Отчет о проделанной работе воспитателя
Должность воспитателя детского сада предполагает составление отчетной документации, которая имеет основополагающее практическое значение. Отчет воспитателя о проделанной работе за год позволяет специалисту: продемонстрировать профессиональные достижения; оценить преимущества и недостатки выполняемой учебно-воспитательной деятельности; прогнозировать результаты следующего учебного года; планировать работу с детьми. Отчетность помогает педработнику выполнять самооценку и самоанализ, которые особенно важны в межаттестационный период, отражать итоги педагогической работы за выбранный отрезок времени. КАК ПРОВЕСТИ САМООБСЛЕДОВАНИЕ И ПОДГОТОВИТЬ ОТЧЕТ Рассказывает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент Отчет воспитателя о проделанной работе за год Годовой отчет воспитателя о проделанной работе опирается на годовой план работы, постепенно раскрывая достигнутые в ходе воспитательной и образовательной деятельности результаты, попутно оценивая их эффективность и рациональность задействованных технологий и приемов. Педагог в обязательном порядке оценивает успехи воспитанников и уровень их развития согласно возрасту. Объем документа зависит от особенностей и объема проводимой учебной и воспитательной работы. В нем обязательно указывают количество детей в группе (число мальчиков и девочек). В зависимости от среднего возраста воспитанников, в младшей группе отчет дополняют результатами теста для определения степени адаптации детей к детскому саду, а в подготовительной — оценки уровня готовности к школе. В документе, касающемся старшей и подготовительной групп, отражают посещение детьми кружков и спортивных секций. В своем отчете воспитатель характеризует детский коллектив, его способности, особенности, сложности в работе. Если возникают проблемные ситуации, педработнику важно отразить в отчете то, как и насколько успешно затруднение было устранено в течение года. СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ: – Годовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать (важно) – Как оценить работу педагогов с родителями за учебный год. Критерии и карты оценки (рекомендации) Отчет о проделанной работе воспитателя: структура документа Структура отчета произвольная, однако документ должен содержать титульный лист с указанием названия ДОУ, ФИО воспитателя, временного отрезка проводимой работы. Основные разделы отчета затрагивают все сферы образовательно-воспитательной работы, которую педагог проводит во вверенной ему группе. Схематически отчет о проделанной работы воспитателя ДОУ выглядит следующим образом: Информационно-статистический раздел — в нем каждый педагог решает для себя, насколько подробно описывать численность группы, особенности и посещаемость детей (достаточно краткого перечисления, однако по желанию этот раздел можно расширить, подробно охарактеризовав личности воспитанников). Методический (описание педагогической работы с перечислением использованных педтехнологий и программ) — важно указать, что деятельность воспитателя и детей подчинена плану ДОУ и образовательной программе, направленной на всестороннее развитие дошкольников. В этом разделе перечисляют задачи, которые были поставлены перед педагогом и вверенной ему группой, включая формирование благополучного эмоционального фона, использования передовых здоровьесберегающих и образовательных технологий, задействование передового педагогического и методического опыта, стимулирование творческой активности детей и их коммуникабельности. Оценочный (передает результаты образовательной и воспитательной деятельности детей). Коммуникативный (отражает суть и характер взаимодействия с родителями воспитанников и членами их семей). Прогностический (передает план работы на будущий год и ожидаемые результаты). Воспитатель в своей работе руководствуется принципами системности, последовательности, интеграции образовательных областей и видов деятельности, повторности и дошкольной дидактики. Взаимодействуя с воспитанниками ключевыми формами взаимодействия является индивидуальная и групповая работа, беседы, наблюдения, исследовательская деятельности. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА Попробуй бесплатно! Учебная программа “Информационные технологии в работе с детьми. Интернет-технологии в работе с дошкольниками”. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. Ключевой составляющей основного раздела отчета о проделанной работе воспитателя старшей группы, подготовительной и младшей является описание основных сфер развития детей, согласно которых реализуется учебный процесс. Физическое развитие В детском саду создаются все условия для стимулирования потребности детей к сохранению здоровья, занятиям спортом, для чего оборудуется спортивный зал, приглашаются инструкторы по физической культуре, а также создаются творческие группы педагогов. Эффективное физическое развитие детей возможно только при задействовании передовых методик, которые следует перечислить в годовом отчете. Как правило, воспитатели используют: дыхательную и пальчиковую гимнастику, утренние упражнения, физкультурные занятия, кинезиологическую и релаксационную гимнастику. В зависимости от возраста воспитанников педагоги проводят с детьми ряд упражнений, направленных на приобретение базовых физических навыков: В младшей группе малышей учат ориентироваться в пространстве, выполнять движения вместе со всеми, бегать, прыгать, лазать, ходить. В своем отчете воспитатель подробно описывает, как малыши перешли от выполнения простейших движений к более сложным, как начали осваивать подвижные игры, упражнения с предметами. Главная задача педагога — выбрать упражнения, посредством которых дети бы смогли освоить необходимые движения и физические навыки, а после отразить это в отчетной документации. В средней и старшей группе совершенствуют зрительное, слуховое и осязательное восприятие ребенка, благодаря которым он не только осваивает необходимые движения, но и узнает связанные с ними понятия (скорость, время, амплитуда, направление). В отчете педагог передает, как с помощью подвижных игр и упражнений, дети освоили основные движения. Для повышения эффективности занятий воспитатели чередует несколько упражнений или игр, что позволяет улучшить и закрепить физические навыки дошкольников. В подготовительной группе упор делается на формирование осознанного отношения детей к спорту и занятиям физкультурой, на бережное отношение к своему здоровью, формирование потребности в двигательной активности. Для этих целей проводятся спортивные мероприятия, в том числе, при участии членов семей воспитанников, организуются спортивные кружки, беседы с родителями, оснащают стандартным и инновационным оборудованием спортивные комнаты. Художественно-эстетическое развитие Воспитатель в своем отчете указывает, какие технологии и методики использовал для развития восприятия и творческих порывов дошкольников. Ключевыми являются нетрадиционные изобразительные техники, которые приобретают особую популярность: использование природных красок, рисование веточками, макаронами или крупой, использование мятого листа или губки в качестве кисти. В отчете о проделанной работе воспитателя старшей, подготовительной и младшей групп в равной степени необходимо передать принципы интеграции к физическим, речевым и познавательным развитием. В документе необходимо отразить, какие выставки детских работ проводились, как воспитатель приобщал детей к культуре и традициям родного края, какие культурно-массовые мероприятия проводились. Познавательное развитие Этот аспект работы особенно важен в старшей и подготовительной группах, потому воспитателям следует подробно описать, какими технологиями и методами он способствовал получению детьми базовых математических и естественнонаучных представлений, проведению исследовательской деятельности. Речевое развитие Педработник описывает работу, проведенную для улучшения речи дошкольников, развития коммуникативных навыков. В отчете он отражает списки детской художественной литературы, которая была прочитана детям, уголки, оформленные для знакомства со словом и языком, дидактические игры, сюжетные картинки и другие педтехнологии, положительно влияющие на развитие речи дошколят. Социально-коммуникативное развитие Педагог отражает в отчете характеристику дисциплинированности и коммуникабельности детей, а при наличии проблемных воспитанников с неустойчивым поведением выделяет их в своем отчете, акцентируя внимание на работе, которая проводится для профилактики безнравственного поведения. Как правило, для этого используются метод бесед, кружковую работу, трудовую деятельность и различные групповые игры, которые улучшают процесс социализации детей. Неизменной остается доминанта игровой деятельности Обязательным разделом отчета воспитателя о проделанной работе за месяц или год является оценочный, демонстрирующий достижения воспитанников в той или иной сфере деятельности. Педагогу следует указать, что занятия проводились в соответствии с правилами внутреннего распорядка детского сада и нормами СанПина. Педработник отражает в своем отчете положительную динамику всех направлений развития дошколят: Достижения в физическом развитии и спорте. Воспитатель перечисляет, какие физические навыки дети приобрели в этом году, какие упражнения и игры проводились. Речевые и познавательные успехи. Согласно возрасту воспитанников, педагог указывает, прогресс, достигнутый за отчетный отрезок времени, в изучении дней недели, цветов, геометрических фигур, цифр, понятий, речевых навыков. Достижения в социализации передает оценка коммуникабельности детей, их умения ладить с одногодками и воспитателями, находить компромиссы, выходить из проблемных ситуаций. Художественно-творческие достижения отражают навыки дошколят использовать различные материалы, в том числе и природные, использовать конструктор, предметы для рисования и детского творчества, умение чувствовать такт и