автор:
Осетрова Любовь Сергеевна
преподаватель ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Сосновская Анна Карловна
преподаватель ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Повышение качества учебного занятия путем эффективного использования интерактивного оборудования
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПУТЕМ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Осетрова Л.С., Сосновская А.К., преподаватели
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Реализация принципов современного образования ведет к качественным изменениям во всей системе образования, предъявляются новые требования к организации учебной деятельности студентов, разрабатываются новые приёмы и методы формирования профессиональной компетентности студентов для достижения целей, поставленных Федеральными государственными стандартами III поколения.
Главная задача современного образования — не просто дать студенту фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Поэтому одна из задач нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным, динамичным и современным.
В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. Основное отличие интерактивных методов обучения от традиционных состоит в том, что преподаватель отказывается от монологической формы общения и переходит к диалогу, что открывает для студентов самостоятельный путь к познанию. В результате такого подхода формируется личность специалиста, способная мыслить и принимать решения самостоятельно.
Само слово «интерактивность» от латинского слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие. Интерактивный– значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком)или, чем-либо (например, компьютером) другими словами – это вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой.
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только преподавателя и студента, но и друг с другом, а также на доминировании активности учащихся в процессе обучения.Интерактивное обучение дает возможность в сочетании с ориентацией на работу с информацией соединить в образовательном процессе навыки интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Интерактивное обучение одновременно решает три основные задачи:
– конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
– коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
– социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе
По мнению ряда ученых оптимизация процесса обучения будет достигнута, если реализовать разнообразные методы интерактивного обучения и интерактивного мониторинга качества освоения образовательной программы: групповые дискуссии, работа с интерактивным учебным материалом, индивидуальные или групповые консультации, тренажеры и симуляторы, групповые и индивидуальные проекты.
Интерактивные методы обучения способствуют активному восприятию и усвоению информации, выработке умений и навыков
в профессиональной деятельности.
Современные образовательные технологии, используемые нами (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, различного рода тренинги), направлены на самостоятельное умение добывать и применять знания, носят развивающий и активный характер. Центральное место занимает действие студента, а преподаватель является консультантом и помощником. При этом системно – деятельностный подход, положенный в основу нового стандарта образования, проявляется в формировании специалиста и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Одним из условий эффективности формирования в процессе обучения профессиональных и общих компетенций является использование активных и интерактивных технологий в обучении, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования.
Сегодня Интернет, как интерактивная среда в ККБМК, используется в процессе обучения и рассматривается как важный и действенный инструмент формирования многих компетенций.Современное программное обеспечение, позволяет интегрировать большинство текстовых, графических и даже мультимедийных материалов на интерактивную доску, проектор, дисплей посредством компьютера или ноутбука, что позволяет преподавателям нашего колледжа успешно применять данное оборудование на занятиях.
Интерактивные методы можно применять по нескольким направлениям:
– организация познавательной деятельности на уроке
– демонстрация наглядных материалов
– организация коррекции знаний: углубленное изучение предмета, опережающее обучение
– организация самостоятельной работы: осуществление дифференцированного подхода
– контроль над усвоением знаний: тест, проект, практическая работа
В своей деятельности на занятиях, как аудиторных, так и внеаудиторных я стараюсь использовать все эти методы.
Применение интерактивной техники, в классе, где я работаю позволяет мне намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Например, использование лекций – визуализаций по программе МДК 02.02 «Основы реабилитации»,
Учитывая специфику предмета на экране демонстрируются цветные фотографии, в анимационном режиме появляются стрелки и обозначения основных структур. Специфика подготовки лекции-визуализации заключается в корректном отборе ключевого и иллюстративного материала. Изложение лекции-визуализации заключается в свободном, подробном комментировании представляемых визуальных материалов. При этом целесообразно использовать разные виды визуализации или их сочетание. Переключение внимания с текста на иллюстрацию поддерживает фактор новизны, повышает познавательный интерес, а значит и мотивацию студентов, способствует концентрации на наиболее существенных положениях лекции.
При взаимодействии преподавателя и студента мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации студента, созданию актуальной настройки на обучение, поэтому в своей работе я применяю интерактивные технологии и на практических занятиях. Например, при изучении МДК 0505 «Медико-социальная реабилитация». (Фрагмент)
Естественно, формы визуализации мы не можем использовать на протяжении всего практического занятия. Поэтому включаем формы обратной связи со студентами: поощрительные вопросы по теме, задания в работе малыми группами, ситуационные задачи, обращение к аудитории за «подсказкой», заключительные контрольные вопросы, тесты, которые важны для любого вида практической деятельности. И именно наличие постоянной обратной связи и создаёт феномен интерактивности при таком взаимодействии.
Еще позволю себе осветить два фрагмента самостоятельной работы на занятиях. В начале цикла практических занятий при постановке задач обучения каждый студент готовит доклад-презентацию по теме, которую он выбирает самостоятельно исходя из учебного плана, при этом обязательно включение не только программы восстановительного лечения по ИПР, но и современные технологии в решении данной проблемы.
Вывод. Повышение качества учебного занятия путем эффективного использования интерактивного оборудования:
– создает условия для активной совместной деятельности студентов в разных учебных ситуациях;
– стимулирует учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки материала;
– использует способы и приемы, направленные на становление активной позиции студентов;
– стимулирует студента к самоценной образовательной деятельности, обеспечивающей возможность самообразования, самоконтроля, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче.
Использование на учебных занятиях интерактивного оборудования позволяет повысить интерес обучающихся, и в конечном итоге, позволяет повысить качество подготовки средних медицинских работников для практического здравоохранения Краснодарского края.