автор: Осотова Анастасияя Анатольевна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Ханты-Мансийск

Методическая разработка: Родительское собрание «Семья и школа-вместе»

Родительское собрание в форме игры «Семья и школа- вместе»

Перед проведением собрания необходимо расставить парты по четыре группы. Также нужно подготовить ручки, листы бумаги и четыре эмблемы (можно придумать их самому, можно подключить детей). Например, голубь, солнце, глобус, и так далее.

Каждому родителю нужно дать бейджик с именем и отчеством, так как не все всегда ходят на собрания, поэтому люди могут не знать друг друга в лицо. Особенно это касается 5х и 10х классов (когда соединяют два).

Заходы в класс, каждый родитель вытягивает жребий с эмблемой и садится к соответствующей группе. Лучше тянуть жребий, так как только тогда мы получим возможность посадить родителей не по знакомству, подружить их.

Ход родительского собрания.

  1. Предложить родителям нарисовать рисунок – как они видят своего ребёнка в школе.
  2. Написать свои ассоциации со словом «школа». Например, три-пять слов.
  3. Написать три-пять прилагательных, каким Вы видите своего ребёнка в школе.
  4. Написать три-пять прилагательных, каким Вы хотите видеть своего ребёнка через 7 лет. Можно 5 лет, если уйдёт в 9м классе.
  5. Написать 5-10 глаголов, чего Вы ждёте от школы.
  6. Написать о проблемах, в которыми сталкивается во время обучения Ваш ребёнок. Каким Вы видите их решения?
  7. И последнее. Подумайте, что для Вас важнее: оценки или знания. Почему?

Можно провести аналогичный классный час с детьми до этого родительского собрания и предоставить ответы детей родителям.

После этого родительского собрания, возможно, некоторые родители захотят поговорить с классным руководителем лично. На каждого стоит отвести 10-15 минут, потому что порой очень сложно уделить внимание каждому.

Необходимо напомнить родителям, что только успешное взаимодействие семьи и школы приведёт к гармоничному развитию личности ребёнка и спокойствию в семье.

На такое собрание можно пригласить и психолога. Он поможет проанализировать рисунки взрослых и детей.

Можно показать родителям такое видео и притчей:

Тест «Какой вы родитель?»

Классный руководитель. Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках.

Инструкция. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять! 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1 балл
4. И в кого ты только уродился! 2 балла
5. Какие у тебя замечательные друзья! 1 балл
6. Ну на кого ты похож(а)! 2 балла
7. Я в твое время! 2 балла
8. Ты моя опора и помощник(ца). 1 балл
9. Ну что за друзья у тебя! 2 балла
10. О чем ты только думаешь! 2 балла
11. Какая ты у меня умница! 1 балл
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1 балл
13. У всех дети как дети, а ты? 2 балла
14. Какой ты у меня сообразительный! 1 балл

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Солнечный круг

Цели: развитие сотрудничества семьи и школы, объединение классного

коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Задачи:

  • Создать условия совместной деятельности детей и родителей
  • Содействовать совершенствованию детско-родительских отношений
  • Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях

детей со взрослыми и наметить пути их решения

ХОД ВСТРЕЧИ

  1. Вступительное слово

Ведущий. Вот и начался очередной учебный год. Повзрослевшие и

подросшие за лето ваши дети стали семиклассниками. Этот возраст

детей обозначается в психологии как время больших возможностей и

больших опасностей. Изменения приходят и в детско-родительские

отношения, отношение к школе и учению. Все чаще возникают

недопонимание, обиды, конфликты. Сегодняшняя наша встреча

направлена на то, чтобы помочь вам избежать противоречий и

отчаянья, отчужденности друг от друга. Ведь семья, это место, где нас

ждут, помнят и простят, что бы с нами ни случилось. Именно в семье

мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Именно по

этому формой сегодняшнего родительского собрания мы выбрали

детско-родительскую встречу.

  1. Приветствие «Солнечный круг»

Ведущий. Всем ребятам нужно встать в круг. Теперь каждому

родителю необходимо встать возле своего ребенка. Дети

Страница 1/4 Используя МААМ принимаете Соглашение

поворачиваются лицом к родителям. Таким образом у нас получились

внутренний (детский) и наружный (родительский) круги. Сейчас по

моей команде все будут приветствовать друг друга в разных

вариантах: рукопожатие, «Привет!», стукнуться кулачками, потереться

спинками… Но, как только вы услышите команду «человек к человеку»,

родители делают один шаг влево. Итак, для начала, поприветствуйте

друг друга так, как вы делаете это каждый день.

