автор: Орлова Любовь Владимировна
учитель-логопед ГБОУ Школа № 814 Кдо № 863
Понятие «слог» на лексическом материале «Перелетные птицы»
Понятие «слог» на лексическом материале «Перелетные птицы»
Орлова Любовь
учитель-логопед
ГБОУ Школа №814 КДО №863
г. Москва
Цель: Закрепить представление детей о слоговом составе слова
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить знания детей о «зимующих птицах» и «перелетных птицах», о видах питания зимующих птиц.
- Дать детям представление о разных способах определения количества слогов в словах.
- Упражнять детей в определении количества слогов в слове
Развивающие:
- Развивать зрительное внимание, мышление.
- Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
- Снимать эмоциональное напряжение.
Воспитывающие:
- Формировать навыки самостоятельности.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
- Организационный момент
– Здравствуйте. У нас гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
– Садитесь, спина касается спинки стула, ноги ровно на полу.
– Я желаю успехов, чтобы у вас все получилось.
- Вступительная беседа
– Какое сейчас время года?
– Назовите осенние месяцы.
– По каким приметам мы узнаем, что наступила осень? Назовите осенние приметы (с опорой на наглядность – картинный план на доске).
- Солнце светит ярко, но слабо согревает землю.
- Становится холодно.
- Часто идут дожди.
- Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми, поэтому осень называют «золотой».
- Насекомые прячутся, находят убежища, бабочки превращаются в куколок и так пережидают зиму.
- Животные готовятся к зиме (ежи, медведи впадают в спячку). А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм.
- Осенью у многих животных начинается линька. У них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.
- Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
- Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.
- Беседа по теме «Слово, слог»
– Каждый из вас называл предложение. Наша речь состоит из предложений.
– Из чего состоят предложения? – ответы детей – “ из слов”.
– Отгадайте загадку, назовите слово (отгадку):
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это….
Птица
– Сегодня мы поговорим о птицах.
– Все птицы живут в своих гнездах-домиках и мы будем «заселять» наших птиц в необычные домики.
– Скажите, что это за домики? (Слоговые).
– Что означают окошки в этих домиках?
– Сколько окошек в домике, столько слогов в слове.
– А, как узнать: сколько слогов в слове «птица»? (с помощью хлопков) (В слове птица – 2 слога).
– Мы поговорим о том, как еще можно поделить слова на слоги.
– Но, сначала отгадайте загадку:
(Картинки птиц на доске, дети отгадывают загадку и находят картинку-отгадку, вешают под слоговым домиком).
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …
ГРАЧ
1 способ (шагами)
– Значит в слове «грач» – сколько слогов? 1 слог.
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «грач» и почему? В домике с 1 окошком, так как в этом слове 1 слог.
– Следующая загадка:
В красной шапке птица ходит. И в коре жуков находит. Это давний мой приятель. А зовётся птичка … (Дятел) |
1 способ (шагами)
– Значит в слове «дятел» – сколько слогов? 2 слога.
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «дятел» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.
– Следующая загадка:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? …
(Синичка)
СИНИЦА
2 способ: определим количество слогов с помощью пальцев рук («пальцешаги»)
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «синица» и почему? В домике с 3 окошками, так как в этом слове 3 слога.
- Физминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
– Следующая загадка:
На шесте-дворец,
Во дверце-певец,
А зовут его..
СКВОРЕЦ
3 способ: определим количество слогов в этих словах (с помощью рук – «хлопками») и
4 способ: «Ладошка», «Молоточек».
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «скворец» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.
– Следующая загадка:
Утёнком «гадким» называли,
И со двора все прогоняли,
Но вырос наш птенец-герой,
Напомни, кто он был такой?
ЛЕБЕДЬ
4 способ: определим количество слогов «Ладошкой»
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «лебедь» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.
– Следующая загадка:
Любит жить среди людей,
Наш веселый… (Воробей).
ВОРОБЕЙ
5 способ: с помощью руки и подбородка – считаем количество касаний подбородка.
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «воробей» и почему? В домике с 3 окошками, так как в этом слове 3 слога.
– Следующая загадка:
Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?
ВОРОНА
– Все выходим к столу: следующий способ – (6) с помощью каштанов. Проговариваем слог, кладем каштан. Сколько каштанов, столько слогов.
– Значит в слове «ворона» – 3 слога.
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «ворона» и почему? В домике с 3 окошками, так как в этом слове 3 слога.
Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся – …
(Журавли)
ЖУРАВЛЬ
7.способ: с помощью бумаги – «рвём бумагу».
