автор: 

Окулова Елена Борисовна – воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми,
Качина Светлана Петровна – воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми,
Казанцева Евгения Александровна – воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми

Педагогический проект «Театральный букварь»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 370 г. Перми»

Педагогический проект 

«Театральный букварь»

                                                                                                          Разработали и реализовали 

                                                                воспитатели 

                                                                                        Качина С.П., Окулова Е.Б.

                                                                     Казанцева Е.А.

2024 год

Проблемно-ориентированный анализ: 

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду, поэтому она  используется   в основном  как инсценировка к празднику или  подготовка к спектаклю (чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми), а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически.   

Проанализировав  результаты наблюдений  за детьми   и их игровой деятельностью, нами выявлены следующие проблемы:

– дети  группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности;

– дети слабо владеют выразительностью речи;

– дети обладают малой способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё;

– отмечается неумение вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием  с детьми группы вызывает необходимость разработки   педагогического проекта, направленного на активное использование технологий обучения детей  элементам театрального искусства.  

Название проекта:  «Театральный букварь»

Цель проекта:  развитие у детей интереса к театрализованной деятельности путем активного вовлечения их в игровые действия по содержанию знакомых сказок.

Задачи проекта: 

1.Обучать детей разыгрыванию несложных представлений по знакомым сказкам.

2.Развивать у детей умения

-озвучивать игровую ситуацию через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение их в единую сюжетную линию;

-выстраивать линию поведения в соответствии с определенной ролью, используя выразительные средства (речь, мимику, жесты, движения), атрибуты, детали костюмов, в том числе сделанных своими руками;

-передавать характер героя сюжета.

3.Развивать диалогическую и монологическую речь. 

4.Воспитывать  у детей интерес к театрализованной деятельности.

Ожидаемые результаты по реализации проекта:

-приобретение  опыта разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам; 

-приобретение  опыта по  озвучиванию игровых ситуаций через выполнение различных взаимосвязанных действий и объединение их в единую сюжетную линию в соответствии с определенной ролью; 

-динамика в развитии  монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса;

-повышение интереса к театрализованной деятельности.

Критерии оценки  результативности:

-активность детей   в подготовке театральных  постановок; 

-навыки разыгрывания несложных представлений по знакомым сказкам;

-навыки и умения   озвучивать роли сказочных персонажей     с помощью  выразительной монологической и диалогической речи, невербальные средств   (жесты, мимика, движения)

-проявление интереса и активное участие детей в театральных постановках.

  

 Возможные риски

– отсутствие интереса к театрализованной деятельности;

– неуверенность и скованность детей;

– отсутствие декораций, недостаточное количество костюмов и масок.

Пути их преодоления:

– создание предметно-развивающей среды  по театральной деятельности;

– просмотр театрализованных постановок с участием других детей;

– взаимодействие с родителями воспитанников при изготовлении костюмов и декораций;

– поощрение, положительная педагогическая оценка.

Планирование работы по реализации проекта:

Сроки Содержание деятельности с детьми Ожидаемый результат, продукт деятельности
Декабрь
1 неделя -Чтение и пересказ литературного текста «Рукавичка»

-Разучивание этюдов из сказки с разными героями индивидуально  и по парам.

  • Ознакомленность детей с содержанием сказки. 
  • Умения детей передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей.
  • Вовлечение  детей в игровые действия.
  • Умения детей  выразительно передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей.
2 неделя – Распределение ролей

– Разучивание ролевых  диалогов к эпизодам  сказки  «Рукавичка» с разными героями.

3 неделя – Изготовление недостающих масок, атрибутов, декораций,  подбор костюмов

– Репетиция постановки

4 неделя – Театрализованная постановка «Рукавичка» Театрализованная постановка                                  « Рукавичка»
                                                                Январь
1 неделя – Прослушивание аудиозаписи по мотивам сказки «Петушок и бобовое зернышко»

– Разучивание ролевых  диалогов к эпизодам  сказки  

  • Ознакомленность детей с содержанием сказки. 
  • Проявление   интереса  и желания инсценировать сказку.
  • Вовлечение  детей в игровые действия. 
  • Умения детей передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей.
  • Умение передавать характерные действия персонажей мимикой, позой, жестами, движением. 
2 неделя – Изготовление масок для персонажей,  подбор костюмов.

– Подбор  и разработка декораций. 

– Репетиция  постановки сказки в костюмах

3 неделя – Постановка  сказки «Петушок и бобовое зернышко» перед сверстниками, детей другой группы   и гостями.

   

Театрализованная постановка по мотивам  сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Февраль
1неделя -Чтение и рассказывание литературного текста «Заюшкина избушка»

– Разучивание эпизодов  сказки  с разными героями   индивидуально  и в  парах.