Далее ведущий дает команды: рука к руке, щека к щеке, нос к носу и

т.п. Упражнение проходит очень весело, настраивает участников на

более тесное общение в процессе совместной деятельности.

  1. Анкетирование «Я тебя знаю»

Ведущий. Следующее наше задание поможет выяснить, насколько

хорошо вы знаете друг друга.

Участникам раздаются листки, на которых дети и их родители

одновременно, независимо друг от друга отвечают на вопросы,

которые задает ведущий.

ВОПРОСЫ

  • Любимый цвет вашего ребенка (родителя)?
  • Любимый праздник?
  • Любимые конфеты?
  • Любимая песня?
  • Любимая еда?
  • Любимые школьные предметы?
  • Как зовут лучшую подругу (друга)?

После выполнения ответы сверяются. За каждое совпадение

присваивается один балл.

Результаты:

5 баллов и больше – у вас отличные детско-родительские отношения. 3-

4 балла – вам следует больше времени проводить вместе. Меньше трех

баллов – результат

неутешительный, но все в ваших руках.

  1. Упражнение «Мировое кафе»

Образуются 6 групп: 3 группы «детей» и 3 группы «родителей». Для

каждой группы оформлен стол (скатерть, вазочка с цветами, можно

угощение в виде конфет или печенья). На каждом столе находится

плакат с вопросами для обсуждения. В каждой группе участниками

выбирается «хранитель стола», который не покидает стол и

записывает на плакате все предложения и мысли участников по

вопросам этого стола. На каждом столе разные вопросы. Группы

Страница 2/4 Используя МААМ принимаете Соглашение

приступают к обсуждению и, после команды ведущего (3-4 минуты),

переходят за следующий стол. Переходят все участники, кроме

хранителей столов. Перейдя за другой стол, группа начинает

обсуждение вопросов, обозначенных на плакате этого стола и, по

команде ведущего, переходит за следующий. Так группы

перемещаются, пока не вернутся за свой стол. По окончании

«хранители столов» по очереди представляют плакаты с результатами

работы групп.

Вопросы для плакатов:

1.Какие ситуации чаще всего приводят к конфликтам между детьми и

родителями?

2.Почему родителям бывает трудно понять потребности ребенка?

3.Почему детям бывает трудно понять требования родителей?

4.Что могли бы сделать дети, чтобы помочь родителям поверить в них?

  1. Что могли бы сделать родители, чтобы дети почувствовали себя

более взрослыми?

6.Какие советы по решению конфликтов между детьми и родителями

вы могли бы дать?

  1. Упражнение «Солнце любви»

Ведущий. Как часто бывает, что сердечность уходит из отношений из-

за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм,

больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и

окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже

надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. В повседневной

суете и чрезмерной занятости мы, порой, не находим времени,

забываем или, может быть, даже стесняемся сказать друг другу

ласковые слова просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки,

внимания, любви.

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого

пишет имя ребенка (родителя). На каждом лучике солнца необходимо

перечислить все прекрасные качества своих детей (родителей).

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и

обмениваются листками — солнышками.

  1. Упражнение «Плодородный сад»

Подводя итоги встречи, участники (родители и дети) выполняют это

задание.

На доске вывешивается плакат, на котором нарисовано дерево.

Участникам раздаются вырезанные из картона яблоки (зеленые —

детям, красные — родителям).

Ведущий. Вот и подходит к завершению наша встреча. Сейчас каждый

из вас сможет выразить свое отношение к ней, выполнив простое

действие. В руках каждого из вас есть яблоко. Если занятие вам

понравилось, то приклейте свое яблоко на крону этого нарисованного

дерева, а если не понравилось, то яблоко приклейте под дерево на

плакате.

Шеринг

Ведущий просит участников ответить на вопросы:

  • Что вы думаете о прошедшем занятии?
  • Что было для вас важным?
  • Что вам понравилось?
  • Чему вы научились?

Проходит обсуждение.

  1. Заключительное слово

Ведущий. Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое

спасибо всем участникам и выразить надежду, что наша встреча

позволила нам сблизиться, сделать еще один шаг навстречу

взаимопониманию. Судьба нам подарила прекрасную возможность

провести время вместе, и мы его не упустили!

Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага!

Спасибо вам за внимание и активное участие в сегодняшней встрече.

 

Если бы я был родителем…..

 

Если бы я был родителем я бы…..

Методическая разработка: Родительское собрание «Семья и школа-вместе»