автор: Островская Наталья Викторовна
Воспитатель
МБДОУ N33 «Радуга», г. Отрадное, Кировский район, Ленинградская область
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности: пластилинография. Тема: «Снегирь».
МБДОУ №33 «Радуга», г. Отрадное , Кировский район, Ленинградская область
Конспект занятия по художественно эстетическому развитию с использованием нетрадиционных
техник изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста .
Разработан воспитателем Островской Натальей Викторовной.
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности: пластилинография. Тема: «Снегирь».
Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией.
Задачи:
Образовательные:
– Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
– Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином.
– Продолжать учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
– Развивать познавательные и творческие способности: творческое воображение, фантазию, художественный вкус, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
– Воспитывать бережное отношение к природе, птицам. – Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
– Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности. – Воспитывать интерес к пластилинографии, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.
Предварительная работа: рассматривание репродукции В. Ульянова «Снегири», наблюдение за снегирями на прогулке, беседа о зимующими птицах, чтение стихотворения Н. Асеева «Тихо-тихо сидят на снегу снегири…».
Материал для работы: картинки и фотографии зимующих птиц в презентации; видеоролик «Снегирь», картина с изображением дерева.
Раздаточный материал: бумажные снежинки, заготовки птицы из картона, пластилин, доски для лепки, влажная салфетка для рук. Активизация словаря: зимующие, снегирь, туловище, клюв, крылья.
Ход занятия:
Организационная часть: дети стоят в кругу.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
Игра «Зимние дела».
Описание игры: Воспитатель подбрасывает бумажные снежинки, они летят и опускаются на пол. Воспитатель задает каждому ребенку вопрос по теме «Зима», ребенок отвечает и берет себе снежинку.
– Ребята, мы с вами поиграем в игру «Зимние дела», вы отвечаете на мой вопрос и берете себе снежинку. Вопросы: – Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная,) -Снег какой? (холодный, пушистый, белый)
-Снежинка какая? (красивая, белая, ажурная).
-Сугробы какие? (большие, глубокие, снежные)
– Горка какая? (скользкая, ледяная, высокая)
-Деревья какие? (белые, замерзшие…)
– Мороз какой? (трескучий, лютый,…)
– Елочка какая? (зеленая, нарядная, пушистая)…….
Дети садятся на стулья перед интерактивной доской.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы можем встретить зимой на улице? (Снегиря, синицу, воробья, голубя, ворону, сороку) Правильно, молодцы!
Загадки
1.Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей).
2.Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
3.Во дворе я – королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.(Сорока)
- Это птица – символ мира
Чердоки ее квартира
Там где площади фантаны
Ищет крошки постоянно.(голубь)
- Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
На интерактивной доске появляются изображения птиц, при правильно отгаданной загадке.
Воспитатель: -Ребята, как всех этих птиц можно назвать, одним словом? Совершенно верно, это зимующие птицы. А, как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Ребята, как вы думаете, какая из этих птиц прилетает к нам только зимой?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
Снегири – северяне, они появляются в наших краях с первым снегом, и получили свое название за это, и живут у нас всю зиму. Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха? Зимой снегирей можно встретить в парках, особенно любят снегиря красоваться на рябине. Давайте посмотрим небольшой фильм о снегирях и послушаем свист снегиря? ( просмотр видеоролика и прослушивание фонограммы)
Ребята, а с чем можно сравнить Свист снегиря , что он вам напоминает, на что он похож? (Ответы детей)( на скрип)
Воспитатель: Свист снегиря похож на звук флейты: нежный, грустный. Послушайте еще раз.
Вам понравилось как поет снегирь?
А как вы можете описать снегиря? Какой он?
Ответы детей (красивый, неторопливый, ……)
Посмотрите на изображение снегиря. ( на интерактивной доске)
-Назовите части тела:
Ответы детей: (туловище, голова, клюв крылья)
-Какое по форме туловище снегиря?
Ответы детей (туловище у снегиря овальной формы).
-Какого цвета грудь?
Ответы детей (грудь у снегиря красная, алая)
-Какая по форме голова птицы?
Ответы детей (голова у снегиря круглая, черная)
-А что есть на голове?
Ответы детей (на голове есть глаза, клюв короткий и толстый)
-Крылья, какого цвета?
Ответы детей (крылья черного цвета)
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Воспитатель обращает внимание детей на картину на доске.
Практическая часть.
– Ребята, посмотрите, на картину? Что здесь нарисовано?
Ответы детей (на ветке рябины сидит снегирь)
– Как вы думаете, какое настроение у снегиря?
Ответы детей (грустное, потому, что он один, и ему скучно)
-Как же мы можем помочь снегирю ?
Ответы детей (нарисовать ему друзей)
– Да, дети, скучно ему одному без друзей, мы с вами нарисуем с помощью пластилина снегирей, и посадим на наше дерево, и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.
В. Подойдите к своему рабочему месту, посмотрите какие материалы у вас лежат на столе. Воспитатель обращает внимание детей на картон с изображение силуэта птицы и на схему соответствия цифр и цвета.
Воспитатель, в пошаговом объяснении, изготавливает свой собственный рисунок (наглядный образец) и объясняет детям задание.
Объяснение этапов выполнения работы: Вспоминаем порядок наших действий. (Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, размазываем аккуратно тонким слоем по поверхности). Показ педагога.
Ребята напомните мне, голову, крылышко и хвостик каким цветом будем раскрашивать?
Д. Черным.
В. Верно.
Указание – напоминание: Ксения напомни, как мы работаем?
Ребенок: – Берем черный пластилин, отщипываем маленький кусочек и растираем пальчиками по заготовке, не выходя за края контура.
Грудку каким цветом будем раскрашивать?
Д. Красным.
В. Правильно.
Указание – напоминание: Мария напомни, как мы работаем?
Ребенок: берем пластилин красного цвета и так же растираем пальчиками по заготовке.
А глаза какого цвета?
Д. Белого.
Дима напомни нам, как мы будем делать.
Ребенок: Берем белый пластилин, скатываем шарик и примазываем.
Пальчиковая гимнастика: А сейчас мы поиграем с пальчиками, потренируем их, чтобы они хорошо работали. «Считалка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две сороки, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть синиц и снегирей,
Ворон в серых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Дети садятся за столы:
Воспитатель: Ребята, давайте проверим всё ли готово к занятию. Нам понадобятся , заготовки птицы из картона, пластилин, клеенка, салфетка.
Самостоятельное выполнение работы – дети рисуют по готовым заготовкам. По окончании дети подходят к доске и наклеивают своих снегирей на ватман с изображением дерева.
Вот на ветке, посмотри
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Итог: – Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, чем они вам понравились? (Дети рассказывают, делятся впечатлениями).
Рефлексия:
– Скажите, Вам понравилось наше занятие?
– С какими трудностями вы столкнулись?
– Как вы с ними справились?
– Что вам показалось самым легким?
– Подумайте и скажите, чему вы сегодня научились?
– Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работами.