  • Ознакомленность детей с содержанием сказки. 
  • Умения детей передавать содержание текста, следить за развитием действия, имитировать характерные действия персонажей.
  • Вовлечение детей в игровые действия по содержанию сказки. 
2 неделя -Распределение ролей

– Разучивание ролевых диалогов

3 неделя – Разучивание ролевых диалогов

– Подбор  и создание  декораций, атрибутов, костюмов для детей.

4 неделя -Театрализованная постановка «Заюшкина избушка» перед сверстниками,  детей другой группы  и гостями. Театрализованная постановка «Заюшкина избушка»
Март
1 неделя – Чтение и рассказывание литературного текста «Волк и семеро козлят»

-Разучивание эпизодов  сказки  с разными героями индивидуально  и в  парах.

  • Ознакомленность детей с содержанием сказки
  • Вовлечение детей в игровые действия по содержанию сказки
  • Умение передавать характерные действия персонажей мимикой, позой, жестами, движением, выразительной речью. 
  • Преодоление неуверенности.
2 неделя – Распределение ролей

– Разучивание ролевых диалогов

3 неделя – Репетиция инсценировки

– Изготовление масок, подбор костюмов

4 неделя – Театрализованная постановка    «Волк и семеро козлят» 

перед сверстниками   другой группы   и гостями

Театрализованная постановка    «Волк и семеро козлят»
Апрель
1 неделя – Обучение детей приемам кукловождения.

– Чтение и рассказывание литературного текста «Три медведя»

– Распределение ролей

  • Навыки кукловождения.
  • Пробуждение  интереса  и желания инсценировать сказку с помощью кукол.
  • Вовлечение  детей в игровые действия. 
  • Умения выстраивания линии правильности речи, выученного текста героев с  использованием  пальчикового театра. 
2 неделя  – Разучивание ролевых диалогов

– Разыгрывание эпизодов  сказки  на ширме

3 неделя  – Изготовление декораций на ширму

– Репетиция постановки  «Три медведя» с использованием декораций и пальчикового театра

4 неделя – Театрализованная постановка   «Три медведя» перед сверстниками   другой группы   и гостями Театрализованная постановка   «Три медведя»
Май
1 неделя – Чтение и рассказывание литературного текста «Жихарка»
    • Ознакомленность детей с содержанием сказки. 
    • Вовлечение  детей в игровые действия.
  • Умения выстраивания линии правильности речи, выученного текста героев с  использованием  пальчиковых кукол на ширме
  • Навыки кукловождения
2 неделя  -Распределение ролей

– Разучивание ролевых диалогов к эпизодам  сказки  «Жихарка» с разными героями   с помощью  театра на конусах 

– Разыгрывание эпизодов  сказки  на ширме

3 неделя  – Изготовление декораций на ширму

– Репетиция постановки  «Жихарка» 

4 неделя Постановка сказки на конусах «Жихарка» перед сверстниками   другой группы   и гостями Постановка сказки на конусах «Жихарка»

Способы и средства достижения результатов:

-просмотры театральных спектаклей

-чтение литературных текстов

-разыгрывание этюдов на выразительность жестов, выражения основных эмоций

на воспроизведение отдельных черт характера

-разыгрывание диалогов

-этюдный тренаж  (упражнения  на развитие внимания,  памяти, воображения)

-репетиции

– постановки спектаклей, минисценок 

Ресурсное обеспечение:

          Условия         Оборудование             Источник
1.Материально – технические Литературные тексты народных и авторских сказок.

Аудиозаписи сказок.

Костюмы, маски- шапочки.

Куклы пальчикового театра.

Куклы театра на конусах.

Декорации 

ДОУ
2. Мотивационные Участие в театральной постановке, сценке на празднике, театральном фестивале. 
3. Кадровые Воспитатели  ДОУ
4.Информационные, научно – методические -Периодическая печать по дошкольному образованию.

-Методическая литература с рекомендациями по организации театрализованной деятельности с детьми.

-Интернет ресурсы. 

Воспитатели  

Реализация проекта:

Дата начала проекта:   декабрь 2016

Дата окончания проекта:  май 2017

Продолжительность проекта:  6 месяцев 

Участники проекта: 

сотрудники ДОУ (воспитатели),  дети средней группы, родители

                       Анализ результатов

    выявление проблем в организации театрализованной деятельности с детьми, выявление робких, застенчивых, неуверенных детей. 

                      Перспективы развития  проекта:

 разработка нового проекта на новый учебный год

Литература:  

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г. 
  2. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.
  3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.  
    Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
  6.  Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
    7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
    8.   Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
    9.   Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
    10.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
    11.  Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика-синтез 2008

 

Педагогический проект «Театральный букварь»