автор: Веремейчик Валентина Александровна
Учитель, воспитатель ГБОУ школа №439, ДДИ №1, г. Санкт-Петербург
Окружающий социальный мир. Календарное планирование.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Комитета по социальной политике
Учитель ГБОУ школа №439
Воспитатель ДДИ №1
Веремейчик В.А
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся
Цель обучения
– формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
– максимальное включение учащегося в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
– формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой).
Основные задачи:
– развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
– формирование практических навыков и умений на наглядно представленном материале и в бытовых ситуациях;
– формирование элементарных учебных умений;
– обучение пониманию элементарной терминологии, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
– развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления;
– закрепление полученных представлений в процессе различных видов доступной учащемуся социально-бытовой деятельности.
Коррекционные задачи:
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается путем использования специально организованных многообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, предметно-практической, двигательной, конструктивной, музыкально-ритмической), а также применения разнообразных специальных методов и приемов.
Каждая коррекционная задача включается в разные виды деятельности (по возможности). Таким способом обеспечивается динамичность, гибкость, взаимосвязь получаемых знаний, умений и навыков, создание межпредметных и межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на одном уроке, затем широко применяются на всех других уроках. Указанные в программе игры не исключают применение данных игр на других уроках.
Целенаправленное использование коррекционных методов и приемов в процессе обучения позволит корригировать недостатки восприятия, внимания, представлений об окружающем мире, коммуникативной функции, а также поможет обеспечить развитие зрительно-слухового восприятия, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук, развитие общей моторики и мелкой моторики рук, а также личностно-эмоциональное развитие.
Виды деятельности учащегося на уроке:
– совместные действия с педагогом;
– деятельность по подражанию;
– деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащегося соблюдения четких правил.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Содержание представлено следующими разделами:
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Квартира, дом
Узнавание (различение) частей дома (окно, дверь).
Узнавание (различение) помещений группы. Знание функционального назначения помещений квартиры.
Предметы быта
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, кровать). Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало).
Предметы и материалы ,изготовленные человеком
Узнавание (различение) предметов, изготовленных из разных материалов ( бумага, стекло, дерево, ткань)
Календарно-тематическое планирование по предмету
Окружающий социальный мир – 33 ч.
(1час в неделю, исходя из 34 недель в году)
№ | Дата | Тема | К-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
I четверть – 8 часов | |||||
Школа | |||||
1 | 06.09 | Восприятие обращения взрослого через тактильные, зрительные раздражители. | 1 | Стимуляция восприятия обращения взрослого:
«Кто здесь?» «Кто пришел?» |
|
2 | 13.09 | Знакомство с помещениями школы. Класс Части класса. | 1 | Рассматривание, ощупывание стены двери группы. | |
3 | 20.09 | Знакомство с мебелью класса.
Стол, стул. |
1 | Показ, называние, рассматривание:
«Это-стул» «Это-стол, за ним сидят» |
|
4 | 27.09 | Знакомство со школьным звонком | 1 | Упражнение:
«Вот звенит у нас звонок2 |
|
5 | 04.10 | Помещения школы. Коридор | 1 | Посещение школьных коридоров классов. | |
Квартира, дом | |||||
6 | 11.10 | Знакомство со спальней. Ориентировка в помещении | 1 | Упражнения:
|
|
7 | 18.10 | Знакомство с игровой комнатой.
Ориентировка в помещении. |
1 | Упражнения:
|
|
8 | 25.10 | Повторение пройденного материала | 1 | Игры-прятки | |
2 четверть – 8 часов | |||||
Предметы быта | |||||
1 | 08.11 | Посуда. Знакомство с тарелкой. Рассматривание тактильно-двигательные действия. | 1 | Тактильные исследовательские действия с тарелочкой.
«Красивая тарелочка» |
|
2 | 15.11 | Выполнение игровых действий с использованием посуды. | 1 | Тактильные действия:
«Постучим по тарелочке» «Веселая тарелочка» |
|
3 | 22.11 | Знакомство с чашкой.
