автор: Озорнова Татьяна Анатольевна
воспитатель МБДОУ “Сылвенский детский сад “Журавлик”
Формирование игрового опыта у детей дошкольного возраста.
Озорнова Татьяна Анатольевна
воспитатель МБДОУ Сылвенский
детский сад «Журавлик»
Пермского района
Пермского края
Формирование игрового опыта у детей дошкольного возраста.
Мы живём в интересное и сложное время. И не редко, именно в детство хотят вернуться многие взрослые. Ведь детство – это самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Но мы часто забываем, что именно в дошкольном детстве происходит становление будущей личности. А ведь личность – это то, какой именно ты, это совокупность свойств, присущих конкретному человеку, составляющих его индивидуальность. Поддержка индивидуальности и инициативы детей является одним из важных условий ФГОС ДО. В связи с этим, в дошкольном учреждении образовательный процесс необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является ведущим средством в воспитании дошкольника. Ещё Сухомлинский В. А. писал, что « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре дети получают опыт поведения со сверстниками и взрослыми, усваивают моральные нормы и правила поведения в обществе, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность, приобщаются к жизни в социуме. Особе место в жизни дошкольника занимают сюжетно-ролевые игры. В игре формируются многие положительные качества ребенка, развивается речь, познавательные способности. Именно в этих играх ребёнок воспроизводит все то, что видит вкруг себя, старается войти в мир взрослых, раскрывает свои индивидуальные способности. Наблюдая за деятельностью современных детей можно заметить, что дети стали меньше играть, игра практически уходит из мира ребёнка, а подготовка ребёнка к обучению в школе заменила игру дошкольника. Социальный мир ребёнка становится ограниченным, общение происходит с близкими взрослыми или виртуальным миром. Да и многие родители считают, что игра – это пустое время препровождение, и порой даже сами не умеют играть.
При организации сюжетно-ролевой игры я столкнулась с тем, что детям сложно играть в сюжетно-ролевые игры, так как у них небольшой или вообще отсутствует игровой опыт. У воспитанников слабые знания о деятельности людей той или иной профессии. Многие дети живут в неполных семьях и имеют скудные представления о роли мужчины в семье, о взаимодействии женщины-мамы и мужчины-папы. А ведь именно игровой опыт помогает каждому ребёнку самостоятельно выбрать роль, совершать ролевые действия, выстраивать ролевой диалог и взаимодействовать со сверстниками во время сюжетно-ролевой игры.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель:
Развить личность ребёнка через формирование игрового опыта к сюжетно-ролевой игре.
Были поставлены задачи:
- Активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, согласно выбранной роли или игровому сюжету;
- Создать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, учитывая гендерные особенности детей;
- Разработать перспективный план работы с детьми по сюжетно–ролевой игре.
Я решила разработать перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре на год в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ, так как прежде чем научить ребёнка играть в ту или иную игру, необходимо спланировать свою работу. Необходимо планомерно обогатить опыт ребёнка: в быту, на прогулке, во время чтения художественной литературы. Для каждой игры прописала обучающие задачи, игровые действия (сюжет игры), методы формирования игрового опыта и организацию игрового пространства. При организации сюжетно-ролевой игры с воспитанниками действовала в соответствии с разработанным планом.
Особое внимание уделила формированию игрового опыта. Чтобы обогатить впечатления, знания и представления детей об окружающей их жизни в работе использую такие методы как
- наблюдения,
- экскурсии,
- чтение художественной литературы по теме игры,
- встреча с людьми разных профессий,
- беседа с детьми,
- просмотр фотоиллюстраций, картин, репродукций,
- беседа-рассказ воспитателя о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда,
- индивидуальные беседы с детьми,
- дидактические игры,
- инсценировка отдельных произведений с использованием персонажей кукольного театра.
