автор: Ошкина Нина Анатольевна
учитель математики МБОУ “Малосалаирская СОШ” Кемеровская обл Гурьевский р-н
Дидактических игры на уроках математики и их использование в рамках ФГОС
Дидактических игры на уроках математики и их использование в рамках ФГОС
Учитель математики
МБОУ “Малосалаирская СОШ”
Ошкина Н.А.
Современное информационное общество запрашивает человека способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решении. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.
При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями.
Принято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы.
Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы: в 5–6-х; 7–9-х и даже в 10–11-х классах.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Цели (в соответствии с требованиями ФГОС):
1.В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.
- В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.
- В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитиемыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.
Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):
- В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
- В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
- В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Типы дидактических игр сгруппированных по виду деятельности учащихся:
- Игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами).
- Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче).
- Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»);
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом).
Использование дидактических игр, также открывает определенные перспективы в деле повышения интереса учащихся к урокам математики, и, как следствие, повышению качества знаний (ибо занятия неинтересным делом отупляют школьников, вызывают у них чувство агрессии и отвращения к урокам математики).