музыку, выполнять движения танца, использовать простейшие музыкальные инструменты, петь. Отчет воспитателя проделанной работе в средней, младшей или подготовительной группе в обязательном порядке отражает суть взаимодействия с родителями и членами семей воспитанников. В этом разделе воспитатель отражает и дает характеристику родителям дошкольников, указывая состав семей, степень их активности и участия в жизнедеятельности детского сада. Педагог должен отразить перечень и эффективность всех видов работы с родителями: анкетирование, посещение семей воспитанников; индивидуальные беседы и консультации (с перечислением тем плановых и экстренных встреч), мастер-классы, родительские собрания; организация совместной деятельности детей и родителей, членов семей и работников ДОУ в ходе подготовки и проведения культурно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, творческие конкурсы, спектакли, концерты детского творчества, уборка участка и группы, создание поделок); создание памяток и информационных стендов для родителей. Завершают годовой отчет воспитателя общие выводы и планы на будущий год, перспективы развития детей, самоанализ работы и перечисление ключевых задач педагогической деятельности. В этом разделе педагог акцентирует внимание на принципах работы: заботе о здоровье и безопасности детей; стремлении помочь во всестороннем развитии дошкольников; максимальное задействование передовых педагогических технологий и различных видов детского творчества с интеграцией их во всех виды деятельности; формирование единого подхода к воспитанию малышей в семье и детском саду. Цели и задачи работы взаимосвязаны и чаще всего выражаются в: Обновлении и расширении предметно-развивающей среды в группе. Сохранении партнерских взаимоотношений с членами семей воспитанников, детьми и коллегами. Способствовать внедрению опыта соблюдения здорового образа жизни детьми и родителями воспитанников посредством проведения бесед, консультаций и культурно-оздоровительных мероприятий. Поддерживать благоприятный эмоциональный фон в группе. Работать над всесторонним развитием детей, закреплять с ними навыки и знания, которые были получены в ходе образовательно-воспитательной деятельности. Аналитический отчет о проделанной работе воспитателя Аналитическая отчетность разработана не для усложнения работы воспитателей, а в качестве методической помощи педагогам. Документ призван демонстрировать профессиональные достижения специалистов, их способность справедливо оценивать эффективность работы за год. Аналитический отчет о проделанной работе воспитателя составляется для перевода профессиональной деятельности с формального на прикладной уровень, проведения осмысленного самоанализа. Анализ педагогической деятельности воспитателя строится на эффективности освоения детьми основной образовательной программы. С его помощью педагог понимает, насколько успешной или безуспешной была его работа за год, он оценивает и отмечает проблемы, которые планирует устранить в ближайшем будущем. Следовательно, аналитический отчет за год составляется для того, чтобы воспитатель: мог определить отрицательные и положительные стороны реализации образовательной программы и организации учебного процесса; на основании полученных сведений разработал более эффективную рабочую программу; мог повысить уровень своего профессионального мастерства, получив стимул к личностному росту и непрерывному образованию. В чем отличие аттестационных материалов, аналитического и годового отчета воспитателя о проделанной работе? Документы схожи между собой, к тому же в некоторых детских садах, работая над оформлением годового отчета, воспитатели используют схемы, документы и материалы, задействованные при аттестации. Это помогает педагогу заранее подготовить и систематизировать материалы, чтобы без труда пройти аттестацию, однако задачи у подобной отчетности разные: Аттестационные материалы готовятся раз в 5 лет, он призваны продемонстрировать и подтвердить уровень профессионального мастерства воспитателя, доказать справедливость его притязаний на получение новой категории. Аналитический и годовой отчет составляется ежегодно, позволяя повысить эффективность учебного и воспитательного процессов. Структура и образец аналитического отчета о проделанной работе воспитателя Форма и структура аналитического отчета воспитателя не регламентирована, потому педагоги вправе составлять документ без оглядки на какие-либо требования или нормы. Допускается разработка единой для всех работников детского сада формы аналитической отчетности, воспитатель может оспорить или проигнорировать подобное решение. Чтобы сделать документ содержательным и полезным, опытные педагоги используют многочисленные приложения в виде таблиц и схем, отказываются от фраз-клише. Суть аналитической работы заключается в: выделении проблемных моментов и положительных достижений; обозначении слабых и сильных сторон учебного процесса; прогнозировании результата следующих отчетных периодов. Объем отчета у молодого специалиста и опытного педагога может отличаться. Старший воспитатель может помочь педагогу советом, продемонстрировав образец хорошего аналитического отчета, дав практические рекомендации по его написанию. Примерный образец отчета о проделанной работе воспитателя опирается на аналитическую составляющую и включает следующие пункты: 1. Характеристика группы Воспитателю стоит ограничиться краткой характеристикой без описания взаимоотношений внутри группы и описания развития детей за последний год. Педагогу следует отказаться от пустых фраз, характеризуя численность и состав группы, возраст детей, особенности здоровья, посещаемость. 