ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ЭКСПЕРТНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГАМИ АТТЕСТАЦИИ НОВОГО ПОРЯДКА (из опыта подготовки к аттестации)
Прохоренко Марина Петровна, учитель математики,
МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
Согласно требованиям п.36, 37 нового Порядка аттестации с 01.09.2014 года, педагог при аттестации на квалификационные категории должен продемонстрировать свои достижения в области:
3.1 Совершенствования методов обучения и воспитания (первая и высшая категория);
3.2 Продуктивности использования образовательных технологий (высшая категория).
Таблица 1 – Пункт 3 экспертного заключения: Продуктивность личного вклада педагога в повышение качества образования. П/П. 3.1 Совершенствование методов обучения и воспитания
№ п/п |
Название методов обучения и воспитания учащихся/воспитанников | Количество баллов | |||
0 | 10-20 | 30-40 | 50-60 | ||
Не использует | Использует недостаточно продуктивно | Использует продуктивно | Использует продуктивно и совершенствует | ||
2 | Методы организации деятельности учащихся (оценка деятельности педагога через деятельность учащихся на уроке/занятии) | ||||
3 | Методы контроля и самоконтроля | ||||
4 | Методы формирования личностных результатов (методы воспитания) |
МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий.
К методам формирования новых знаний и способов действий можно отнести:
Рис.1 Методы формирования новых знаний и способов действий
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей.
Благодаря проблемному и частично-поисковому методу школьники приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.
При исследовательском методе школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии.
К методам организации деятельности учащихся можно отнести:
Рис. 2. Методы организации деятельности учащихся
3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов показывает эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.
К методам контроля и самоконтроля относятся:
- тестирование,
- анкетирование,
- викторина,
- письменные работы,
- устные и письменные опросы,
- зачет, экзамен и др.
К методам формирования личностных результатов можно отнести
- беседу,
- убеждение,
- внушение,
- поручение,
- соревнование,
- пример,
- аналогию,
- рефлексивные методы,
- воспитывающие ситуации и др.
На открытом уроке (занятии), который учитель демонстрирует экспертам на аттестации ему необходимо показать владение хотя бы по одному методу из каждой группы методов (т.е. минимально – четыре метода).
Наряду с этим он должен показать конспекты, дидактические материалы и т.п., в которых описывается использование конкретных методов, а также принять участие в собеседовании с экспертом. Для педагогов, имеющих льготы припроведении аттестации (аттестация по портфолио), владение методами обучения и воспитания определяется на основе материалов портфолио, а также в беседе с аттестуемым и администрацией образовательной организации.
Четыре группы методов оцениваются в 240 баллов.
Готовясь к аттестации учитель, должен понимать, что максимальное количество баллов (не более 60 за 1 метод) он получит, если его уровень владения методами подходит под характеристику:
«Использует продуктивно и совершенствует», что означает – полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока, личным качествам учителя, его подготовленности и уровню профессиональной компетентности и методического мастерства, лимиту учебного времени урока или занятия.
Под совершенствованием (п. 3.1) следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты учебно-воспитательной работы, целесообразность введенного новшества, его эффективность.
30-40 баллов выставят в экспертном заключении, если уровень владения методами означает показатель «Использует продуктивно»: – полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
10-20 баллов означают характеристику «Использует недостаточно продуктивно»: частичное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
И совсем не будет оценено (показатель «Не использует»): несоответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
Такой случай может возникнуть, если аттестуемый педагог не знает современных методов обучения и воспитания, не умеет отбирать их для достижения поставленных целей урока или занятия.
Аттестация – серьезный этап в педагогической деятельности учителя, в ней важно не только на практике использовать различные методы и получать на их основе результаты в учебно-воспитательном процессе, но также не менее важно грамотно представить свой труд и его продуктивность, профессионально правильно представив его содержание в приложении к экспертному заключению, в портфолио и в беседе с экспертами.
Литература:
1.Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций для студентов.– М.: Просвещение,1984. -480 с.
2.Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. -160с.
3.Подласый И.П. Педагогика [Текст] / учебник для высших пед. учеб. Заведений. – М.: Просвещение, 2005. – 245с.
4.Рубцова Е.Н., Гришакина О.П. Типы уроков и их структура: наиболее эффективные и чаще всего применяемые // Профессиональная инициатива. Сборник материалов научно-практических Интернет-конференций / Под общ. ред. Л.А.Трусовой. – Чехов, ЦОиНК, ООО «Студия полиграфии», 2012.-319с.- С.80-86
бесплатная публикация для педагогов и воспитателей