(На отдельном столике 5 тарелок для каждого, отрываем кусок бумаги, проговариваем слог).
– Куда «поселим» это слово? В каком домике будет жить слово «журавль» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.
– Садимся на свои места.
– И последняя загадка:
Как на речку прилетает,
Сразу в воду залезает.
“Кря” – нырнула на минутку
Вы узнали? Это …
УТКА
- 8. способ – определим количество слогов по количеству гласных.
– Кто помнит правило?
– Сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Назовите гласные звуки в этом слове? (У, А).
– Значит в слове «утка» – 2 слога.
– Куда «поселим» это слово?
– В каком домике будет жить слово «утка» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.
– Что за птица осталась у нас на доске без домика?
СНЕГИРЬ
– Давайте узнаем: сколько слогов в этом слове тем способом, который вам понравился.
(Выбор детей)
– В слове «снегирь» – 2 слога.
– Куда «поселим» это слово? В каком домике будет жить слово «снегирь» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.
- «Снегирек» речь с движением (авторская – Л.О.)
Выпал во дворе снежок,
(мелкие движения кистей рук, имитирующие снегопад)
Прилетай ко мне дружок.
(движение рук к себе, зовем в гости)
Ты как яблочко горишь
(руками имитируем «фонарики»)
И на веточке сидишь.
(руки опускаем вниз)
Снегирек, мой дорогой,
Тебе холодно зимой.
(поглаживание ладонями друг об друга)
Положу тебе в кормушку,
Очень вкусную ватрушку.
(руки ладонями вперед).
– Скажите, а можно ли птицам давать вкусные ватрушки? А почему?
– Птицы очень тяжело переваривают булки. В хлебе слишком много белка и жиров, он заполняет желудок, происходит не проходимость в желудке.
– А чем можно подкармливать птиц?
Семечки (не жареные), крошки, крупы: манка, пшено, ягоды, семена, сало (не солёноё).
– Сейчас мы накормим наших птиц.
(Педагог показывает карточку с «нарисованной едой» для птиц, дети определяют количество слогов в этих словах).
СЕМЕНА
– Сколько слогов в этом слове? (3 – «Пальцешаги»). Накормим птиц, которых «поселили» в домик с 3 окошками.
МАНКА
– Сколько слогов в этом слове? (2 – «Хлопками»). Накормим птиц, которых «поселили» в домик с 2 окошками.
ЖУК
– Сколько слогов в этом слове? (1 – касания подбородка и руки).
Накормим птицу, которую «поселили» в домик с 1 окошком.
ПШЕНО, СЕМЕЧКИ, САЛО, КРОШКИ, ЯГОДЫ
– Давайте поговорим, как помочь птицам в зимнее время.
* Корм
* Вода (осенью, когда нет еще снега)
* Изготовление кормушек
– У вас на столах лежат карточки, заберите их домой.
Теперь вы будете знать, чем подкармливать птиц зимой.
– Сейчас осень, скоро наступит зима. А все ли птицы остаются с нами зимовать?
– Одни птицы улетают в теплые края. Как их называют? (перелетными).
Другие остаются с нами зимовать. Как их называют? (зимующие).
– А есть птица, которую можно увидеть только зимой. Что это за птица? (снегирь).
Снегири относятся к оседлым птицам. Зимой, стараясь прокормить себя, снегири вынуждены прилетать в город из леса. Снегирь не любит жару. Летом они стараются спрятаться подальше в чащу леса в более холодные районы.
– Давайте назовем перелетных птиц.
(Педагог убирает картинки с доски)
– Теперь перечислим птиц, которые остаются с нами зимовать. (Оставшихся в «слоговых» домиках)
– Какие ещё птицы зимуют с нами?
Ответы детей.
(Голубь, воробей, клест, ворона, снегирь, синица, свиристели, сойка, сорока, щегол, сова, кедровка, филин, поползень, чиж, галка, дятел, тетерев, рябчик и другие).
- Итог. Рефлексия
– Давайте вспомним, как можно определять количество слогов в слове.
– Какой способ вам больше всего понравился?
– Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
– Как можно помочь птицам зимой?
– Какое задание было трудным для вас? Какое задание – легким?
– Вы, молодцы, все справились.
ЛИТЕРАТУРА
-
- Дягелева М.А., Ковалева Л.Л., Орлова Л.В. Оригами в изучении темы «Зимующие птицы». Птицы в зимнем лесу. Дошкольное образование №1, январь 2018
- Цветкова Т.: Демонстрационные картинки «Перелетные птицы». Издательство: Сфера, 2016 (загадки на обороте картинок).