Исследование свойств посуды, тактильно-двигательные действия. |
1 | Тактильных действий: ощупывание, поглаживание чашки:
«Держи чашку» «Покажи, что назову» |
|
4 | 29.11 | Наша посуда. Сосредоточение взгляда на действиях взрослого. | 1 | Показ сюжетных действий: «Угостим Машу». | |
5 | 06.12 | Знакомство с ложками. Исследование свойств ложек. | 1 | Тактильно-двигательные действия:
«Игры с ложками» «Угостим Машу вареньем» |
|
Предметы и материалы, изготовленные человеком | |||||
6 | 13.12 | Предметы, изготовленные из ткани. Исследование свойств. | 1 | Проигрывание:
«Красивые платочки» «Флажки» |
|
7 | 20.12 | Предметы, изготовленные из бумаги. Исследование свойств. | 1 | Тактильно-двигательные действия.
|
|
8 | 27.12 | Повторение пройденного материала. | 1 | Сенсомоторные игры с предметами. | |
2 полугодие, 3 четверть – 11 часов | |||||
Предметы и материалы, изготовленные человеком | |||||
1 | 17.01 | Игрушки из дерева. Выполнение исследовательских, тактильно-двигательных действий. | 1 | Игровые тактильные действия:
«Матрешки» |
|
2 | 24.01 | Восприятие свойств деревянных игрушек. | 1 | Тактильно-двигательные действия:
«Пирамидка» |
|
3 | 31.01 | Предметы, изготовленные из ткани, меха. | 1 | Игровые тактильные действия с мягкими игрушками:
|
|
4 | 07.02 | Предметы, изготовленные из стекла, пластмассы. | 1 | Игровые тактильные действия с посудой:
-«Посуда для куклы Маши» «Погладим тарелочку» |
|
5 | 14.02 | Предметы, изготовленные из мягких, твердых материалов. | 1 | Упражнения:
«Чудесный мешочек» -«Где мяч? Вот мяч!» |
|
Квартира, дом | |||||
7 | 21.02 | Знакомство с помещением. Столовая. Ориентировка в помещении. | 1 | Показ, называние. Зрительные реакции.
«Посмотри внимательно» «Наша столовая» |
|
8 | 28.02 | Представления о правилах поведения в игровой. Ориентировка в помещении. | 1 | Показ, называние. Зрительные реакции.
«Посмотри внимательно» «Мы в игровой» |
|
9 | 07.03 | Представления о правилах поведения в столовой. | 1 | Проигрывание ситуаций:
«В столовой» |
|
10 | 14.03 | Представления о правилах поведения в спальне | 1 | Проигрывание ситуаций:
«В спальне» |
|
11 | 21.03 | Повторение пройденного материала. | 1 | Игровые упражнения: «Наша группа» | |
4 четверть – 6 часов | |||||
Школа | |||||
1 | 04.04 | Школьные принадлежности. Карандаши, фломастеры, ручки.. | 1 | Ощупывание, поглаживание, постукивание, удерживание в руке.
«Возьми, дай, положи» |
|
2 | 11.04 | Школьные принадлежности.
Пенал, линейка. Восприятие свойств через тактильные, слуховые, зрительные раздражители. |
1 | Выполнение совместных тактильных действий:
«Волшебный пенал» |
|
3 | 18.04 | Тетрадь. Показ, называние. Исследование свойств. | 1 | Выполнение совместных тактильных действий:
«Наша тетрадь» |
|
4 | 25.04 | Краски, кисти. Восприятие свойств через тактильные, зрительные, раздражители. | 1 | Тактильно-двигательные действия, рассматривание:
«Волшебные краски» |
|
5 | 16.05 | Школьный звонок. | Упражнения:
«Вот звенит у нас звонок» «Начинается урок» |
||
6 | 23.05 | Повторение пройденного материала. | Общение со сверстниками |