Все методы соответствуют теме игры, в которую планируем играть. Особенно детям нравятся экскурсии, где они лично могут познакомиться с обстановкой, оборудованием, предметами труда и деятельностью работников, а в дальнейшем применить это в игре. Не смотря на то, что в режиме дня дошкольника свободное время ограничено, обучение игровому опыту я провожу в режимные моменты. Некоторые воспитанники замкнуты, не активны, поэтому я уделяю особое внимание индивидуальной работе с ними в утренний и вечерний отрезок времени.
Так же для формирования игрового опыта я использовала методы обучения детей конструированию, ручному труду, изготовлению поделок, игрушек:
- образец педагога и показ приемов конструирования из строительных материалов,
- совместная постройка воспитателя с детьми,
- овладение детьми приемами конструирования во время систематических занятий,
- использование различных схем построек и фотографий,
- обучение детей умению делать игрушки из бумаги и тонкого картона,
- показ воспитателя приемов изготовления игрушек из бросового и природного материала.
Особое внимание я уделяю конструированию построек с детьми для сюжетно-ролевой игры: мебель, ограждения, здания и дома, элементы оборудования. Это очень нам помогает и в организации игрового пространства. Постройки создаём не только из строительного материала, но и из бросового (коробочки, баночки, ёмкости и т.д). С помощью конструирования мы создаём атрибуты для игры совместно с детьми. Некоторые дети затрудняются в создании построек, поэтому я часто применяю конструирование в индивидуальной деятельности с детьми, где ребёнок может сосредоточиться и раскрыть способности.
Для полноценной работы по формированию игрового опыта детей необходима полноценная игровая среда. Она должна быть оптимально насыщена, многофункциональна, трансформируема с учётом игровых действий, должен учитываться гендерный подход. В создании такой среды мне помогают предметы и атрибуты, изготовленные своими руками совместно с детьми в группе или родителями с ребёнком дома. Активно в игре используем предметы-заместители, которые мои воспитанники применяют с конца младшей группы. Один и тот же игровой предмет во время игры может быть использован в разном назначении.
Развивая игровую деятельность своих воспитанников, учитывая их возрастные особенности, необходимо чтобы эти сюжетно-ролевые игры были интересны и привлекательны по содержанию. Предметно-пространственная развивающая среда должна постоянно пополняться и изменяться. Важно помнить, что педагогическое сопровождение игры должно строиться с учётом постепенного развития самостоятельности и творчества ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности. Некоторые дети не хотят играть, во время игры уходят в сторону, игнорируют приглашение сверстников. Вот здесь и важен индивидуальный подход к ребёнку. Именно при формировании игрового опыта я обращаю особое внимание на этого ребёнка, стараюсь вовлечь его в беседу, в продуктивную деятельность, привлекаю к совместной деятельности. На первых этапах обучения игры, при распределении ролей предлагаю ему роль, менее значимую, так как это не особо привлекает к нему внимание сверстников, чего он так стесняется или даже побаивается. Такой ребёнок в начале стесняется играть, находится в стороне, а в дальнейшем постепенно активизируется, так как во время рефлексии я стараюсь обратить на него особое внимание, похвалить его.
Дети моей группы показывают высокий результат игровой деятельности. Это благодаря тому, что я стараюсь наполнить повседневную жизнь воспитанников интересными делами, проблемами, играми, идеями, включает каждого ребенка в деятельность. Стараюсь развить в каждом ребенке стремление к появлению инициативы и самостоятельности во время игры. Не только сформировать, накопить игровой опыт детей, но и развить умение применять его во время сюжетно-ролевых игр. Во время игры стараюсь быть им помощником, становлюсь равной с ними, при необходимости помогая им советом.
Многие говорят, что дети не хотят играть, а я считаю, что если сам воспитатель хочет играть, рождён, чтобы играть с детьми, получать от этого удовольствие, то и его воспитанники будут играть постоянно. И наблюдая за своими воспитанниками, играя вместе с ними, я получаю огромное удовольствие, потому что мои дети это уже личности, каждый индивидуален и они обязательно проявят себя в будущем с положительной стороны.