автор:
Окулова Елена Борисовна – воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми,
Качина Светлана Петровна – воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми,
Казанцева Евгения Александровна – воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми
Педагогический проект «Театральный букварь»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370 г. Перми»
Педагогический проект
«Театральный букварь»
Разработали и реализовали
воспитатели
Качина С.П., Окулова Е.Б.
Казанцева Е.А.
2024 год
Проблемно-ориентированный анализ:
Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду, поэтому она используется в основном как инсценировка к празднику или подготовка к спектаклю (чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми), а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически.
Проанализировав результаты наблюдений за детьми и их игровой деятельностью, нами выявлены следующие проблемы:
– дети группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности;
– дети слабо владеют выразительностью речи;
– дети обладают малой способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё;
– отмечается неумение вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием с детьми группы вызывает необходимость разработки педагогического проекта, направленного на активное использование технологий обучения детей элементам театрального искусства.
Название проекта: «Театральный букварь»
Цель проекта: развитие у детей интереса к театрализованной деятельности путем активного вовлечения их в игровые действия по содержанию знакомых сказок.
Задачи проекта:
1.Обучать детей разыгрыванию несложных представлений по знакомым сказкам.
2.Развивать у детей умения
-озвучивать игровую ситуацию через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение их в единую сюжетную линию;
-выстраивать линию поведения в соответствии с определенной ролью, используя выразительные средства (речь, мимику, жесты, движения), атрибуты, детали костюмов, в том числе сделанных своими руками;
-передавать характер героя сюжета.
3.Развивать диалогическую и монологическую речь.
4.Воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты по реализации проекта:
-приобретение опыта разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам;
-приобретение опыта по озвучиванию игровых ситуаций через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение их в единую сюжетную линию в соответствии с определенной ролью;
-динамика в развитии монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса;
-повышение интереса к театрализованной деятельности.
Критерии оценки результативности:
-активность детей в подготовке театральных постановок;
-навыки разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам;
-навыки и умения озвучивать роли сказочных персонажей с помощью выразительной монологической и диалогической речи, невербальные средств (жесты, мимика, движения);
-проявление интереса и активное участие детей в театральных постановках.
Возможные риски:
– отсутствие интереса к театрализованной деятельности;
– неуверенность и скованность детей;
– отсутствие декораций, недостаточное количество костюмов и масок.
Пути их преодоления:
– создание предметно-развивающей среды по театральной деятельности;
– просмотр театрализованных постановок с участием других детей;
– взаимодействие с родителями воспитанников при изготовлении костюмов и декораций;
– поощрение, положительная педагогическая оценка.
Планирование работы по реализации проекта:
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ожидаемый результат, продукт деятельности |
Декабрь | ||
1 неделя | -Чтение и пересказ литературного текста «Рукавичка»
-Разучивание этюдов из сказки с разными героями индивидуально и по парам. |
|
2 неделя | – Распределение ролей
– Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки «Рукавичка» с разными героями. |
|
3 неделя | – Изготовление недостающих масок, атрибутов, декораций, подбор костюмов
– Репетиция постановки |
|
4 неделя | – Театрализованная постановка «Рукавичка» | Театрализованная постановка « Рукавичка» |
Январь | ||
1 неделя | – Прослушивание аудиозаписи по мотивам сказки «Петушок и бобовое зернышко»
– Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки |
|
2 неделя | – Изготовление масок для персонажей, подбор костюмов.
– Подбор и разработка декораций. – Репетиция постановки сказки в костюмах |
|
3 неделя | – Постановка сказки «Петушок и бобовое зернышко» перед сверстниками, детей другой группы и гостями.
|
Театрализованная постановка по мотивам сказки «Петушок и бобовое зернышко» |
Февраль | ||
1неделя | -Чтение и рассказывание литературного текста «Заюшкина избушка»
– Разучивание эпизодов сказки с разными героями индивидуально и в парах. |
|
2 неделя | -Распределение ролей
– Разучивание ролевых диалогов |
|
3 неделя | – Разучивание ролевых диалогов
– Подбор и создание декораций, атрибутов, костюмов для детей. |
|
4 неделя | -Театрализованная постановка «Заюшкина избушка» перед сверстниками, детей другой группы и гостями. | Театрализованная постановка «Заюшкина избушка» |
Март | ||
1 неделя | – Чтение и рассказывание литературного текста «Волк и семеро козлят»
-Разучивание эпизодов сказки с разными героями индивидуально и в парах. |
|
2 неделя | – Распределение ролей
– Разучивание ролевых диалогов |
|
3 неделя | – Репетиция инсценировки
– Изготовление масок, подбор костюмов |
|
4 неделя | – Театрализованная постановка «Волк и семеро козлят»
перед сверстниками другой группы и гостями |
Театрализованная постановка «Волк и семеро козлят» |
Апрель | ||
1 неделя | – Обучение детей приемам кукловождения.
– Чтение и рассказывание литературного текста «Три медведя» – Распределение ролей |
|
2 неделя | – Разучивание ролевых диалогов
– Разыгрывание эпизодов сказки на ширме |
|
3 неделя | – Изготовление декораций на ширму
– Репетиция постановки «Три медведя» с использованием декораций и пальчикового театра |
|
4 неделя | – Театрализованная постановка «Три медведя» перед сверстниками другой группы и гостями | Театрализованная постановка «Три медведя» |
Май | ||
1 неделя | – Чтение и рассказывание литературного текста «Жихарка» |
|
2 неделя | -Распределение ролей
– Разучивание ролевых диалогов к эпизодам сказки «Жихарка» с разными героями с помощью театра на конусах – Разыгрывание эпизодов сказки на ширме |
|
3 неделя | – Изготовление декораций на ширму
– Репетиция постановки «Жихарка» |
|
4 неделя | Постановка сказки на конусах «Жихарка» перед сверстниками другой группы и гостями | Постановка сказки на конусах «Жихарка» |
Способы и средства достижения результатов:
-просмотры театральных спектаклей
-чтение литературных текстов
-разыгрывание этюдов на выразительность жестов, выражения основных эмоций
на воспроизведение отдельных черт характера
-разыгрывание диалогов
-этюдный тренаж (упражнения на развитие внимания, памяти, воображения)
-репетиции
– постановки спектаклей, минисценок
Ресурсное обеспечение:
Условия | Оборудование | Источник |
1.Материально – технические | Литературные тексты народных и авторских сказок.
Аудиозаписи сказок. Костюмы, маски- шапочки. Куклы пальчикового театра. Куклы театра на конусах. Декорации |
ДОУ |
2. Мотивационные | Участие в театральной постановке, сценке на празднике, театральном фестивале. | |
3. Кадровые | Воспитатели | ДОУ |
4.Информационные, научно – методические | -Периодическая печать по дошкольному образованию.
-Методическая литература с рекомендациями по организации театрализованной деятельности с детьми. -Интернет ресурсы. |
Воспитатели |
Реализация проекта:
Дата начала проекта: декабрь 2016
Дата окончания проекта: май 2017
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Участники проекта:
сотрудники ДОУ (воспитатели), дети средней группы, родители
Анализ результатов:
выявление проблем в организации театрализованной деятельности с детьми, выявление робких, застенчивых, неуверенных детей.
Перспективы развития проекта:
разработка нового проекта на новый учебный год
Литература:
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
- Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010 - Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
11. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика-синтез 2008