2. Перечень целей и задач, поставленных воспитателем на заданный период Перечисление целей и задач, необходимых для их реализации. 3. Анализ образовательной среды и условий реализации основной программы Воспитателю необходимо описать и проанализировать условия в группе, способствующие развитию детей. В этом ему помогут таблицы-приложения с перечислением данных о состоянии развивающей предметно-пространственной среды, задействованных педтехнологиях, проведенных мероприятиях. Педагогу важно не только собрать сведения о среде, но и качественно их проанализировать, отметив, что именно способствует реализации требований ФГОС. Отдельно анализируются сильные стороны учебной деятельности и самые проблемные моменты. 4. Анализ педагогической диагностики Оценивая итоги педагогической диагностики, воспитатель определяет, в каких областях дети достигли наивысших результатов, а в каких — низших. Помимо оценки успешности прилагается план поддержки точек роста и коррекции слабых показателей. Приложением служат результаты психологической и педагогической диагностики. 5. Оценка эффективности взаимодействия с родителями воспитанников Воспитателю необходимо выделить наиболее эффективные формы взаимодействия с членами семей воспитанников, перечислив все формы деятельности и спрогнозировав применение новых форм. 6. Анализ работы с дошкольникам с особыми образовательными потребностями В этом разделе оценивается эффективность работы с воспитанниками с ОВЗ и теми, кто нуждается в индивидуальной работе и особом педагогическом подходе — одаренные дети. Анализируются слабые стороны — запланированные, но не реализованные меры, безрезультативные действия, а также сильные стороны — виды деятельности, которые оказались наиболее результативными. 7. Анализ процесса самообразования и профессионального роста педагога Педагогу следует указать, над какой темой он работал в последнее время, перечислить список использованной литературы, оценить практическую ценность источников (в формате «изучил…», «получил необходимые представления о…», «расширил представление о…»), а после указывает, что было реализовано и что не получилось на пути повышения профессионального уровня. Оцениваются и задействованные в работе образовательные технологии. Если за год был реализован только один проект, стоит указать, что проектная технология освоена. Если в работе был использован отдельный педагогический прием, не стоит указывать, что были задействованы элементы образовательных технологий, которые являются целостной системой. В приложении к аналитическому отчету указывается, какие курсы, семинары и мастер-классы посетил педагог, как транслировал собственный опыт на практике. В основном документе отражаются только наиболее эффективные виды деятельности. Если отчет о проделанной работе воспитателя оформляется в таблицу, нельзя упустить проблемные моменты повышения квалификации: участие в методических мероприятиях, разработка проектов, посещение семинаров. Важно не бояться откровенно оценивать свое участие в подобных мероприятиях и уровень их организации. 8. Обобщающие выводы, постановка целей и задач на будущий год Педагог должен продемонстрировать умение оценивать учебную деятельность и ее результаты, выявлять проблемы и сильные стороны своей работы, ставить цели, прогнозировать результаты дальнейшей деятельности. Особое значение имеет навык видеть слабые стороны своей работы, искать и находить пути их устранения. Таблицы-приложения, которыми дополняется аналитический отчет, педагог заполняет и составляет в течение года. Они могут использоваться для участия в конкурсах профессионального мастерства или в подготовке к аттестации. Творческий отчет воспитателя о проделанной работе интегрирует планирование и анализ в единую систему, направленную на повышение эффективности образовательного процесса. Качественный и непредвзятый анализ — стимул совершенствовать профессиональное мастерство, искать новые формы и приемы работы. Узнать больше о работе воспитателя детского сада и его отчетности можно в статьях: 1. Должностная инструкция воспитателя детского сада 2. Аналитический отчет воспитателя 3. План самообразования воспитателя ДОУ 4. Описание педагогической деятельности воспитателя для аттестации 5. Творческий отчет: “Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать”