автор: Оганезова Мария Сергеевна
Учитель – дефектолог ГКУСОКК “Успенский СРЦН”
Дефектологическая программа направленная на развитие цветовосприятия “Радуга”
Пояснительная записка
Основным принципом работы учреждения является коррекционно-педагогический процесс. Это позволяет обеспечивать полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе. Все это помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:
• учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей;
• комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям;
• перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
• дифференцированный подход к детям в зависимости от ориентации в познании окружающего мира;
• воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа по развитию зрительного восприятия основывается на единстве трех составляющих его сторон: функциональной, операционной, мотивационной. В связи с этим программный материал отражает педагогические мероприятия, направленные на развитие операционной и мотивационной сторон зрительного восприятия, и педагогические мероприятия по обучению детей использовать имеющийся функциональный уровень развития восприятия в широкой познавательной деятельности.
Актуальность
У многих детей наблюдается отставание в формировании цветовосприятия. Многие затрудняются назвать цвет, не знают его или путают с какими – либо другими цветами. Для того, чтобы преодолеть отставание в развитии по цветовосприятию ребёнку необходимо играть в различные игры .
Зрительное восприятие – очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере некоторые процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различием его признаков: яркости, контраста между светлыми и темными частями, цвета, контура, формы, размера, местоположения в пространстве, ориентации, его отдельных деталей и т. д.. На основе комплекса признаков, их мысленного анализа и синтеза формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти.
Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств: избирательность, предметность, целостность, детальность, апперцепция, антиципация, константность, обобщенность.
Восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего. Наиболее важные функции зрительного восприятия интенсивно формируются в дошкольный период.
Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы дошкольниками. Рука как орган практического действия как бы помогает глазу выделить некоторые отличительные признаки предмета. Таким образом, для детей в возрасте до 3 -8 лет существенную роль играет сочетание осязательного и зрительного восприятия предмета.
Зрительное восприятие предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора.
Зрительное восприятие отражает восемь категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение, цвет.
Коррекционные занятия по формированию у несовершеннолетних представлений о цвета состоит из 7 основных занятий и 1 итогового занятия на закрепление усвоенных цветов.
Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения и этапами работы. Обязательным условием при проведении занятий является соблюдение определенных принципов и требований:
-принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения программного материала.
-индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта у детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
-интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия.
-активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением , т.е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка.
Занятия проводиться с подгруппой обучающихся. Время проведения занятий 20-25 минут.
Таким образом, серия коррекционных занятий направлена на усвоение сенсорных эталонов (цвет), а также расширение и обогащение чувственного познания обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере.
Цели и задачи
Цель: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательном процессе.
Задачи:
– Формировать первоначальные знания о цветовых сенсорных эталонах.
– Учить узнавать и называть точным словом 4 основных цвета.
– Учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
– Учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире.
– Учить группировать однородные предметы по признаку цвета
Принципы и подходы к формированию программы
Программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Список методической литературы
- Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня восприятия детей 5-7,5 лет. – М., 1996.
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
- Карпушина Е.Б. Материалы к курсу: Методика развития зрительного восприятия детей с нарушение зрения: Учебно-методическое пособие – М., 2003.
- Карпушина Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста.- Дис. канд. пед. наук – М.,2001.
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюкевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Учеб. пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1995.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1999.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа) / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1997.
- Рудакова Л.В. Программа по развитию зрительного восприятия детей с недостатками зрения // Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 1995.