Мишунина Альбина Александровна
МАОУ «Лицей №38», г. Нижний Новгород
Оздоровительно-коррекционная работа с детьми старшего школьного возраста, имеющими нарушения осанки с использованием гимнастики пилатес
В статье рассматривается вопрос о занятиях гимнастики пилатес старших школьников имеющих проблемы с осанкой в домашних условиях. Представлена простая разновидность системы пилатес, наиболее подходящая для занятий дома.
«Здоровье – первая составляющая счастья».
Джозеф Пилатес
Совершенствование здорового образа жизни детей старшего школьного возраста, полноценное развитие и функционирование их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Организация гармоничного физического развития наряду с социально-психологическими особенностями является основной задачей физической культуры.
Признание всех ценностей физической культуры лежит в системном использовании её на практике.
Практически 90% школьников имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата, к ним относят:
- Нарушение осанки;
- Плоскостопие;
- Неравновесный мышечный тонус;
- Слабость мышц брюшного пресса;
- Не оптимальность статики движений.
Зачастую обучающиеся, имеющие подобные отклонения в состоянии здоровья, и имеющие медицинскую группу здоровья, на уроке физической культуры изучают лишь теоретический материал. И вся их двигательная активность – это путь из дома в школу и обратно.
Такая ситуация обязывает педагогов и родителей обратить внимание на проблему приобщения детей к занятиям физической культурой, к потребности в движении как в школе, так и в домашних условиях.
Гимнастика пилатес в оздоровительной физической культуре зарекомендовала себя положительно. Пилатес нередко называют ближайшим родственником лечебной физкультуры.
Он представляет собой гармоничное сочетание восточных и западных практик, направленных на оздоровление организма. Основой пилатеса стали упражнения из йоги, дыхательной гимнастики цигун и других восточных систем. По мнению Джозефа Пилатеса, упражнения должны доставлять удовольствие и быть доступными. Он считал, что многие традиционные программы малопривлекательны, а упражнения слишком сложны и недостаточно эффективны [1]. Поэтому данный вид гимнастики удобно применять для занятий в домашних условиях. Специальные упражнения гимнастики пилатес направлены на укрепление мышц в стато-динамическом режиме сокращения, что позволяет достигнуть быстрых результатов.
Среди существующих в настоящее время разновидностей системы Пилатес, для использования в домашних условиях подойдет Pilates Matwork – это Пилатес без какого-либо оборудования. Из подручных средств для него нужен лишь нескользящий коврик. Pilates Matwork является основным, базовым курсом, в котором движения выполняются в положении стоя, сидя, лежа, в упоре стоя на коленях.
Система Pilates Matwork представляет собой серию упражнений, которые направлены на стабилизацию и укрепление мышц спины и брюшного пресса, снятие болевого синдрома в разных отделах позвоночника, улучшение осанки, ознакомление с уникальной методикой дыхания Пилатеса, не всегда совпадающей с традиционной системой («выдох на усилие»).
Использование системы упражнений Пилатес способствует не только благотворному влиянию на оздоровительно-коррекционную работу, но и созданию мотивации старших школьников специальной медицинской группы к систематическим занятиям физической культурой, обеспечению высокой работоспособности в режиме учебного процесса.
Литература
- Буркова О.В. Пилатес – фитнес высшего класса / О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая. М.: Центр полиграф. услуг Радуга, 2005. 335 с.
- Зыкун Ж. А., Конон А. И. Внедрение гимнастики пилатес на занятиях по физическому воспитанию со студентами группы ЛФК при заболевании сколиоз // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 200-205.
- Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. — СПб.: Речь, 2001–120 с.