автор: Орлова Любовь Владимировна

учитель-логопед ГБОУ Школа № 814 Кдо № 863

Понятие «слог» на лексическом материале «Перелетные птицы»

Понятие «слог» на лексическом материале «Перелетные птицы»

Орлова Любовь

учитель-логопед

ГБОУ Школа №814 КДО №863

г. Москва

Цель: Закрепить представление детей о слоговом составе слова

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить знания детей о «зимующих птицах» и «перелетных птицах», о видах питания зимующих птиц.
  • Дать детям представление о разных способах определения количества слогов в словах.
  • Упражнять детей в определении количества слогов в слове

Развивающие:

  • Развивать зрительное внимание, мышление.
  • Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  • Снимать эмоциональное напряжение.

      Воспитывающие:

  • Формировать навыки самостоятельности.
  • Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

 

  • Организационный момент

– Здравствуйте. У нас гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

– Садитесь, спина касается спинки стула, ноги ровно на полу.

– Я желаю успехов, чтобы у вас все получилось.

  1. Вступительная беседа

– Какое сейчас время года?

– Назовите осенние месяцы.

– По каким приметам мы узнаем, что наступила осень? Назовите осенние приметы (с опорой на наглядность – картинный план на доске).

  1. Солнце светит ярко, но слабо согревает землю.
  2. Становится холодно.
  3. Часто идут дожди.
  4. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми, поэтому осень называют «золотой».
  5. Насекомые прячутся, находят убежища, бабочки превращаются в куколок и так пережидают зиму.
  6. Животные готовятся к зиме (ежи, медведи впадают в спячку). А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм.
  7. Осенью у многих животных начинается линька. У них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.
  8. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
  9. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

 

  1. Беседа по теме «Слово, слог»

– Каждый из вас называл предложение. Наша речь состоит из предложений.

– Из чего состоят предложения?  – ответы детей – “ из слов”.

– Отгадайте загадку, назовите слово (отгадку):

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это….

Птица

– Сегодня мы поговорим о птицах.

– Все птицы живут в своих гнездах-домиках и мы будем «заселять» наших птиц в необычные домики.

– Скажите, что это за домики? (Слоговые).

– Что означают окошки в этих домиках?

– Сколько окошек в домике, столько слогов в слове.

– А, как узнать: сколько слогов в слове «птица»? (с помощью хлопков) (В слове птица – 2 слога).

– Мы поговорим о том, как еще можно поделить слова на слоги.

– Но, сначала отгадайте загадку:

(Картинки птиц на доске, дети отгадывают загадку и находят картинку-отгадку, вешают под слоговым домиком).

Взад-вперед по пашне вскачь. 
А зовется птица … 

ГРАЧ

1 способ (шагами)

– Значит в слове «грач» – сколько слогов? 1 слог.  

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «грач» и почему? В домике с 1 окошком, так как в этом слове 1 слог.

– Следующая загадка:

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка … 
(Дятел)

1 способ (шагами)

– Значит в слове «дятел» – сколько слогов? 2 слога.

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «дятел» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.

– Следующая загадка:

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? …
(Синичка)

СИНИЦА

2 способ: определим количество слогов с помощью пальцев рук («пальцешаги»)

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «синица» и почему? В домике с 3 окошками, так как в этом слове 3 слога.

 

  1. Физминутка

Скачет шустрая синица 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

 

– Следующая загадка:

На шесте-дворец,
Во дверце-певец,
А зовут его..

СКВОРЕЦ

3 способ: определим количество слогов в этих словах (с помощью рук – «хлопками») и

4 способ: «Ладошка», «Молоточек».

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «скворец» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.

– Следующая загадка:

Утёнком «гадким» называли,

И со двора все прогоняли,

Но вырос наш птенец-герой,

Напомни, кто он был такой?
ЛЕБЕДЬ

4 способ: определим количество слогов «Ладошкой»

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «лебедь» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.

– Следующая загадка:

Любит жить среди людей,
Наш веселый… (Воробей).
ВОРОБЕЙ

5 способ: с помощью руки и подбородка – считаем количество касаний подбородка.

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «воробей» и почему? В домике с 3 окошками, так как в этом слове 3 слога.

– Следующая загадка:

Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?  

ВОРОНА

– Все выходим к столу: следующий способ – (6) с помощью каштанов. Проговариваем слог, кладем каштан. Сколько каштанов, столько слогов.

– Значит в слове «ворона» – 3 слога.

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «ворона» и почему? В домике с 3 окошками, так как в этом слове 3 слога.

Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся – …
(Журавли)

ЖУРАВЛЬ

7.способ: с помощью бумаги – «рвём бумагу».

(На отдельном столике 5 тарелок для каждого, отрываем кусок бумаги, проговариваем слог).

– Куда «поселим» это слово? В каком домике будет жить слово «журавль» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.

Садимся на свои места.

– И последняя загадка:

Как на речку прилетает,
Сразу в воду залезает.
“Кря” – нырнула на минутку
Вы узнали? Это …

УТКА

  1. 8. способ – определим количество слогов по количеству гласных.

– Кто помнит правило?

– Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Назовите гласные звуки в этом слове? (У, А).

– Значит в слове «утка» – 2 слога.

– Куда «поселим» это слово?

– В каком домике будет жить слово «утка» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.

Что за птица осталась у нас на доске без домика?
СНЕГИРЬ

– Давайте узнаем: сколько слогов в этом слове тем способом, который вам понравился.

(Выбор детей)

– В слове «снегирь» – 2 слога.

– Куда «поселим» это слово? В каком домике будет жить слово «снегирь» и почему? В домике с 2 окошками, так как в этом слове 2 слога.

 

  1. «Снегирек» речь с движением (авторская – Л.О.)

Выпал во дворе снежок,

(мелкие движения кистей рук, имитирующие снегопад)

Прилетай ко мне дружок.

(движение рук к себе, зовем в гости)

Ты как яблочко горишь

(руками имитируем «фонарики»)

И на веточке сидишь.

(руки опускаем вниз)

Снегирек, мой дорогой,

Тебе холодно зимой.

(поглаживание ладонями друг об друга)

Положу тебе в кормушку,

Очень вкусную ватрушку.

(руки ладонями вперед).

– Скажите, а можно ли птицам давать вкусные ватрушки? А почему?

– Птицы очень тяжело переваривают булки. В хлебе слишком много белка и жиров, он заполняет желудок, происходит не проходимость в желудке.

– А чем можно подкармливать птиц?

Семечки (не жареные), крошки, крупы: манка, пшено, ягоды, семена, сало (не солёноё).

– Сейчас мы накормим наших птиц.

(Педагог показывает карточку с «нарисованной едой» для птиц, дети определяют количество слогов в этих словах).

СЕМЕНА

– Сколько слогов в этом слове? (3 – «Пальцешаги»). Накормим птиц, которых «поселили» в домик с 3 окошками.

МАНКА

– Сколько слогов в этом слове? (2 – «Хлопками»). Накормим птиц, которых «поселили» в домик с 2 окошками.

ЖУК

– Сколько слогов в этом слове? (1 – касания подбородка и руки).

Накормим птицу, которую «поселили» в домик с 1 окошком.

ПШЕНО, СЕМЕЧКИ, САЛО, КРОШКИ, ЯГОДЫ

 

– Давайте поговорим, как помочь птицам в зимнее время.

* Корм

* Вода (осенью, когда нет еще снега)

* Изготовление кормушек

– У вас на столах лежат карточки, заберите их домой.

Теперь вы будете знать, чем подкармливать птиц зимой.

– Сейчас осень, скоро наступит зима. А все ли птицы остаются с нами зимовать?

– Одни птицы улетают в теплые края. Как их называют? (перелетными).

Другие остаются с нами зимовать. Как их называют? (зимующие).

– А есть птица, которую можно увидеть только зимой. Что это за птица? (снегирь).

Снегири относятся к оседлым птицам. Зимой, стараясь прокормить себя, снегири вынуждены прилетать в город из леса. Снегирь не любит жару. Летом они стараются спрятаться подальше в чащу леса в более холодные районы.

– Давайте назовем перелетных птиц.

(Педагог убирает картинки с доски)

– Теперь перечислим птиц, которые остаются с нами зимовать. (Оставшихся в «слоговых» домиках)

– Какие ещё птицы зимуют с нами?

Ответы детей.

(Голубь, воробей, клест, ворона, снегирь, синица, свиристели, сойка, сорока, щегол, сова, кедровка, филин, поползень, чиж, галка, дятел, тетерев, рябчик и другие).

 

  1. Итог. Рефлексия

– Давайте вспомним, как можно определять количество слогов в слове.

– Какой способ вам больше всего понравился?

– Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

– Как можно помочь птицам зимой?

– Какое задание было трудным для вас?  Какое задание – легким?

– Вы, молодцы, все справились.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Дягелева М.А., Ковалева Л.Л., Орлова Л.В. Оригами в изучении темы «Зимующие птицы». Птицы в зимнем лесу. Дошкольное образование №1, январь 2018
    2. Цветкова Т.: Демонстрационные картинки «Перелетные птицы». Издательство: Сфера, 2016 (загадки на обороте картинок).

 

Понятие «слог» на лексическом материале «Перелетные птицы»