуктом, например проектом, идеей или концепцией.
Воркшопы хороши тем, что участники получают новые знания и сразу же отрабатывают их на практике. Такой формат обучения считается более эффективным, чем просто послушать .Практика помогает закрепить навыки, и участник может применять их в своей работе за пределами воркшопа. Еще такие мероприятия ценят за то, что участники могут пообщаться . проекты.
Организация регулярных воркшопов и мастер-классов по различным направлениям (рисунку, музыке, танцам) помогает детям развивать свои таланты и интересы.
Примеры могут включать:
-Мастер-классы по созданию поделок из природных материалов.
-Воркшопы по игре на музыкальных инструментах.
-Курсы по танцам и хореографии.
Тематические недели. Проведение тематических недель, посвященных различным культурным и историческим событиям, способствует расширению кругозора детей и формированию у них гражданской позиции. Например:
Неделя экологии, включающая уроки, конкурсы и проекты по охране окружающей среды.
Неделя здоровья с фокусом на физическую активность и правильное питание.
Организация волонтерских акций. Привлечение детей к волонтерской деятельности помогает развивать у них чувство ответственности и нравственные ценности. Участие в общественно полезной деятельности формирует у детей понимание важности отдачи обществу.
Рекомендации для педагогов.
Проводите опросы и обсуждения, чтобы выяснить, что интересно вашим воспитанникам.
Смешивайте игровые и проектные формы, чтобы сделать занятия более увлекательными и информативными.
Создавайте пространство, где дети могут свободно выражать свои мысли, чувства и идеи.
Проводите родительские собрания и открытые мероприятия, чтобы вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой важный процесс, требующий внимания, креативности и деликатности в подходе к каждому ребенку. Применяя современные подходы, педагоги могут существенно повысить эффективность своей работы, создавая тем самым условия для полноценного развития личностей воспитанников.
Список литературы
Г.М., Ерёмина Н.А. Формы внеурочной работы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №6-2.
Малышева, Н. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня / Н. В. Малышева. —Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 729-731.
Сарсембенова, Г. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе / Г. Д. Сарсембенова, А. Д. Абилхаева